Люба Мельник Бывший модератор

Как мы помогли Египту? Нил, Асуан и «Абу Симбел». Часть 2

Глава третья — героическая

Итак, СССР дал Египту проект и проектировщиков, деньги, сырье и технику. Дело закипело — ради дружбы народов и счастливого будущего экономики Египта. А весь мир тем временем бился за сохранение памятников египетской цивилизации.

Проблема заключалась в том, что попытки затормозить Нил оборачивались затоплением прибрежных территорий. Под воду уходили известные памятники древней культуры. А также — неизвестные, не найденные еще. Получалось, что эти памятники оказываются потерянными, уничтоженными навсегда.

ЮНЕСКО 8 марта 1960 г. обратилась к странам мира с призывом спасти древности Египта. Мир откликнулся. Собрали 21 млн долларов. Только что получившая независимость Республика Того принесла 815 долларов. СССР не дал ни копейки. У Советского Союза на египтологию тогда денег, видимо, уже не было — все ушло на плотину?

Спасательные работы осуществлялись по двум направлениям. Изрядная часть усилий и денег была брошена на разработку и осуществление проекта переноса памятников Филе и Абу-Симбела. Мечталось, чтобы оказался осуществлен итальянский проект переноса, при котором не требовалось разбирать, по сути — уничтожать памятники.

Прошел тот проект, на который хватило денег — шведский. Памятники Филе, храм Солнца в Абу-Симбеле распилили на блоки, разобрали — и перевезли на новое место.

Второе направление — экстренные археологические раскопки — требовало и денег, и рабочих рук, и главное — соединенных усилий археологов всего мира. То было счастье и горе мировой египтологии. Счастье — копать, искать и находить, горе — от сознания того, что найденные сооружения не удастся законсервировать и сохранить…

СССР и на этом поприще оказался представлен весьма слабо. Так слабо, что советский египтолог Милица Матье, готовя к изданию книгу «Искусство Древнего Египта» (1961), вынуждена была использовать снимки, которые делали не археологи, а работавшие на Асуанской плотине советские инженеры.

Итак, полвека назад народы мира впервые объединились для спасения культурного наследия. Более двух десятков памятников были спасены от гибели в водах рукотворного моря. Иные подобные мероприятия — Мохенджо-Даро, Боробудур, афинский Акрополь — потребовавшие соединения сил и умов, породившие новое направление в археологии — инженерно-археологическое — тоже оказались в целом успешными.

А вот Бамианский комплекс — дали разрушить… Хотя и мечтают о восстановлении. Однозначно, однако, что-то будет не восстановление, а создание нового — новодел. И это можно рассматривать как политическое деяние, но не как спасение культурного наследия.

В отношении памятников Абу-Симбела такой однозначности нет. Жив Абу-Симбел? Древние камни, по воле гения древних египтян ставшие памятником цивилизации, были разъяты на части, перемещены в место, изначально для них не предназначенное. Целостность памятника оказалась утрачена — вот что трагично.

Спасены были от затопления 24 храмовых комплекса. Часть из них оказалась перемещена на незатопленные участки в пределах Египта, часть — подарена тем странам, чей вклад в нубийскую спасательную эпопею был наиболее значителен.

Глава четвертая — скептическая

Каким итог асуанской эпопеи видится сейчас, спустя полвека?

Высотная Асуанская плотина обеспечила египетскую экономику электроэнергией. Регулирование с помощью дамбы водного потока минимизировало зависимость сельского хозяйства от капризов природы. На этом плюсы кончаются. Минусов и горестных сожалений — не счесть.

Нарушилась экосистема Нила и Средиземного моря. Огромное озеро Насера, возникшее при плотине, заиливается — туда, а не на почвы долины Нила, попадает драгоценный ил, тысячелетиями кормивший Египет. Взамен озеро и оросительные системы поддерживают высокий уровень заболеваемости шистосоматозом, паразитарной болезнью. Едущим в Египет советуют: не купайтесь, не ходите босиком.

