Валентина Пономарева Грандмастер

Почему у Бабы Яги костяная нога?

Убеждалась не раз, что многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия — страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.

Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой — там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы…

Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже — сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов.

Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета.

На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров — длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода — вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее — связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.

Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси — золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности — не человек, а дух.

Обновлено 25.06.2015
Статья размещена на сайте 8.07.2010

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева, а вот у Миядзаки Юбаба похожа на Бабу-Ягу. И является хозяйкой мира духов. Правда, свои владения она облетает не в ступе, а превращаясь в птицу. Но в одном советском мультфильме Яга тоже оборачивается вороной.

  • Комментарий скрыт
    • Вот еще удивительно, как из беззлобной песенки смастерили дразнилку. Было:

      Бабка Ёшка,
      костяная ножка,
      печку топила,
      кашку сварила...

      Поменяв "кашку" на "ногу" перелопачен смысл. "Ножка" - ласково, "кашка" - тоже, и никакой издевки, которая появляется, когда возникает "нога"...

  • И статью и комментарии - взахлеб!

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, а раз обязывает, то разбирайтесь с мировозрением на мироустройство предков! Удачи!

    Оценка статьи: 5

    • Сергей, если начистоту, то меня сейчас так много и ко многому обязывают, что черчу вектор, и в каждой попытке он.... того. Только успела сказать... некто распускает успешный слух... а вообще-то был рекомендован для... Удачу, переданную Вами, беру в руки трепетно и нежно, - спасибо!

  • Я тихо уползаю обдумывать "сплошные дуализмы" и множественность трактовок. С ума сойти, если не сказать более ёмко.

    Как же все это мимо меня прошло?

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, имхо, религиозная система взглядов наших славянских предков была куда сложнее и человечнее нынешнего христианского учения. Смотрите: Явь, Навь, Правь... Все ли ипостаси мира наших предков вспомнил? Какую-то забыл, кажется. Не напомните?

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 11 июля 2010 в 00:10 отредактирован 11 июля 2010 в 00:15

      Сергей Русич, с точки зрения триединства мира Вы совершенно верно все назвали, правда, в последовательности от Земного через Подземный к Небесному. Не сомневаюсь, что и сами в курсе: Правь - Небесное, Явь - Земное, Навь - Подземное.

      В ряде случаев мир высших Богов называют Правдой, а мир наш - Кривдой, как неизбежно искажающий представления небесные.

      Вот еще забыла что добавить: редко, но встречается такая трактовка. Мир аистов как Небесный, откуда приходят души к новорожденным; мир голубя (или ласточки) как Земной, отвечающий за судьбу на Земле; мир Ворона как связанный со смертью.

      • Комментарий скрыт
        • Словен Венед, ствол Мирового древа - это не Земной мир, а переход между мирами, по которому и носится белка - "мысью по древу".

          Что касается Кривды, так она упоминается в массе старинных источников и историографии, в т.ч. у почитаемого Вами (да и мною) Срезневского. Про кривичей еще можно вспомнить - племя отражателей воли Небесных Богов.

          Из Голубиной книги: "Это не два зверя собиралися, не два лютые собегалися: Это Правда с Кривдой соходилася, Промежду собой они бились-дрались. Кривда Правду одолеть хочет; Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса... А Кривда пошла у нас вся по всей земле".

          • Комментарий скрыт
            • Словен, признаюсь честно, мне это непросто понять, то, что Вы описали в посте, на который отвечаю. Я сама-то из угро-финнов, вепсов и карелов, у моих предков были свои законы, многих за то порешили, не все имена замученных знаю.

              Но могу на весь свет заявить, что допрежь выселения кавказских народов, еще до войны, кому Великой Отечественной, кому Второй мировой, отец народов И.В.Сталин переселил с насиженных мест вепсов, индо опасался их... по мистическим соображениям.

              С моими предками вышло... как бы сказать... невероятно. Их из Кривозера Вологодского переселили поближе, чтоб на глазах были, в Ленинградскую область, в поселок... держитесь, господа-друзья-товарищи: Вознесенье! Ой, какие краткие и сильные воспоминания.

              Вот ужо как-нить. Самое смешное, что уже пыталась, но муж наложил вето на рассказ. Теперь знаю, что ослушаюсь...

              • Валентина Пономарева, да убоится жена мужа своего! Может не стоит в широкий мир заветные знания-то раскидывать. Глядишь Морок не прицепится, а?

                Оценка статьи: 5

                • Сергей, благодарю за предостережения. Кажется, ничего такого заветного не высказала. Исторические факты ж надо называть, чтоб не ушли в небытие в угоду Кривде. Поелику о них ни крошки информации, а мне когда-то, еще детке-семилетке, баушка много чего понарассказала, за год до своей смерти. С тех пор и храню в памяти.

                  Мужу очень понравилось напоминание из "Русской Правды", но он согласен со мной в том, что надо говорить об еще довоенном выселении народа, мол, Кавказ потом был и по другим причинам и поводам, а вот зачем вырывали с мест, близких к лагерям (!), неприхотливых и политически пассивных людей - очень даже важный вопрос.

                  • Валентина, поддерживаю!
                    Не вижу причины об этом не писать.
                    И вижу массу причин об этом писать!!!
                    Вот прочел бы эти статьи про избушку да костяную ногу раньше - по другому бы отвечал на вопросы детей когда им сказки читал.
                    Да что дети, самому страсть как интересно все это читать и те же сказки переосмысливать!
                    С каждой вашей статьей, у меня неизменно возрастает уважение к предкам и гордость за них.
                    Спасибо вам!

                    Оценка статьи: 5

          • Комментарий скрыт
            • Словен Венед, у Вас все права на подобную точку зрения и горячо благодарю, что позволяете иную. В этом, как мне думается, и корень миролюбия. Что касается Велеса, так точно - не стану в комментариях допрежь рассказа, ибо неуважительно будет. Уверена, что поймете. А рассказ - точно будет.

  • Ну теперь понятно!

    Оценка статьи: 5