• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Почему Змей Горыныч – Горыныч?

Змей Горыныч — фигурант многих русских сказок. Представить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Это — один из главных «плохишей», наравне с Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным, собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье. И все же, почему он — Горыныч?

По поводу прозвища Змея однозначного мнения не существует. Наиболее распространенная версия: Горыныч он был потому, что жил в подгорных пещерах. Но такой вариант представляется не совсем верным, во многих сказках Змей Горыныч и близко к пещерам не подходил по причине отсутствия оных, равно как и гор, в данной местности. Например, в сказке про Ивана, коровьего сына, Змей благополучно жил в белокаменных палатах. Множество сказок, где местожительством Змея называется самое глухое место в лесу. И тем не менее он оставался Горынычем, вне зависимости от наличия пещеры под горой.

Еще один вариант — Змей является выходцем из высшего, «горнего» мира. Потому и Горыныч. Но как-то он слишком злобен для заоблачных сфер.

Есть и другие мнения, которые автору статьи представляются более интересными и правдоподобными.

Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно плюется огнем. Вот такой огнедышащий. Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука.

Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими.

Теперь добавим к этому маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы. Конечно, можно говорить, что для сказок нет границ, и история, рассказанная на одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Но это представляется натяжкой.

Гораздо проще поверить в то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации. Могли сохраниться и «огнедышащие» разновидности. Или водоплавающие (как Кецалькоатль или библейский Левиафан, который, кстати, кроме того, что был водоплавающим, еще и благополучно изрыгал пламя:

«…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов, 40).

Ну, а так как Красной Книги в те времена не существовало, а поголовье динозавров было невелико, их благополучно уничтожили, как уничтожили многие другие виды животных.

Так что возможно, что Змей Горыныч — это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным.

Но существуют и другие версии прозвища трехглавого Змея русских народных сказок. И они не имеют ни малейшего отношения к вопросу, существовали ли динозавры на Земле одновременно с человеком или нет. Более того, о настоящих животных и речи нет.

В полесских деревнях до сих пор рассказывают о том, как в стародавние времена, когда русские города приглашали варяжских воинов на княжеские столы, один из северных рыцарей явился в глухую деревушку, что расположилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь. Дружина у него была небольшая, но в поселище народу было мало, так что захватил рыцарь-разбойник островок без особых проблем.

А дальше случилось необычное: вместо того, чтобы сесть князем на захваченном островке, как другие такие же северные воины, рыцарь выбил всех местных жителей поголовно. Поселище обнесли дубовым частоколом (дубовые бревна, заточенные, как карандаши — комар не проскочит), и начались разбойничьи набеги.

Место для разбойничьего лагеря было очень удобное — рыцарь сел как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни в те времена бегали челны торговых людей, везли диковинные и дорогие товары. Рыцарь был жаден, подати с купцов за свободный проезд не собирал, всегда отбирал все. Людей же убивал. За такой характер прозвали его Змеем, ну, а по расположению — Змеем с Горыни, или попросту — Змеем Горынычем.

Кстати, среди болот между Припятью и Горынью есть маленький островок, который до сих пор называют Змеиным Поселищем. На том островке давно уже никто не селился, кроме очень злобных гадюк. Говорят, что именно там и располагался Змей Горыныч со своей дружиной, пока его хитростью не заманили в ловушку, а поселище не сожгли дотла.

Рассказывают эту историю и немного иначе. Говорят, что Горынь тогда была безымянной рекой. А вот когда жгли поселище Змеиное (утверждают, что греческим огнем — монах какой-то помог, составил смесь для благого дела), и злое пламя взметывалось до самого неба, получила река имя — Горынь. И рыцарь, который до той поры был просто Змеем, вошел в предания уже как Змей Горыныч.

Но если с Горынычем более или менее ясно, можно выбрать любую версию — как биологическую, так и историческую, то с его многоглавостью сложнее. Тут биология упирается: если некоторые археологические находки позволяют сделать вывод о существовании в доисторические времена огнедышащих динозавров, то вот трехглавых, а уж тем более шести-, девяти- или двенадцатиглавых, не обнаружено. Все динозавры скромно бегали на четырех лапах (разумеется, сухопутные) и имели по одной голове на единицу туловища.