Как и следовало ожидать, орошаемые водами из озера Насера и каналов поля теряют плодородие, почва интенсивно засаливается. Советскому Союзу эта проблема была хорошо известна по Средней Азии.

Без притока несшегося раньше с нильскими водами песка и гравия встает проблема затопления дельты Нила — той самой дельты, которая и есть Египет. Там родилась эта древняя цивилизация, там выстроены города, фабрики и заводы, посажены сады, там живет большая часть населения страны. И эта дельта уходит под воду.

Средиземное море, лишенное стоков Великой реки, не получает сейчас того объема биомассы, какую приносили воды Нила ранее. Это привело к изменению видового состава морской фауны. В частности, сократилось поголовье рыбы пород, ранее являвшихся здесь промысловыми. Имелась ли в виду тогда, в годы великой стройки, такая мелочь, как прогнозирование экологическое? И с его учетом — полное экономическое?!

Перестала существовать Нубия — и древняя «золотая земля» ушла под воду, и современная. Безвозвратно потеряны, загублены, обменены на пресловутую «лампочку Ильича» сокровища древних цивилизаций. Не страницы — целые главы вырваны из Истории человеческой цивилизации и уничтожены.

Сто тысяч нубийцев были переселены. Что такое — народ, лишенный родины? Для нас, поворачивавших реки, творивших моря, переживания нубийцев могут быть понятны? Мологжане, приплывающие посмотреть на свой город на дне Рыбинского водохранилища, сравнительно недавно стали публично выказывать свою тоску по затопленной родине. Но тоска эта жила в их душах с мига выселения.

А человечеству придется жить с другими чувствами — чувством горького сожаления о безвозвратно потерянной сокровищнице памятников культуры. Чувством вины перед грядущими поколениями. Которые вместо памятников истории и культуры получили Асуанскую плотину и бальзам «Абу Симбел».

Обновлено 15.07.2015
Статья размещена на сайте 26.09.2010

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 октября 2010 в 13:04

    Про мологжан, если кто захочет подробностей.

    • Кажется, и в ШЖ что-то было? Я нашла только вот это.
      Для нас, в средней полосе России живущих, это весьма актуально. В Ярославле, в Заволжском районе - деревня Молога, в городской черте))) В селах есть Мологские улицы - куда с затопляемых земель народ везли.

  • Увы... - все, что остается сказать

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник,
    какое-то двойственное чувство оставляет Ваша статья.
    С одной стороны действительно жалко памятники истории, погибшие либо переселенные со своих мест, а с другой стороны, русским (советским) каяться и посыпать голову пеплом сейчас абсолютно глупо и нелепо. Советский Союз в данном проекте был не инициатором, а исполнителем и решающее слово всегда оставалось за египтянами. Откажись от проекта СССР - построили бы англичане или французы с абсолютно идентичными последствиями.
    Да, и еще - английская плотина уже существовала и она явно тоже затопила не один памятник древности! Просто тогда не было такого трепетного отношения к археологическим ценностям и никто по этому поводу не убивался и не убивается сейчас.
    В принципе, любые технократические действия человечества вносят очень серьезные изменения в природу, про плотины Вы уже все сказали, постройка автомобильных и железных дорог перерезает естественные пути миграций диких животных, распахивание земель под посевы иссушает почву, любой город это свалки, смог и отходы жизнедеятельности, про химические, целлюлозно-бумажные и т.п. производства вообще лучше промолчать...
    Кстати, те же французы, прорыв Суэцкий канал, смешали 2 различные и несообщавшиеся ранее экосистемы Средиземного и Красного морей, что несомненно привело к их изменениям, но про это тоже все помалкивают - дело прошлое и точка.

