Но ученые про бензин уже все знали. В 1833 году немецкий химик Эйльхард Мичерлих (Eilhard Mitscherlich) (1794 — 1863) научился получать из бензойной кислоты бесцветную, легко воспламеняющуюся жидкость с резким запахом. Собственно говоря, Мичерлих не был первооткрывателем этого вещества. В 1649 году, занимаясь перегонкой каменноугольной смолы, его получил алхимик Иоганн Глаубер (Johann Rudolph Glauber)(1604 — 1670). Описал в своих трудах, но не заинтересовался, даже названия не дал. Значительно позже, в 1825 году, Майкл Фарадей получил это же вещество, конденсируя светильный газ.
В принципе, и Глаубер, и Фарадей, так сказать, шли по одной дороге. И каменноугольная смола, и светильный газ — продукты коксования каменного угля. Мичерлих, в отличие от предшественников, подробно изучил полученное им вещество, назвал его бензолом (или, как вариант, бензеном) и ввел это слово во всеобщий обиход.
Уже к концу XIX века словом «бензен», измененным на французский манер — «бензин», стали называть не бензол, а его раствор в органических растворителях. Именно ту жидкость, которую и продавали в аптеках.
Состав этой жидкости был достаточно неопределенным, и кроме бензола в ней находилось множество других веществ, например, легких углеводородов, делающих смесь более горючей. Именно из-за этой смеси легких фракций перегонки нефти бензин сделался автомобильным топливом. Давший же бензину название бензол оказался веществом вредным, ухудшающим процесс сгорания. Производители до сих пор стремятся снизить его содержание, насколько это возможно.
Таким образом, бензин — дальний родственник бензойной кислоты. Кислота эта представляет из себя твердые беловатые кристаллы. Это вещество было известно европейским алхимикам со времен еще М. Нострадамуса (1503 — 1566). Его получали, конденсируя пары весьма распространенного в то время благовония, которое называлось «бензой», или «росный ладан».
В прекрасном стихотворении из книги «Цветы зла» французский поэт Шарль Бодлер включил бензой в число благовоний, создающих «развратный аромат»:
СООТВЕТСТВИЯ
Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
(Ш.Бодлер; перевод Эллиса)
Благовония попадали в Европу с Ближнего Востока. На тамошние рынки купцы привозили их с засушливых плато Аравии, Эфиопии и Сомали. Оказывается, даже в этих безводных краях растут деревья, больше похожие на кусты. Летом, под испепеляющим солнцем растения как бы «засыпают», чтобы не расходовать драгоценную влагу. Листья на них опадают, течение соков в стволе почти прекращается. В северных широтах так ведут себя деревья зимой.
Но в недолгую пору зимы, когда на землю выпадает роса, деревья оживают. Если в это время на стволе сделать разрез, растения будут долго истекать ароматной смолой, пока не «залечат» рану.
По-арабски вытекающую смолу называли «молоком», «лабан». Отсюда происходит греческое слово «ладан», перешедшее и в русский язык. Те, кто приедут в Иерусалим и будут пробираться к святым местам по узким улочкам Старого города, и сейчас могут увидеть (и даже купить) настоящий ладан различных цветов, сортов и запахов в арабских лавках, где торгуют кофе и орехами.
Но бензой арабские купцы-мореплаватели привозили из мест гораздо более далеких — с Малайского архипелага и из Индонезии. Бензой — застывшая смола особого сорта тамошних деревьев, стиракса. Арабы называли ее «лабан джави» (ладан с Явы). Европейцы отбросили первый слог, посчитав его артиклем вроде французского или итальянского «la» (история, довольно часто случавшаяся с арабскими заимствованиями) и преобразовали в «бензой».
Бензой и поныне используют для благовонных курений в католических и в православных церквях в качестве дешевого заменителя ладана. Так что те, у кого хорошая память на запахи, могут, побывав в церкви, сравнить, насколько далеко ушел от своего природного первоисточника современный работяга-бензин.
it is you!73Короче, следите за новостями! 13-15 марта с.г., в Москве, в Центральном Доме Торговли состоится конгресс по биотопливу.73
0 Ответить
ВНИМАНИЕ ВСЕМ! Всех желающих разобраться в тонкостях спицифических запахов современного маторного топлива-синтина и этанола, от лица ОАО им.акад.БССР Я.М.Паушкина и от себя лично, приглашем на сайт Ждём Вас!73
0 Ответить
Александр Ефименко, Маторное топливо- это то, которое кто то мАтивировал и в хвост и в гриву
0 Ответить
Марк Блау, Чуть не в тему - а почему нет такого растворителя, который растворял бы уголь в шахтах до состояния, хотя бы, нефти?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ю. Лях, углерод ни в чем не растворяется. Этим, в частности, обусловлен интерес к углеродным полимерам, прочным и стойким. Есть другая идея - подземная газификация угля. Не поднимать уголь на поверхность, чтобы потом сжигать, а сжигать его в пласте, выводя на поверхность горючий газ.
0 Ответить
Марк Блау, процесс трудно упровляемый. Прежде чем внедрять поздземную газификацию, подумайте о последствиях. Лично я и члены моей семьи не желаем жить на большой, взрывоопасной печке.73
0 Ответить
Александр Ефименко, я не сторонник этой идеи. Да и идея очень давняя. Если до сих пор не внедрена - значит, особого смысла не имеет. Другой вопрос: хотели ли бы вы с семьей жить над большой ямой (=шахтой), куда в один не прекрасный день можно провалиться?
0 Ответить
Марк Блау, а что Вы скажите по вопросу гидрогенизации водородом продуктов коксования?
0 Ответить
Андрей Карасёв, не специалист. Поэтому не скажу ничего
0 Ответить
Марк Блау, спасибо за отличную, познавательную справочку !
0 Ответить
Я мужу часто покупаю бензин для зажигалок Зиппо. Их фирменное отличие -- особенный аромат, помогает отличить от подделок. В бензин добавляется парфюмная отдушка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ksenia Prchy, бензол и есть ароматизатор , применяемый в парфюмерной промышленности
0 Ответить
Андрей Карасёв, "Бензол запрещен к применению в товарах широкого потребления, а во многих странах было прекращено его использование в качестве растворителя и компонента жидкости для сухой химчистки.
Бензол широко применялся при изготовлении стирола, фенолов, малеинового ангидрида и ряда детергентов, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов и красителей. Он использовался как топливо, химический реактив и экстрагирующий агент для семян и орехов. Моно-, ди- и триалкильные производные бензола используются, прежде всего, как растворители и разбавители в производстве духов и промежуточных материалов для красителей. Эти вещества присутствуют в некоторых нефтепродуктах и в дистиллятах каменноугольной смолы. Псевдокумол используется при изготовлении духов, а 1,3,5-триметилбензол и псевдокумол используются также как промежуточные звенья в производстве красителей, но главное промышленное применение этих веществ - растворители и разбавители."
0 Ответить
Игорь Абрамов, это мне всё известно. International Fuel Quality Center (IFQC) регулярно проводит мониторинг национальных стандартов на моторное топливо. По последнему отчёту лидирует Южная Корея.
0 Ответить
Андрей Карасёв, я сейчас как ребёнок, которому сказали, что Деда Мороза нет...
А как же жасмин, бергамот, гвоздичное и розовое масло? Кензо, Сальваторе Феррагамо и Аннаяки?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ksenia Prchy, это как снегурочка .
0 Ответить
Марк Блау, отличная статья, я отметил. Если бы был жив Ярослав Михайлович Паушкин, думаю,что он тоже поддержал бы Ваш экскурс в историю моторных топлив. Современные "бензины" могут пахнуть всем чем угодно. В Николаеве-синтин пахнет петбутылками, в зерновых районах-этанолом, а я жду запаха конского навоза. Именно так будет пахнуть синтин, полученный из топинамбура-дальнего родственника подсолнуха. Вершки топинамбура хорошее сырьё для биосинтина, корешки- для получения биоэтанола. Многие автолюбители смогут "поить" своих "стальных лошадей" биосинтином собственного производства, когда запустят в серию установки "Красный Луч-2". Кстати, в последних работах академика Я.Паушкина, говорилось о воде.Но это уже другая история.73
0 Ответить
Марк Блау, что-то мне расхотелось нюхать бензин после комментариев некоторых. Лучше уж ладан.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, бензолы широко используются в бензине как присадки против детонации. Но антидетонатор бензол не важный, и для получения высокооктанового топлива требуется его добавление до 30 %. Такое большое содержание бензола в моторном топливе вызывает повышенное нагарообразование.
Поскольку бензол - ароматический углерод, то он придаёт специфический запах топливу. Раньше по запаху можно было отличить 72, 76 и 93 бензины, а также понять степень разбавления 93-го 76-м, что встречалось очень часто. Современные московские бензины эту особенность потеряли.
0 Ответить
Современные евростандарты жёстко ограничивают содержание ароматики в топливах (из-за вредного выхлопа), поэтому теперь автомобильные бензины начинают (у нас) делать не на ароматике, а на разветвлённых изомерах. С точки зрения технологии это те же яйца, только в профиль, но "на выходе" получается более экологичный бензин.
И ведь можно просто "отжать" из бензина лишнюю ароматику, а октан поднимать тем же МТБЭ, например, или тупо этанолом...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анатолий Степанов, этанол, - всё-таки, яд. Хотя было время и толуолом поднимали в СССР, даже для автотранспорта. Тогда точно можно было сказать, что бензин пах смертью.
0 Ответить
Андрей Карасёв, этанол, - всё-таки, яд, но пьют его в несметных количествах
0 Ответить
Олег Антонов, пют только разжиженный дисц.водой, а для машины, как у меня , и 70% самогон из корешков топинамбура, после вымораживания воды, пойдёт. Ездил на диз.топливе+А-95, и дальше езжу.73
0 Ответить
И еще в качестве иллюстрации картина американского художника Эдварда Хоппера (Edward Hopper) (1882–1967)
0 Ответить
те, у кого хорошая память на запахи, могут, побывав в церкви, сравнить насколько далеко ушел от своего природного первоисточника современный работяга-бензин.
Если не паленый, то не должен далеко уйти.
Но сравнивать имхо надо с бензином для зажигалок, без присадок.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, у "исторического" бензина из статьи Марка, и у "современного" автобензина, будь он хоть "левый", хоть подлинный, вообще мало общего. И у "бензина для зажигалок" тоже с автобензином общего не много, и дело не только в присадках. Они, вообще говоря, из разных веществ приготовляются.
Дело в том, что у меня в планах как раз числится статья про современные автобензины. Я было отложил её в долгий ящик, но теперь придётся поторопиться с её подготовкой
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анатолий Степанов, Жду вашу статью .
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Сергей В. Воробьев,
0 Ответить