Это произошло в самый разгар Великой Отечественной войны, когда многомесячная всенародная битва с сильным, коварным врагом — фашизмом — уже знала множество примеров военной победы. Но этот буквально потряс человечество.
В феврале 1943 года возле небольшой, тогда мало кому известной деревни Чернушки, затерявшейся среди лесов и болот, совершил свой бессмертный подвиг стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сталинской (как она тогда именовалась) стрелковой бригады добровольцев-сибиряков девятнадцатилетний красноармеец Александр Матвеевич Матросов. В критическое мгновение боя он вступил в единоборство с вражескими пулеметчиками, засевшими в дзоте. Прорвавшись к огневой точке врага и расстреляв патроны, мужественный воин без колебаний лег грудью на огнедышащую амбразуру и заставил на время замолчать дзот. Те драгоценные секунды оказались решающими для атакующих.
Бой за деревню Чернушки под Великими Луками стал частью стратегической битвы наших войск за снятие вражеской блокады Ленинграда, освобождения от захватчиков псковской земли и Прибалтики. Весть о подвиге Матросова молнией облетела войска, призывая их идти вперед, на разгром ненавистного врага. Родина высоко оценила подвиг красноармейца. Ему посмертно присвоено наивысшее звание — Герой Советского Союза. А гвардейский стрелковый полк, где он служил, удостоили имени отважного воина, которого навечно зачислили в список солдат 1-й роты 254-го гвардейского полка.
У Александра нашлось немало последователей. Но юный герой не был первым, кто закрыл огневую точку противника своей грудью. До событий под Чернушками такой подвиг бойцы Красной Армии уже совершали. Этому факту есть объяснение: первой о подвиге Матросова рассказала дивизионная газета, а затем материал опубликовали в центральной прессе. С того времени о нем и узнала вся страна, а его имя стало символом героизма.
Из документов, хранящихся в подольском военном архиве, следует, что первым был Александр Панкратов, политрук 28-й танковой дивизии. 24 августа 1941 г. в бою за Кириллов монастырь под Новгородом он бросился на вражеский пулемет, заставив его замолчать. Всего в списках героев, совершивших подобный подвиг на полях сражений Великой Отечественной, свыше двухсот воинов.
«Фашистских гадов разобьем!»
Но меня всегда интересовали не только обстоятельства этого судьбоносного боя, но и люди, которым пришлось стать свидетелями подвига. В частности, судьба командира 2-го стрелкового батальона капитана С. Афанасьева, лейтенанта Л. Королева, во взводе которого с 12 по 23 февраля 1943 года служил и совершил свой подвиг Александр. Интерес вызвала судьба старшего инструктора по пропаганде и агитации политотдела 91-й стрелковой бригады, старшего лейтенанта П. Волкова. Это он сообщил миру о героическом поступке воина.
Документы, фронтовые письма, воспоминания бывших фронтовиков, во многом помогли воспроизвести картину того памятного боя, характеры и стремления воинов. Вот строки из письма капитана Афанасьева, адресованного своей семье от 22 октября 1941 г: «…письма вам не посылал, нельзя было. С начала войны почти не раздевался. На протяжении всех этих месяцев находился на фронте, попал в окружение, многократно оказывался на волоске от смерти… Вскоре опять на фронт. Не печальтесь, возможно, останусь среди живых, если же нет, то, значит, судилось так. Только одно знаю, уверен точно: фашистских гадов разобьем!».
А вот как характеризовал комбата командир взвода ст. лейтенант запаса А. Кашеваров: «О командире батальона капитане Афанасьеве сообщаю вот что. Боевой офицер, на вид ему было где-то под тридцать, невысокого роста, белокурый, энергичный, ходил всегда в белом полушубке, говорил сжато, ясно, немного резковато, был требовательным, справедливым, в бою очень смелым…»
Из обнаруженной информации удалось установить, что капитан Афанасьев был тяжело ранен в бою возле той же деревни Чернушки 25 февраля 1943 г. и умер от ран в Москве в больнице имени Боткина 23 марта 1943 г.