    • Сергей Кривощеков, между Новым и Новейшим временами - пропасть. Но тут-то в одном временном интервале сосуществовали две позиции.
      Яркий пример - и современная Россия. Я даже не говорю о проблемах двух столиц - вся Россия поставляет доказательства презрения к общечеловеческим ценностям ради сиюминутных частных интересов.
      Европа трясется над каждым древним камушком, на это работают фирмы, выпускающие реставрационные комплексы для различных условий, и типовые, и на заказ. В России мировые принципы реставрации давно и основательно забыты, царствует новодел. Зато много болтовни об идеологии, о патриотизме и проч.

      • Люба Мельник,
        мне кажется Вы сгущаете краски. Возможно лужковская перестройка Москвы так влияет?
        Страна большая и не все так плохо как некоторые СМИ представляют. Приходится бывать в разных регионах и во многих местах очень бережное отношение к истории. Летом был в Казани - татары вообще молодцы! Рекомендую!
        Не зря они за Казанью официально зарегистрировали наименование "3-я столица России"!
        А что касается "болтовни об идеологии, о патриотизме и проч." - то и здесь мы безнадежно отстали от Америки, Европы и особенно от бывших друзей и соседей по СССР.
        Просто с развалом СССР эта тема в течение почти 2-х десятилетий была мертвой, только сейчас к ней пытаются вернуться (не всегда уместно или пристойно), ну а в сравнении с нулем любая цифра кажется бесконечностью.

        • Сергей Кривощеков, я не сгущаю краски. Это не СМИ так ситуацию представляют, реальность гораздо трагичней.
          читать дальше →

          • Люба Мельник,
            уходим от египетской темы, но все же добавлю 5 копеек:
            1. Говорить - не значит сделать. Это про батуриных-лужковых. Сейчас все смелые, рвутся пнуть мертвого льва. Схлынет пена, тогда и выводы делать стоит.
            2. Разрушать что-то вообще последнее дело. Пусть потомки рассудят более хладнокровно. Многие нынешние реликвии когда-то яростно отвергались современниками. Эйфелева башня - "классика жанра".
            3. "Дутые юбилеи" - совсем скользкая тема. Чем юбилей Казани "дутее", например, открытия ненаглядной Америки Колумбом. Доказано, что не Колумб первый там побывал, но нам так удобно считать, ну и пусть. Возраст Москвы, Казани и пр. с изучением новых источников постоянно отодвигается вглубь, ну и что? Приняли за основу некую дату - и хорошо.
            4. А в Казани и кроме мечети много чего есть: и старинного и относительно спорного в современных реалиях, например, места где В.Ленин оставил след. Не уничтожают, не перекраивают - молодцы. А что мечеть пришлось восстанавливать - так не они разрушали... Того же Лужкова восстановлением Храма Христа Спасителя никто не пеняет. Ведь правда?
            5. А американцы может и рады были бы сохранять более древние артефакты, только нету их Государству чуть больше 2-х веков. Правильно, что это сохраняют, потомки спасибо скажут.

  • Сергей Атмо Сергей Атмо Дебютант 30 сентября 2010 в 16:24 отредактирован 2 октября 2010 в 09:33
    Расплата

    Люба Мельник,
    Египет расплатился за Асуан чесноком.
    За здоровье народов расплатились потерей древнейших слоёв развития цивилизации. Потеряв изначальные "точки" зарождения, будем ли мы здоровы?

    Оценка статьи: 5

  • «Абу Симбел»

    (только, кажется, не бальзам, а всё-таки сладкое вино) пил, свой вклад внёс, а за остальное надо спрашивать с руководства СССР, верно?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Лузан, бальзам-бальзом. Если не ошибаюсь, в маленьких бутылочках и сейчас входит в набор сувенирной мелочевки египетской. А с руководства, ушедшего в могилу, спрашивать не приходится. Воодушевление, которое испытывали преобразователи природы, было этаким всепроникающим. Другое дело, что у режимов тоталитарных больше возможностей всегда было делать безумства такими масштабными.
      Приведу цитату из передачи Радио "Свобода" по поводу 50-летия Асуанской плотины:
      "Из мемуаров египтолога Кристианы Дерош-Ноблекур:
      "Тех, кто сооружал плотину, не интересовали ни культура, ни поразительные памятники древности, которым, как говорил Рамсес Великий, "не было подобных со времен предков". Обратившись в ЮНЕСКО вместе с министром культуры Египта, Сарват Окашей 8 марта 1960 года, я сделала все, что могла, чтобы помешать вандалам стереть с лица земли Нубию, храмами которой вправе гордиться все человечество. Каждому свое. Кто-то заботится о дешевой электроэнергии, которую можно будет дорого продавать. Я заботилась о другом. Когда Исполнительный комитет ЮНЕСКО объявил о том, что невозможно спасти храм Амады, - не было ни денег, ни специальной техники: храм нельзя было распилить на части, потому что он был сооружен из хрупкого известняка, а его стены покрыты тончайшими рельефами, по сей день сохранившими роспись, - я бросилась в ноги генералу де Голлю. Я сказала ему, что мы должны быть другими, что мы должны думать о грядущих поколениях и не должны допустить, чтобы советская лампочка уничтожала величайшие памятники культуры. И он услышал меня: Франция взяла Амаду под свою защиту. Храм целиком был перемещен на четыре километра от русла Нила, на место, расположенное выше прежнего на 60 метров. Да-да, целиком, по рельсам, на колесах. Это был настоящий подвиг. Им можно гордиться. Можно ли гордиться плотиной, уничтожившей дома сотен тысяч египтян и суданцев? Сомневаюсь. И еще: я не видела советских специалистов ни на работах по спасению Абу-Симбела, ни в Калабше, ни в Дерре, ни на острове Филе - там, где были нужны реальные усилия и действия, а не слова".

      • Сергей Атмо Сергей Атмо Дебютант 2 октября 2010 в 08:59 отредактирован 3 октября 2010 в 18:25
        Отбросы Вакха мира

        Люба Мельник, Спасибо!
        Вы растормошили меня!
        Тема навеяла:
        Вибрации тонкого или пьяного мира? Я читал книгу, ничего не видя, не слушая. У каждого есть своё Великое дело! О,слишком много во мне всего намешано: Любовь, чувства, тело, сознание и вера. Моя физиология взросла до бешенства. Я не хочу жить в клетке под именем мера, И с тем, что на мой позвоночник навешано! Что есть Вера? – вот вопрос уставшего века. Что есть от Бога, что от болотного лешего? Я чувствовал крик, крик отторженных миром. Я чувствовал стон душ, и что-то в них лишнее... Пожирая объедки пьяной истории мира, Я чувствовал боль сердец, и кому это надо. На струнах играл Бахус*, пела сладкая лира. О, пОзнана Великая тайна Либеры - Лаймы хадо. * Отбросами Вакха мира, была пропитана книга.

        С уважением, Сергей Атмо.
        Источник: http://www.stihi.ru/2010/10/02/1584 "Отбросы Вакха мира"

        * Бахус или Вакх - в римской мифологии бог винограда, виноделия и веселья, почитавшийся под именем Либера (у греков Дионис), был первоначально фракийским (фригийским) богом. Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям и виноделам. Либер – по - латыни означает "свободный".
        * Вакханалия - так называли римляне, оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса). Пришедшие с Востока традиции (Лайма йога и другие) в II в. до н.э., распространились в дальнейшем по всей Италии, Этрурии и в Риме, и трансформировались в вакханалии.
        Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.
        Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, распространилась на парламент Рима. Источник: http://ru.wikipedia.org
        * Лайма - в переводе с японского – «любовь», «Лайма йога» - одно из основных разделов учения Йога, как искусства любви.
        * Хадо - в переводе с японского, – «вибрации, тонкие формы энергии»
        Фото: с репродукции картины Бахус и Либера, источник: http://www.google.com.ua/images

        Оценка статьи: 5

  • Печально.

    Оценка статьи: 5