18 августа исполняется 260 лет со дня рождения знаменитого человека. Печально знаменитого, как принято говорить. Убийцы гения, убийцы Моцарта.
1997 год, 13 лет назад. Дворец юстиции в Милане. Слушается дело, «Встать, суд идет!». Вердикт суда: «Невиновен за отсутствием состава преступления». Доводы защиты — безупречны. Если человек страдал патологической завистью, мир бы лишился многих гениев. В частности, учеников самого же Сальери: Бетховена, Шуберта, Листа, Мейербера, Черни (чьи этюды детишки штудируют), Гуммеля.
Какие имена! Можно обзавидоваться потрясающим талантам, которых одновременно воспитываешь и пестуешь. И любишь, и помогаешь всеми силами, средствами. А такой простенький, но ошеломляющий факт, что вдова Моцарта, Констанца, взяла сыну педагога по музыкальным дисциплинам, и это был… Сальери. Отдать сына в обучение убийце мужа? Невероятно.
200 с лишним лет человечество с удовольствием муссировало тему. Моцарт и Сальери — это стало символом. Символом непреодолимой зависти. Во-первых, сам Сальери признался, правда, уже в помутившемся рассудке, впоследствии яростно это отрицая. Признанию не поверили люди, хорошо знавшие Сальери: ни Бетховен, ни Россини. Но слухи, слухи поползли по Европе.
Во-вторых, гениальный А. Пушкин написал гениальную «Маленькую трагедию». А гениальный Н. Римский-Корсаков написал по ней оперу. А блестящий драматург Питер Шеффер уже в 20 веке написал свою пьесу. А гениальный Милош Форман снял по ней оскароносный фильм «Амадей» (1984 год).
И везде Сальери — убийца, только трактовки разные. И до сих пор Сальери мало исполняют, имя его давно стало нарицательным. Причина — расхожее мнение, что один композитор убил другого. Из зависти, конечно. Все очень просто. Но это не так. Даже у Пушкина это не так, хотя и там убийца назван. Но все сложнее.
Вот Сальери у Пушкина сам о себе говорит:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
МузЫку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).
Глубокие слова, непростые. Сразу, с ходу, Сальери признается в том, что он — посредственность. А так ли это было на самом деле?
Антонио Сальери родился18 августа 1750 г., недалеко от Вероны, в Венецианской республике (умер 7 мая 1825 года). Рано уехал в Вену — тогдашнюю музыкальную столицу мира. Написал более 40 опер и других произведений (ставились и в Петербурге). Обучал многих музыкальных гениев своей эпохи (Ф. Шуберт в благодарность посвятил ему свою кантату). Занимался благотворительностью. Заботился о детях своего учителя Глюка. Не обойден прижизненной славой и регалиями.
Но почему так быстро и с удовольствием поверили сплетням? А еще и традиционный антагонизм: Сальери — итальянец, живущий в Вене, а в то время уже провозглашалась своя национальная культура. Композитор Карл Мария фон Вебер (родственник Моцарта по жене) даже отказывался знаться с Сальери. Хотя сам Моцарт «знался».
А еще Сальери — глубоко верующий католик. Но и здесь возникли какие-то проблемы («но правды нет и выше»). И всю жизнь ему приходится искать Бога. В Моцарте он его и находит:
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).
Но этот «несносный», «ребячливый» шутник Моцарт (Пушкина), вместо того, чтобы приосаниться и надуть щеки, в ответ веселится:
Ба! право? может быть…
Но божество мое проголодалось.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).
Какой удар для человека, наконец, нашедшего для себя то, что всю жизнь искал и чему даже дал невероятное определение. Вердикт Сальери:
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).
В этой фразе — чуть ли не вся суть. Дальше следует беседа о знаменитом и таинственном Реквиеме, которому Моцарту заказал «Черный Человек»:
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек
(А. Пушкин. Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»).
Существуют разнообразные и потрясающие трактовки этой философской маленькой трагедии. И то, что Сальери (который 18 лет носит с собой яд) сам стремится к суициду, и то, что Моцарт понимает, что его сейчас отравят:
Мацарт: Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери: Не думаю: он слишком был смешон
Для ремесла такого.
Моцарт: Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери: Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) — Ну, пей же.
Об этой Маленькой трагедии Пушкина можно говорить бесконечно. Она вся — пластами, уходящая в глубину. И давно разобрана на цитаты. Но художественная правда не равна правде исторической. Хотя, как пишут, есть уже давно специализированный термин: «синдром Сальери».
Все говорят: нет правды на земле.
Но, может, случается? Вердикт Миланским судом вынесен. И Сальери будет исполняться. И гениальная пьеса Пушкина будет исполняться и останется в веках как философское размышление на вечные темы. Что такое гений? Должен ли он соответствовать чьим-либо представлениям? Что такое зависть как идея фикс («ах, Моцарт, Моцарт, когда же мне не до тебя?»)? Совместимы ли гениальность и злодейство? И многое, многое другое.
(Послушать и Пушкина, и Сальери, и Моцарта можно в комментариях).
А я не считаю, что зависть - плохое чувство. В конце концов, давно известно, что главный закон человечества - НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Поэтому осуждать Сальери просто глупо.
0 Ответить
Алексей, а мы его ....гм.....не осуждаем.
0 Ответить
Галя Константинова,
Медики выяснили - Моцарт мог умереть по 118 причинам
Вопрос о причине смерти Моцарта получил 118 вероятных ответов - пенсионер, а в прошлом хирург-ортопед доктор Уильям Доусон пришел к такому выводу после изучения научной литературы, посвященной кончине великого композитора.Доктор Доусон предложил пять типов версий: отравление, инфекция, болезнь сердечно-сосудистой системы, заболевание почек и все прочие диагнозы. Кроме того он предположил, что смерть композитора могло ускорить кровопускание, которое было довольно распространенным методом лечения в то время. При этом версии об отравлении всерьез не рассматривались, так как большинство из них основано на слухах и домыслах.У историков нет никаких письменных свидетельств о течении болезни Моцарта, вскрытия не было, поэтому единственным относительно достоверным источником информации можно считать воспоминания сына и вдовы композитора, а также ее сестры.
Исследователи в своих поисках использовали также описания болезней родственников Моцарта и записи медиков, которые занимались его лечением.
Доусон считает, что среди всех возможных диагнозов наиболее вероятными можно считать уремию, ревматизм, туберкулез и септический эндокардит, при этом сам "ставит" на почечную недостаточность.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, Вы такую работу провели, что слов благодарности сразу не подобрать.
Я приблизительно понимаю, о чем идет речь в списке диагнозов. (хотя 118 причин - многовато будет, грех шутить, конечно). Но теперь зато более-менее все понятно. Наверное, такой букет болезней причиняет большие страдания и при жизни...
Поразительно, что версия отравления всерьез специалистами и не рассматривалась! Для меня это новость.
Спасибо Вам огромное. Бесконечное спасибо.
("Ай да Пушкин!....")
0 Ответить
Галечка, то есть, практически получается, что Моцарт мог умереть от чего угодно ... собственно, это и понятно.... он жил как раз в тот несчастный момент истории, когда медицина от траволечения начала уходить в "химию"... а серьезных достижений на этой стезе у медицины было еще мало....изобретение таблеток привычного нам вида произошло только в 1843г... сие достижение принадлежит Уильяму Брокдону)) хотя еще Парацельс в 1524г. начал делать некие субстанции "от чумы", напоминающие таблетки, сырьем служили обычные ...жабы) между прочим, натуральное сырье!
0 Ответить
Елена, а Вы зайдите в профиль к Василию Россихину и посмотрите, какого уровня это специалист. Я и так неважно знаю историю медицины, и рассуждать на эту тему просто не берусь. . Но профессионалам доверяю, особенно если они долго и вдумчиво что-то изучали .
Да, получается от чего угодно. Главное - в список возможных 118 причин Сальери не входит.
0 Ответить
Галечка, и это радует! а Василий Россихин, конечно, профи) кто б сомневался)
0 Ответить
Елена, именно так.
0 Ответить
Галя Константинова, благодарная тема и замечательный текст! какие всегда с удовольствием читаешь)
единственное, что для меня осталось немного непонятным - заметно ли "у них", на Западе влияние сочинения Пушкина? У нас-то, однозначно это - клеймо) но, в любом случае, раз состоялся оправдательный суд, так или иначе - молва, мемуары, а мнение утвердилось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лидия, спасибо. Вы знаете, мне трудно ответить на Ваш вопрос. По моему ощущению, Пушкина в других странах знают плохо (за исключением специалистов). Но мне могут возразить - у каждого свой опыт. ))
Эту пьесу знают те, кого это касается. Но мнение утвердилось приблизительно в одно время, молва в суждениях категорична, а деятели искусства увидели ТЕМУ. Тема старая, воплощение новое, вот и бродит по миру этот сюжет.
0 Ответить
Моцартские патографии по содержанию можно разделить на четыре группы:
1. «отравление», самый ранний диагноз, возникший в 1791 г.; 2. «почечный»; 3. «ревматический»; 4. «заговор».
• Последний, четвертый тезис «Заговор», связан с участием Моцарта в венской масонской ложе и о его намерении создать собственную ложу «Грот». Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда входил Моцарт, обладала огромными богатствами и пользовалась большим влиянием. Ложа ревностно поддерживала «своих достойных членов, возносила их при жизни и торжественно провожала в мир иной». Почему они (члены масонской ложи) так поступили с Моцартом? Возникает много вопросов и противоречивых фактов.
1. Моцарта отпевали у входа в капеллу Св. Креста, а не на кладбище Св. Марка, где он якобы похоронен. Из капеллы выход ведет прямо в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы, что и отмечено специальными сооружениями, «чумной колонной». Гроб с телом Моцарта вынесли через выход, ведущий в катакомбы. Дальше неизвестность. Никто не мог подтвердить, куда отправили гроб.
2. Ни один человек не провожал тело Моцарта на кладбище. Существовала версия, что была снежная буря. Она в настоящее время опровергнута (по данным венских архивов, было 3°С тепла, слабый ветер и вообще не было осадков).
На похоронах не присутствовала и вдова Моцарта Констанция. Ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из–за болезненного состояния. Посетила она кладбище только через 18 лет, могилу мужа не нашла. Но о какой могиле могла идти речь!
3. Моцарта хоронил только могильщик по «третьему разряду», то есть в общей могиле (где укладывалось по 3–4 трупа в 3 ряда без гробов). И он уже на следующий день не мог указать, где проходило захоронение.
В то же время достаточно было собрать несколько гульденов, чтобы похоронить композитора, у которого было столько почитателей, в отдельной могиле. Да и в семье Моцарта оставались средства, на которые можно было достойно похоронить великого композитора. Когда в 1832 году король Людвиг Баварский посетил в Зальцбурге вдову Моцарта и спросил, почему она не позаботилась о могиле мужа, она наивно ответила: «Я подумала, что о кресте заботится приход, в котором происходит благословение». Тайна, связанная с захоронением Моцарта, составляющая основной тезис «Заговора», продолжает оставаться нераскрытой.
Итог: все патографы Моцарта едины в том, что Моцарт умер в результате почечного заболевания инфекционной или токсической этиологии. Чем вызвано было это заболевание, остается тайной.
• Новую версию причины безвременной, в возрасте 35 лет, смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта выдвинули голландские ученые. Согласно их исследованию, музыкальный гений умер от заболевания, вызванного "супер-микробом", схожим с нынешним метициллин-резистентным золотистым стафилококком. Об этом сообщает газета "Дейли телеграф". Чуть ли не сразу же после смерти Моцарта 5 декабря 1791 года распространились слухи, что композитора отравили. Затем появились версии о почечной недостаточности и туберкулезе. Однако, по мнению голландских экспертов, одной из самых распространенных причин смерти мужчин его возраста в Вене в то время была вызываемая бактериальной инфекцией "отечная болезнь". От этого недуга, согласно медицинским записям, в период кончины Моцарта умерли более 500 человек. "
• Согласно гипотезе американских врачей, Моцарт умер от трихинеллеза. Великий австрийский композитор умер в 1791 году в 35-летнем возрасте после двухнедельной болезни. За полтора месяца до нее Моцарт писал жене: "Свиные отбивные - что за восхитительный вкус! Я ем за твое здоровье!".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, все это звучит весомо, но остается на уровне гипотез, поэтому, я думаю, правду мы никогда не узнаем. Относительно его благосостояния - Моцарт был азартным игроком - обнаружены муз. фрагменты, записанные его рукой на обороте долговых векселей.
0 Ответить
Нет, категорически нельзя "знаменитеть" - обнаружат все, что ни попадя....лучше уж так, в беззвестности.
0 Ответить
Галечка, а вы, пожалуй, правы)))
0 Ответить
Да нет, я не против исследования жизни, личности, творчества.
Просто иногда так и видишь довольные лица: "ага, и он тоже!" или еще что-нибудь аналогичное. (а еще что-о про душу писал, а еще в шляпе etc.)
Ну человеки мы все. Небезгрешные.
0 Ответить
Василий, нет слов.
0 Ответить
Ну, что я говорила? Спасибо, Василий
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, а я все равно ставлю на ревматизм несмотря на обширное интересное исследование Василия.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя,
0 Ответить
Галя Константинова,
Замечательно.
Вечная тема зависти, морального выбора, предательства, поступка... Но если ТАК произошло - значит, предначертано.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий, спасибо. По поводу "предначертано" - это тоже отдельная история. У Моцарта был страх смерти, это чувствовал, что рано умрет. С этим Реквиемом еще много непонятно, и был ли Черный человек, и кто он был. Одним словом, будут еще всякие разные мнения.
Но Вы правы: темы вечные, таковыми и останутся во веки тоже вечные.
0 Ответить
Галя Константинова, с точки зрения исторической правды Сальери не травил Моцарта. Есть версия, что Моцарт умер от того заболевания, которое тогда не лечили - от туберкулеза, по-моему.
Но сточки зрения мифической - пусть будет лучше, что отравил. Ведь имяч Сальери стало легендарным. Символ такой зависти к гению, что УБИТь - единственный способ убрать гения.
Очень здорово, что добавлены цитаты в статью. Мне реально понравилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил, с точки зрения истрической правды я и старалась донести. НО мне безумно нравится Ваше: пусть будет лучше, что отравил.
Я тоже считаю, что пусть существуют параллельно два варианта. Символика имени закрепилась в головах, но нужно начинать разделять Сальери настоящего и Сальери-символ...
Спасибо.
0 Ответить
Не, Михаил, у него с почками была проблема
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, ревматизм у него был.
Хотя возможно ко всему прочему и с почками не в порядке было.
Но основная версия - все же ревматизм.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Берсенев, Дэвид Вэйс в книге "Возвышенное и земное" пишет, что у Моцарта был тиф.
0 Ответить
Елена Гринько, Дэвид Вейс не знал лично Моцарта и не был медиком посему может ошибаться
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Берсенев, ценю ваше остроумие)) но, кроме шуток - сами видите,сколько диагнозов... сколько слухов ... к тому же, медицина того времени представляла собой в целом достаточно плачевное зрелище.
0 Ответить
Михаил и Елена
Давайте доверимся Василию Россихину и проведенной им огромной работе.
читать дальше →
0 Ответить
Галечка, мы и " сам с усам")
0 Ответить
Михаил, ревматизм был, конечно. Но это все же не смертельно, как я понимаю.
0 Ответить
А по-моему, - ревматизм. Просто консилиум собрался.
Надо в книгах уточнить диагноз.
0 Ответить
Галя Константинова, а по моему точно Вы припомнили: ревматизм у него был! Я пытался вспомнить, то ли туберкулез, то ли ревматизм. Ревматизм!
И тогда эту болезнь не вылечивали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, у Моцарта брюшной тиф был(
0 Ответить
Елена, спасибо, тогда даже не буду проверять по учебникам.
0 Ответить
Галя Константинова, написано красиво. но- как бы ни о чем)
0 Ответить
Елена Гринько, ага. Конечно, ни о чем. Как бы.
Да нет, Вы безусловно правы. И Пушкин ни о чем, и Моцарт ни о чем. И все человечество как бы ни о чем.
0 Ответить
Галя Константинова, Вы знаете, я профессиональный музыкант. Закончила консерваторию по классу фортепиано с отличием.
А "крема и спреи" - это еще одна моя профессия. Третья по счету))
Лично мне Сальери жаль очень. Это был отличный композитор и очень талантливый педагог, очень уважаемый человек. И большой труженик!
0 Ответить
Елена Гринько, не поверите - аналогично. И потом еще разное. И у меня 3 или 4 профессия по счету. Или 5. Рада знакомству. Привет собрату (или сосестре?)
Насчет оценки деятельности Сальери - целиком поддерживаю. А что, в тексте это не очевидно?
0 Ответить
Галя Константинова, да я верю! так же рада знакомству! Просто я про Сальери много читала и немало музыки его слышала.. и знаете??? она очень хорошая! если бы ему не привалило "счастье" жить в одно время с Моцартом, то его лавры достались бы Сальери)....вот не повезло товарисчу....
Я хотела тут свою фотку поместить на фоне моего Steinway'я (чтоб вы посмотрели на зачинщика)))) но что-то тут не принимает сервер.
0 Ответить
Ну вот и обменялись радостными приветствиями.
Елена, наверное Steinway слишком громоздкий. Шутка, нужно просто людым фоторедактором уменьшить вес фотографии (посмотрите в блоге главного редактора - так все четко прописано). Очень хотелось бы фотографию посмотреть. Я к ним вообще неравнодушна, а уж к Steinway'ям....сами понимаете. Старая любовь - на веки вечные, ничего не попишешь.
Насчет лавров, которые бы достались. Вы знаете, я сомневаюсь. Не по качеству музыки (я мало Сальери слушала). Просто потому, что тогда начала создаваться немецкая национальная музыкальная школа. У них же вообще вечный спор: кто в музыке главнее, немцы или итальянцы. А Сальери был итальянцем в Вене, среди всего этого начинающегося культурного движения. А помните, в России в 19 веке тоже боролись с засилием "итальянщины" в музыке, когда свою национальную школу создавали? ТАк что не знаю.
А Пушкин свою трагедию (гениальную, не спорьте даже!) написал сразу после смерти Сальери. Вот и пошло-поехало.
Но мы ведь сейчас его здесь поздравили с днем рождения, и написали, что безвинно (юридически) наказан, и что чудесный человек был и замечательный профессионал. Еще раз - с днем рождения Сальери!
А фотографию попробуйте все-таки выложить. В комментариях - до 300 принимает.
0 Ответить
Галя Константинова, конечно, я помню про противостояние немцев и итальянцев. Я понимаю ваши справедливые возражения, но, все же - итальянцы-то тогда были в бааааааальшой моде! Самый занюханный итальянский музыкантишка считался лучше немецкого. Даже сам Моцарт из-з этого "страдал".
Насчет Пушкина - 100% согласна, а фильм "Маленькие трагедии" считаю абсолютным телевизионным шедевром всех времен и народов.
Насчет уменьшения фотки - я, разумеется, это умею делать ( я вообще неплохо шарю в этой сфере, даже сайты делаю), но сначала тутошний сервер строго запросил авторство фотографии выдает туманное " ваше фото не соответствует нашим требованиям", поэтому я впала в глубокую задумчивость. Но я еще раз попробую))))))))
АГА! ПОЛУЧИЛОСЬ!- ВОТ Я собственной персоной на фоне рояля)
0 Ответить
Елена, мое почтение.
Надеюсь, рояль не заброшен, как у некоторых
Фотка замечательная. Да, долго немцы с итальянцами за первенство боролись. Сейчас вот и бороться, по-моему, некому.
О "Маленьких трагедиях" - мне кажется, они все непростые. Все глубокие, с подтекстом. И фильм очень хорош, конечно.
даже сайты делаю Эх, не туда меня в жизни повернуло. Завидую.
0 Ответить
Галечка, спасибо, на добром слове!)))) а бороться за первенство точно некому, равно как и судить. а вот еще фотка)
Играю редко, к сожалению.
А вы знаете, почему я перестала играть ? я по жизни - перфекционистка. Когда-то были иллюзии, но в один прекрасный момент ( я помню этот день!!) - это был солнечный прекрасный день,потоки света лились с трех сторон, папа в своем кабинете поставил диск Ашкенази - и я поняла, слушая Первый этюд Шопена в исполнении Владимира Ашкенази, что мне никогда так не сыграть!.. Вот так. Сейчас модератор скажет мне все, что обо мне думает, за оффтоп)...Надо было в личку писать...
0 Ответить
Заслушалась... Только вот Шопена поправила)))
0 Ответить
Люба, какого Шопена? . А, дошло.
А нужно играть не как Ашкенази, а как сам - единственный и неповторимый - это уже Елене.
Оф-топ прекращаем, ОК.
0 Ответить
Не за что, Елена. Все-таки это в нас навеки, верно? Неубиенная любовь.
Жалко, что по скайпу нельзя сыграть фортепианным дуэтом.
0 Ответить
Галя, а кто сказал, что нельзя? Единственно, этот рояль в Жуковском, в Подмосковье. Но через какое-то время я его перевезу в Москву. Отец умер в январе, квартиру в Жуковском буду продавать.
0 Ответить
Елена, дошло. Ну какая ж я невнимательная, почему-то решила, что Киев "на проводе".
Ну тогда без проблем.
0 Ответить
Галя, так это ж еще хорошо, что вы только в Киев меня определили ... . Кстати, я там бывала)очень понравился город, особенно Майдан Незалежности)
0 Ответить
Елена, я торжественно прошу прощения.
Со мной случается, извините.
0 Ответить
Галя, да я шучу)))) какие пустяки) у меня фамилия просто украинская - вот вам и показалось. А фамилия эта - бывшего мужа,моя девичья - Кузнецова.Хотя ...бабушка моя была урожденная Руденко...все ж что-то есть "оттуда" - вы проинтуичили)
0 Ответить
Елена, Спасибо.
Но впредь буду внимательнее, конечно.
0 Ответить
Галя, наоборот,даже хорошо - вот Киев вспомнила, а он мне нравится))
0 Ответить
Елена, мне тоже нравится Киев.
0 Ответить
Елена Гринько, извините, еще раз отвечу.
Объясните, что такое "о чем"? Докажите, что здесь "ни о чем".
Что такое это "что"? И что такое "как бы". ТОгда, возможно, я смогу понять Ваш комментарий и полноценно ответить на критику.
0 Ответить
Гал, отличная статья. Вечная тема...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, а я думаю, что узнать правды мы не можем до конца, а потому, просто давайте слушать музыку и того, и другого. В ней есть правда, ее только услышать нужно! Каждый услышит свое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья, я тоже так думаю. Правды можем и не узнать. А музыку давайте слушать. Я - так вообще часто.))
Спасибо.
0 Ответить
В "Новой опере" есть роскошный спектакль "О, Моцарт! Моцарт..."
Там, кроме Реквиема Вольфганга Амадея, звучит музыка и из оперы Н.Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" и музыка А.Сальери.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Там всегда неплохие постановки. Надо будет сходить. (Спасибо за наводку).
Жара спадает, смог рассеивается, жить хочется.
0 Ответить
Замечательно, что все здесь собрано воедино, а то приходилось где-то по строчке читать одно-другое.
Печальная история. И сколько таких было и есть - несправедливо обвиненных и несправедливо ненаказанных...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь, верно. А сколько таких, за которых некому постоять? ТО есть не таких знаменитых, обычных, простых, но тоже оболганных когда-то.
0 Ответить
Галя Константинова, как чудесно написанно! Вот она молва, два века судили-рядили Сальери, а он и не виноватый совершенно! И все же есть правда на земле, вот ведь оправдали невинного человека, хоть поздно, но оправдан...Снова фото ваше не вижу, какая досада!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нара, на самом деле, как теперь точно узнать? Анализ останков Моцарта только сделать, но кто за это возмется? И немного странный суд с оправдательным приговором состоялся, если Вы заметили, в Италии.
Но на самом деле, мало кто и раньше верил, что Сальери отравил Моцарта, но на всякий случай его практически не исполняли.
Я думаю, это навсегда останется просто ярким образом и символом зависти, Образ хорош, конечно, но человек пару сотен лет был безвинно обвинен. . Случается в истории...
У Вас какой браузер? Вы не случайно что-то не видите. Скорее всего, Вы не видите кинофрагментов (или как там это называется). Это легко исправить, но пусть кто-нибудь поумнее меня объяснит.
0 Ответить
Нара, это, кажется, называется флэш анимация, у меня тоже в однм браузере не показывает. Не в фотографиях дело.
0 Ответить
Я оперой пользуюсь, наверна она все перекрывает. Попробую через другой браузер зайти.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня тоже в опере не работает. Причем, предлагает скачать, я честно и тупо что-то скачиваю, а оно все равно не работает.
Надо бы разобраться с этими вопросами, конечно.
0 Ответить