Далеко не каждый рождается одарённым поэтом, но желание к сочинительству испытывают все в те самые минуты, когда не хватает обычных слов, чтобы выразить глубину своих чувств, и нет красок, показывающих всю их яркость и многогранность…
А ведь это так просто — сложить рифмой простые слова, чтобы совпали ударения и окончания симметричных строчек, повторяясь в определённом ритме.
Секреты стихосложения — это целая творческая наука, подробно раскрывающая все тайны перед избранными любителями поэзии и открывающая внутренний мир самого поэта. Дабы не заблудиться в этих дебрях, науку поделили на разделы и системы, изучающие и отвечающие каждая за своё:
• Поэтика.
• Строфика.
• Ритмика.
• Метрика.
• Фоника.
• Просодия.
• Мелодика.
Икт, стопа, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон, пиррихий, пентон, трибрахий, логаэд, анакруза, спондей, проклитика, энклитика, усечение, александрийский стих, гекзаметр… Если вы думаете, что это игра слов, вы ошибаетесь, это и есть те самые «инструменты», с помощью которых строится вдохновение и рождаются поэтические шедевры.
Само слово «стих» (с греч. Stichos) означает — ряд, строка.
Стихи бывают разные, складываются они по особым правилам и отличаются не только порядком и последовательностью. Вот пример некоторых названий стихов: рифмоид, монорим, панторим, акростих, телестих, месостих, центон, тавтограмма, ропалик — лабиринты сплошные, да и только… Ну, и где ж нам, простым обывателям, разобраться в таком разнообразии? Наверное, и не стоит на первых порах углубляться в такие дебри. В жизни может и не пригодится, а оттолкнуть от одухотворённости сможет запросто.
Что касается грамотного рифмования, умные люди позаботились об этой стороне вопроса, для начинающих сложили рифмы в специальные словари. Вариантов словарей много, как электронных, так и традиционно-книжных. Есть и специальная программа, базой данных в которой подбирается рифма к любому слову.
В принципе, для того чтобы освоить непростое мастерство стихосложения, достаточно желания и немного усердия.
Для начала хорошо было бы ознакомиться с произведениями великих поэтов, знаменитыми и не очень. Чем больше будет прочитано стихов, тем полнее будет восприятие. Прочувствовать стихотворные строчки не так сложно, душа есть у всех, и у всех она живая. В каждое слово спрятан смысл и маленькая картинка, потому не стоит бегло скитаться по строчкам в поисках, вчитывайтесь в каждое слово. В результате пополнится словарный запас описанием прожитых эмоций.
А потом наступит момент, когда в душе распахнутся двери и на белый лист бумаги рассыплется вдохновение. Не помешало бы удержать его, отключив посторонние мысли и создав особую атмосферу вокруг себя. Тишина, одиночество, отрешённость от реальности и воображение нарисуют картину того, что будет позднее сложено в слова. Всё, что будет написано, будет читаться много раз, правиться и корректироваться.
Первое стихотворение возможно и не будет гениальным. Качество — капризная гостья и приходит не сразу. Одно точно — первое будет далеко не единственным…
Желаю вам творческих успехов!
Ася Новикова,
Сыскать в себе музу, конечно, возможно,
Но делать Вас это прошу осторожно:
Стихи с рифмоплетством не путайте зря,
Уж лучше никак, чем паршиво, друзья!
Вы знаете, я бы сказал, что в стихах главное образность передачи восприятия окружающего мира. Научиться этому запросто нельзя. А без такого преломления стихи не получатся.
Вот, например, как у Маяковского:
"Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Знаете, мне кажется, что даже если бы в нашем мире никогда не сочинялись бы стихи, вся история осталась бы на своих местах и при своих интересах, возможно, не было бы в ней героев, одухотворённых стихами, отчаянных и рискованных, опьянённых неоправданной надеждой…
0 Ответить
Я иду по нашей улице
Ярко светит мне луна
В лужах отраженье улицы
В звездном небе- тишина.
Моё. Мне было 7 лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить