Начало, впрочем, было положено еще раньше. В 70-х появились первые тележутики, в которых ведущий раз за разом рассказывал впечатлительной аудитории очередную страшную историю про инопланетян, привидения, вампиров, зомби или монстров, живущих в канализации (сериал «Ночная галерея», 1970−1973). В 1985 стартовал первый сезон популярнейшего шоу «Сумеречная зона» (1985−1989), основанного на одноименном киносборнике Спилберга, Данте и Лэндиса 1983 года. В 1989 на экраны Америки вышли «Байки из склепа» с харизматичным скелетом в качестве ведущего; этот долгожитель продержался еще дольше, выпустив в свет целых 7 сезонов за период с 1989 по 1996 год. А в 1995 появился молодежный, даже детский, вариант телевизионного хоррора — канадский сериал «Мурашки» (1995−1998), где главными героями являлись дети, а истории, как правило, заканчивались хэппи-эндом.
Телесериал «Сказки с темной стороны» опередил по времени все вышеуказанные ленты, ибо вышел в эфир еще в 1984 и пробыл там четыре года. Известно, что американские сериалы, особенно те, что не имеют общего сквозного сюжета, снимаются целой толпой людей, причем в качестве режиссеров отдельных эпизодов могут выступать популярные актеры и сценаристы, которым дают «порулить». В данном случае в роли постановщиков успели засветиться кинематографист Том Савини и актер Боб Балабан, а среди соавторов сценария нетрудно разглядеть имена Джорджа Ромеро и самого Стивена Кинга.
В нашей стране «Сказки темной стороны» практически неизвестны, ибо они не транслировались по нашему телевидению, в отличие от тех же «Баек» или «Сумеречной зоны». А вот полнометражный фильм, вышедший в 1990 году, отечественный зритель увидел в первых рядах под самый закат эпохи видеосалонов. Главным режиссером полнометражной версии, которую, недолго думая, так и назвали «Сказки с темной стороны: Фильм», назначили Джона Харрисона, который больше всех попотел над созданием сериала. Картину разбили на три новеллы продолжительностью примерно минут 25 каждая, связав их общим сюжетом про злую ведьму (Дебора Харри — солистка группы Blondie), которая намеревается съесть маленького мальчика. Чтобы отсрочить «вечеринку», на которой он будет подан с гарниром и в специях, мальчишка читает ведьме рассказы из толстенной «Книги сказок с темной стороны».
Автором первой новеллы под названием «Лот номер 249» стал Майкл Макдауэлл (не путать с актером Малколмом) по одноименному короткому рассказу сэра Артура Конан Дойля. Студенты колледжа Энди (Кристиан Слейтер) и Ли ведут беззаботный образ жизни. Их богатые родители оплачивают им практически всё, что душенька пожелает, а она, зараза, любит проводить лето в Европе, играть в большой теннис и кататься на Мазерати. Ли уже настолько обнаглел, что просит свою сестру Сюзан (Джулиан Мур) написать за него эссе на конкурс, победитель которого получит дополнительную стипендию. А ведь эти деньги так нужны бедному, но интеллектуальному Бэллингему (Стив Бушеми), который к тому же тайно сохнет по Сюзан. Увы, рыжеволосая стерва не только не отвечает ему взаимностью (и то правда, Бушеми никогда не был красавцем), но и, помогая хитрозадому братцу, крадет из местного музея некий индейский тотем, чтобы свалить вину на влюбленного в нее ботаника.
Ботаник, впрочем, оказался не только умным, но и чрезвычайно коварным. Даже жестоким. Сообразив, что его сокурсники нахально провели конкурсную комиссию вокруг пальца, Биллингэм задумал страшную месть. Выкупив на аукционе древнюю египетскую мумию, он получил по почте ящик с надписью «Лот № 249». Мумия как мумия, всего лишь кусок иссохшей плоти тысячелетней давности. Как бы не так! К мумии прилагается свиток с заклинанием, прочитав которое вслух, бедный студент может не только оживлять чудовище, но и управлять им. Сами понимаете, плохие новости для его обидчиков, ибо монстр не будет доставлять на дом пиццу, а способен только убивать…
Новелла под номером два принадлежит перу двух классиков жанра: рассказ Стивена Кинга «Кот из преисподней» адаптировал для кино Джордж Ромеро. Если честно, не самый лучший рассказ Кинга и не самая лучшая киноадаптация. Однако подбор материала оставим на совести авторов фильма. Может, на другие, более значительные произведения писателя им попросту не хватило финансовых ресурсов?
Сей эпизод фильма повествует о старике Дрогане (ветеран Голливуда Уильям Хикки), который доживает свои деньки в собственном громадном особняке. Поначалу Дроган не был столь одинок, вместе с ним в доме проживала его сестра, ее подруга и слуга Гейдж. Однако ситуация поменялась с появлением черного кота, которого Дроган невзлюбил с первых минут. И не зря, т.к. кот оказался еще тем прохвостом. Благодаря ему население богатого дома вскоре стало стремительно сокращаться. Сначала сестра сломала себе шею, «нечаянно» наступив на кота на лестнице, затем умерла во сне от удушья ее подруга. И даже верный слуга Гейдж не смог выполнить последнего поручения хозяина и уничтожить кота, попав по дороге в автокатастрофу.
Котяра же, использовав одну из своих девяти жизней, благополучно вернулся к Дрогану и, судя по хитрой морде, по-прежнему нацелен остаться в гордом одиночестве. Дроган, будучи несгибаемым старикашкой, решается на шаг, в другой ситуации показавшийся бы странным. Он нанимает для адского кота профессионального киллера (Дэвид Йохансен). И если бы кот был обычным Мурзиком, эта новелла могла бы закончиться легко и просто. Но этот «мурзик» и не собирался так легко сдаваться…
Последняя новелла называется «Любовная клятва» и рассказывает о художнике Престоне (Джеймс Ремар). Престон — типичный интеллектуал-неудачник, рисующий холсты на продажу и пропивающий скудную выручку в соседнем с домом баре. Его агент устал ждать от Престона творческих порывов, а сам художник устал их из себя выдавливать. Однажды вечером Престон, как обычно, дождавшись закрытия бара, вместе с барменом вышел через черный ход и был неприятно удивлен появлением из ниоткуда громадной злобной горгульи. Особенно эта встреча поразила бармена, которому монстр тут же оторвал голову. Престон закрыл глаза, посмотрел короткий ролик о своей жизни, а когда открыл, понял, что его голова все еще на месте. Горгулья пообещала не убивать никудышного рисовальщика, но при одном условии: Престон ни при каких обстоятельствах и никому не должен рассказывать про чудовище.
А затем в жизни художника появляется настоящая муза в виде темнокожей Кэролы (Рей Дон Чон). Спустя десять лет у него есть всё: красавица жена, милые дети, успешный бизнес и море вдохновения. Однако в одном месте у Престона по-прежнему свербит, ведь он так и не рассказал своей половине о том вечере, когда они познакомились…
Как видите, сюжетики у новелл достаточно простенькие, без изысков. Как и большинство киноадаптаций сериалов, «Сказки о темной стороне» страдают «телевизионностью», как в визуальном, так и в смысловом плане. Тем не менее, в Америке картину приняли благосклонно, и она даже сумела обеспечить своим создателям прибыль.
С точки зрения актерских работ, в ленте ничего примечательного нет. Разве что интересно увидеть совсем молодого и малоизвестного тогда Бушеми и очаровательную Джулиан Мур.
Тележутики - хорошо сказано. Интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить