В начале 20-х годов в стране остро встал вопрос о серийном выпуске механических тягловых машин — тракторов. Талантливый русский изобретатель
1903 год. Яков Васильевич Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть.
В это же год Мамин получил патент на двигатель. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.
Народный Комиссариат Земледелия выделил 100 тысяч рублей золотом на покупку новых станков и оборудования для тракторного производства и командировал Мамина за границу. Он выполнил поручение, закупил необходимое оборудование, которое было привезено в Марксштадт.
В конце 1923 года начался выпуск отдельных частей и приспособлений для производства тракторов. В апреле 1924 года на заводе был создан первый колесный трактор «Карлик». Этот трактор принял участие в первомайской демонстрации. Посмотреть на стального коня собрались жители города, которые сопровождали трактор от завода до Интернациональной площади.
В 1926 году на заводе «Возрождение» по проекту Мамина был оборудован тракторный цех, который был рассчитан на производство 75 тракторов в год. В цехе применялись новейшие технологии и был освоен конвейерный метод сборки. Однако программа создания на заводе «Возрождение» отечественного трактора в 20-х годах не была реализована по целому ряду причин. В первую очередь потому, что не удалось закупить и завезти необходимое оборудование, а крайняя техническая отсталость и низкая квалификация рабочих не позволили самостоятельно наладить производство трактора. Во-вторых, наладить массовое производство тракторов мешали отсутствие постоянного сообщения с крупными промышленными центрами, а также нехватка сырья.
В 1928 году Тракторная комиссия при Госплане СССР решила передать производство тракторов на ленинградский завод «Красный путиловец», как более приспособленный для этих целей. Я. Мамин покинул Марксштадт, который навсегда остался родиной первого серийного советского трактора.
«Запорожец», «Гном», «Карлик», «Коломенец-1» — эти первенцы по праву вошли в историю отечественного тракторостроения.
К 1928 году завод выпустил 526 тракторов марки «Карлик».
Откуда такая цифра? Около 20 тракторов было.
0 Ответить
Александр Неровский, спасибо, убрали цифры.
0 Ответить
Да, "Коммунар" - мощная и надёжная техника. С переделанным под солярку двигателем они работают до сих пор.
0 Ответить