На Полесье утверждают, что у Змея Горыныча было два сына, которые вместе с отцом командовали дружиной. И были они такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что их называли Змеенышами, а то и Змейскими Головами. Вот и получился в сказаниях Змей не только Горыныч, но еще и Трехглавый.

Правда, в некоторых сказках Змей Горыныч изумительно многоглав. Некоторые разновидности обладали той же способностью, что и знаменитая Лернейская гидра — на месте отрубленной головы тут же вырастала новая. Правда, если у гидры голова (точнее, головы — вместо одной срубленной две новеньких) вырастала вполне самостоятельно, то Змею Горынычу нужно было чиркнуть по отрубленной голове огненным пальцем.

Полесские рассказчики объясняют это тем, что у Змея с Горыни были не только сыновья — основные Головы, вместе с рыцарской, но и военачальники. Так сказать, ротные командиры. И сладить с ними иногда было куда как сложнее, чем с самим Змеем.

Между прочим, если Змей Горыныч был таким, как рассказывают в полесских деревнях, то понятно, почему он собирал дань молодыми девушками. Если же он был огнедышащим динозавром, возникает закономерный вопрос: для чего динозавру девицы, да еще и красивые? Или, может, это такой гастрономический изыск? Ответа на этот вопрос археология и биология пока не нашли.

Статья опубликована в выпуске 22.08.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Горыныч и Дурак
    Владимир Шебзухов
    Читает артист московского театра фокусов Андрей Огиря

    https://youtu.be/FhgDFH-DdWo

    Трёхглавый Змей Горыныч
    С Иваном-дураком,
    (Такое и не снилось)
    Гуляли вечерком.

    Но в басне дружба эта
    Имела место быть.
    Дабы мораль по свету
    Претендовала слыть.

    На солнечном закате
    Развилка трёх дорог.
    Стоял пред ними камень,
    Гуляния итог.

    «Коли пойдёшь направо -
    Написано на нём -
    Там ожидает слава.
    Ведь, быть тебе царём!

    Налево – ждёт девица
    Небесной красоты!
    (Ивана сердцу биться
    От сладостной мечты)

    Коль зашагаешь прямо,
    Тебе богатым быть!»
    Тут Змей Горыныч рьяно
    Решился пошутить.

    «Как бы не разорваться!
    Ведь всё хочу зараз.
    Девицу и Богатство,
    Со славой царску власть!»

    «Иметь всё - в нашей власти!» -
    Иван заговорил.
    На ровные три части
    Он змея разрубил.

    Пусть смех, мораль серьёзна;
    Коль рядом с дураком,
    Шутите осторожно,
    Следя за языком!

  • София Варган, замечательная статья. Поздравляю!

    Оценка статьи: 5

  • София, в сказке про Ивана Быковича - не Змей Горыныч, а чудо-юдо, и нет никаких упоминаний, что злодей жил под Калиновым мостом.

  • Очень интересно, с удовольствием читала. Спасибо.

    Я голосую за речку Горынь, я с ней лично знакома! Могу сфоткать при случае, если хотите!

    А вот фото, не мое, увы...

    Оценка статьи: 4

  • Не знаю, кому как, а мне полесская версия происхождения Горыныча - так очень даже!

    Оценка статьи: 5

  • София Варган, с интересом прочитал Ваши рассуждения. Вопрос за давностию лет, конечно, мраком тайн покрыт. Хочу заметить, что не всегда и не везде данный персонаж был отрицательным героем. На Урале, например, он был сушеством положительным, помагающим людям. Еще у скандинавов, кажется. Видимо поэтому произвище его несет уважительный оттенок. Прослеживается аналогия: Иванович - Иваныч, Степанович - Степаныч, Семенович - Семеныч и т. д.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, мрак все же не совсем беспросветный Река Горынь в наличии имеется. Змеиное поселище - тоже. Но, конечно, с уверенностью утверждать, что именно так, а не этак, невозможно - документальных подтверждений не сохранилось. Как вы верно заметили - за давностью лет
      А вот что до того, что на Урале Змей положительный... знаете, я думаю, что это были разные Змеи