Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево.
Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот — левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня.
Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом.
Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку — липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.
Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик
Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб — тоже в дар ему.
Жаловали лешего подарками и на Пасху, оставляя для него пасхальное яичко (!), а особенно активно ублажали 22 августа, на Агафона, в день, точнее в ночь его именин, чтобы не осерчал и не раскидал снопы в поле. Но раз в году, 17 октября, никакие подношения и благодарности не помогали избежать происков лешака: про этот день говорили, что все лесные духи бесятся, а предводитель их ломает деревья, разгоняет зверье и сам проваливается под землю, возвращаясь лишь по весне, когда она оттает.
В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров
Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки — маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой — эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его — аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает.
Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С. Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…
Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора — бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней.
А в нашем парке стояли такие лесовики, прямо как Дзидзо в Японии - жаль, теперь нет их и фото не сохранились...
А вот это тоже лесовики. Японские.
0 Ответить
Скоро благодаря вам мы язычниками станем. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"А вот и врёшь, вот и врёшь! У леших клыки до самого носа и пузо набекрень!"
"У кого это набекрень? У меня набекрень? Дедушка, он дразнится!"
0 Ответить
Валентина, как всегда очень интересно. Но судя по оценкам по тебе тоже кто-то топчется. Что за злыдня появилась? Всех мастеров и небожителей пытается потоптать. Наверное весеннее обострение у злыдни.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, весной все болячки обостряются. Этот тоже не исключение. Элементарная зависть, считаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отлично написано. Что интересно у разных народов и разные названия.
В античности пан, затем сатир, силен, фавн, в Эстонии лесной дух, на Кавказе дэв, в Скандинавии скугсмен и юлбок, в Мордовии дячк и его спутница виряве, у немцев моховые старушки. И т.д.
Значит есть первоначальный источник, а кто, или что?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, везде жили люди. Древнейшим предкам была свойственна, во-первых, вера в первопредков (отсюда пошло династическое дерево всех духов). Во-вторых, попытки объяснить необычные или уникальные условиях некоторых местностей (где-то становилось плохо, где-то - наоборот), в третьих причудливый, необычный, отличный от других вид природных объектов (семиствольный дуб и т.п.).
0 Ответить
Игорь Абрамов, в сказке "Кнут-музыкант" фигурируют обитатели Киикальского леса, среди них - королева эльфов и лесная царица, имеющая вид старой сосны, которая обычно стоит в полный рост, а когда устаёт - ложится подремать в болото. Ну а вообще лешие произошли скорее всего от причудливых коряг и сухих деревьев, напоминающих фигуры людей и зверей. Лешие в нашем парке были сделаны именно из коряг, и японские статуи Дзидзо, которые обычно стоят возле глухих лесных тропок, тоже похожи на коряги.
0 Ответить
Игорь Абрамов, вот эстонский лесной дух. Мне привезли с Эстонии.
0 Ответить
Денис Леонтьев, ночью спать дает?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, да у меня полон дом всяких чертей, гоблинов, кобольдов, так что порой поднимают ночью нешуточную возню.
0 Ответить
Сергей, мои извинения, статья о проказниках-лесных духах осталась на компе, который приказал долго жить по "железной" причине. Раньше, чем через неделю, этот вопрос не решить. Поэтому ставлю статьи как готовые, а про Ауку, Боли-бошку и проч. - отдельно расскажу.
0 Ответить
Статья находится в работе
Вечно эти гении.. публикуйте уже, вполне распрекрасная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, спасибо. Нужно дописать еще третью - о духах проказниках типа Боли-бошки, что расставить перекрестные ссылки
0 Ответить
расставить перекрестные ссылки
Что, по этим перекрестным ссылкам КТО ТО ХОДИТ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, а как же, конечно! Новичку всё интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, ну а как же не ходить! Случайно попав на статью о зеленых мифических существах, разве не захотели бы Вы почитать о существах другого цвета?
0 Ответить