«Помню лейтенанта Королева…»
А вот как характеризовала лейтенанта Королева бывший санинструктор 2-го батальона Е. Солнцева: «…помню лейтенанта Королева… Шел бой, кажется, за Жарки. В этом бою погибло много наших товарищей. Это происходило в марте 1943 года. Ночью бой стих. Раненых оказалось много. Мороз крепчал. Окровавленная одежда раненых начала замерзать. Заканчивалась вода. Мы с Варей Воеводиной сняли с себя шинели, собрали душегрейки и всем, что можно было собрать, укрывали от холода раненых.
Чтобы утолить им жажду, приходилось в ладонях растапливать снег и по капле собранной жидкостью увлажнять губы обессиленным солдатам. Мы оказались отрезанными от своих частей. Эвакуировать раненых было не на чем, да и невозможно. И вот в эту тяжелую минуту появился лейтенант Королев. Приказал всем, кто в состоянии, держать оружие, стоять до утра. А во взводе Королева осталось горсточка автоматчиков. И выстояли. Где-то в три часа утра до нас с боем прорвались наши с подводами для раненых… Рассказать о нем больше ничего не могу. Живой ли он? Если живой, то пребольшая ему солдатская благодарность за его мужество и поддержку в окружении в ту страшную ночь…".
С волнением читаешь эти строки, и воображение рисует образы героев. Леонид Степанович Королев ушел в вечность в родном городе Дзержинске в 1953-м. Вечная ему память.
«Родина и семья — это вся моя жизнь…»
Инструктором по пропаганде и агитации 91-й бригады был старший лейтенант Петр Волков. В тот драматический день он доложил с переднего края в политотдел: «Нахожусь во втором батальоне. Наступаем… В бою за Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты».
О моральной красоте, честности и преданности народу свидетельствуют и письма Петра Ильича Волкова, посланные домой с войны. Вот строки из них: «Добрый день, дорогая Нюша! Всех вас крепко целую. Вчера получил от тебя два письма. Это для меня большая радость. 29 января отослал тебе 950 рублей, а 80 внес в строительство танковой колонны. События на фронте, что не день — в нашу пользу. Еще несколько ударов и будем праздновать победу. Хотя неминуемы и большие потери. Но войн без жертв не бывает. Родина и семья — это вся моя жизнь. Живите надеждой на нашу победу и мое возвращение домой. Ну, а если со мной что-то случится, то знайте, что во имя Родины и счастья многие отдают сегодня жизнь. 25 февраля 1943 г.».
В течение пяти дней после подвига Александра Матросова не выходил из боев 2-й отдельный стрелковый батальон. Именно из-за этого обстоятельства П. Волков не имел возможности лично доложить командованию 91-й бригады о подвиге Матросова. 27 февраля 1943 года ст. лейтенант Волков, верный военной присяге и своему долгу, пал на поле боя смертью храбрых, защищая Родину от фашистских захватчиков. Похоронен возле д. Чернушки.
Давно отгремели залпы войны. Суровое время Великой Отечественной стало достоянием истории. Но слава тех дней не померкнет. Она волнует сердца современников. И сколько бы времени не прошло с 9 мая 1945 года, никогда не сотрется в нашей памяти величие подвига. И если бы эта война завершилась в другое время года, Победа все равно означала бы обновление, возрождение, возвращение к жизни — то, что несет миру весна.
Игорь, спасибо, что написали статью об А. Матросове.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Полоз, не хочу попасть в категорию "ревизионистов" (упомянута предыдущим оратором), но - вы разве не слыхали об альтернативной версии подвига Матросова?
Честно - мне интересно, как все было на самом деле, хотя я не умаляю значимости с точки зрения идеологии,боевого духа и наверное будущей победы того подвига (или той интерпретации), который традиционно приписывают Александру Матросову.
Я не уверен, что это планировалось рассматривать в рамках статьи (тем более, приуроченной к такому великому празднику),поэтому я не в претензии - просто тема для меня непроясненная,а важная.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Павел Ткаченко, полностью согласен.
0 Ответить
Игорь Полоз, весьма полезная статья. А то нынешние ревизионисты от истории всё чаще пытаются исказить события Второй Мировой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить