Mаша Романофф Мастер

Метлах - где это? О плитке, посуде, благотворительности и чуть-чуть о счастье

Париж — о да, это прекрасно. Берлин — хм, тоже неплохо. Стокгольм — и он так вполне ничего себе. Столицы Европы, как-никак. Но сегодняшний наш репортаж мы посвятим совсем не им, а маленькому европейскому «медвежьему углу», нетуристическому, но тем не менее весьма известному. Как так? А вот так.

Скажите, кто из вас не слышал словосочетания «метлахская плитка»? Все слышали, все видели, красотой плитка ну никак не блистала. Этой самой метлахской плиткой, красновато-коричневой или темно-желтой, были выложены все мало-мальски приличные общественные сортиры нашего необъятного Отечества. Вот только к настоящей метлахской плитке то, что мы привыкли видеть и так называть, отношения не имеет.

И чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам сегодня путешествие в городок Метлах, на границе земель Саар и Рейнланд-Пфальц. Глубокая провинция, затерявшаяся где-то между Саарщиной и Пфальцщиной, от Люксембурга целых (ужас!) сорок километров.

Как всегда, начнем с исторического экскурса.

Название «Метлах» происходит, скорее всего, от латинского «Medius Lacus» — то есть, «между озер».

В 7 веке франкский герцог Лутвинус, по совместительству епископ Трира, строит на реке Саар аббатство Святого Петра, где и завещает похоронить себя. В 9 веке аббат Лиоффин велит воздвигнуть над могилой отца-основателя церковь Святой Марии, восьмиугольник в основании, взяв за образец Кафедральный собор Аахена. Сейчас церковь Святой Марии именуют Старой Башней, и это самое старое архитектурное сооружение земли Саар.

Аббатство, ставшее бенедиктинским, не раз горевшее и разрушенное войнами, отстраивалось и перестраивалось вновь, свой теперешний барочный вид обрело к середине 18 века — и немного позже было секуляризировано Наполеоном Бонапартом «по причине упадка».

В 1809 году плодами секуляризации воспользовался практичный люксембуржец Жан-Франсуа Бош, или, по-немецки, Иоганн-Франц Бох. Именно этого варианта его фамилии мы и будем придерживаться далее.

Бох, сын предпринимателя, обладал, несомненно, даром предвидения. Оценив качество глин и песков Саара, наличие большой воды, лесов и дешевой рабочей силы, он организует фаянсовую и фарфоровую мануфактуру. Но если все его предшественники ориентировались на богатого покупателя, то основная «целевая группа потребления» продукции Боха — простые люди весьма и весьма среднего достатка.

Бох был предпринимателем «нового типа», сильно опередившим свое время. Фабрики оснащались первоклассным оборудованием, для рабочих были основаны госпиталь, вдовий дом, детский сад, дом престарелых, начальная и художественно-ремесленная школы, касса неотложной финансовой помощи. Созданы были общество трезвости, кружок рукоделия, кружок душеспасительного чтения, рабочий хор, стипендии для одаренного юношества. И почти все это существует и прекрасно работает до сих пор.

Так вот, фирма «Иоганн-Франц Бох» развивается великолепно, открывает филиалы и магазины в Брюсселе и Дрездене, в 1822 году в Берлине на Прусской Выставке получает золотую медаль за свой фаянс, а в 1836 году Бох делает «интересное предложение» объединиться своему главному конкуренту, пожилому Николя Виллеруа или, по-немецки, Николасу Виллерою. И с этого памятного года начинает свое существование всемирно известная и глубоко уважаемая керамическая фирма «Villeroy & Boch».

Вид на Саар из окна заводоуправления, Метлах Производственный союз был впоследствии закреплен семейными узами, кланы Виллерой и Бох переженили своих детей и племянников, фирма переходила по наследству, наследники учились в самых лучших учебных заведениях Европы, к фамилии Бох была добавлена приставка «фон», а семья Виллерой-Бох дала миру известных художников, таких, как Анна Бох и Ойген Бох (Эжен Бош), импрессионист и большой друг Винсента Ван Гога.

Аббатство Метлаха стало зданием заводоуправления, остается им и до сих пор. Фабрика благополучно существует, производя теперь уже совсем недешевый малосерийный и авторский фарфор и фаянс, а также воссоздавая по старым образцам и рисункам плитку для реставрационных работ.

Что такое заводоуправление в нашем традиционном понимании? Строгое унылое здание с обязательной проходной, куда просто так и не попадешь, да и незачем. Что там смотреть-то? А слушать? Вот то-то и оно.

Интерьер маленького кафе, Метлах,музей Все не так в заводоуправлении фабрики «Виллерой и Бох». Приезжаем, паркуем машину на полупустой городской стоянке и входим без всякой проходной в очень красивое старинное здание, из открытых окон которого несутся мощные фортепианные пассажи. Второй Концерт Бетховена. И в отличном исполнении. Откуда вдруг? «Тише, тише, — улыбается служитель. — У нас два раза в месяц абонементные благотворительные концерты. Традиция такая, около ста лет уже».

Это значит, что два раза в месяц бомонд земель Саар и Рейнланд-Пфальц съезжается в крошечный Метлах послушать хороших исполнителей. И платит за это немалые деньги. А часть зала оставляется специально для работников фабрики и жителей Метлаха — и это для них или бесплатно, или за символическую плату.

Послушав часть Второго концерта, отправляемся бродить по заводоуправлению дальше. Никто не останавливает, никто не спрашивает, зачем. Спрашиваем мы — о музее, и нас вежливо туда провожают. Народа в музее немного — мы да группа очень пожилых людей из дома престарелых города Кобленца. У них раз в неделю экскурсия.

Семья Виллерой-Бох, Метлах, музей. Музей — не просто музей. Фаянс и фарфор представлены в интерьерах соответствующей эпохи и социального слоя. Вот буржуазная гостиная, вот кухня рабочей семьи, вот интерьер маленького кафе или пивной. А вот, простите, интерьеры берлинских и парижских общественных туалетов в стиле «модерн». И плитка, плитка в этом же стиле. Никакая не «суперлюкс» — а обычная, для облицовки подъездов и тех же туалетов и ванных.

А вот и столовая семьи Виллерой и Бох. И за столом, в натуральную величину, из белого фарфорового теста-бисквита — вся семья, весело празднующая помолвку одной из дочерей.

А дальше — ни в сказке сказать. Не знаю, как у мужчин, а у дам бы точно «замерло сердечко». Посуда всех эпох, начиная со стиля «ампир» и заканчивая «постмодерном», в витринах.

Бох был первым фабрикантом, внедрившим в фарфоровое производство переводную картинку. Так вот вся эта сложная технология представлена поэтапно.

А вот то, от чего сердце мое замирает до сих пор, несмотря на недетский возраст. Кукольные дома. С настоящей фарфоровой посудой. С настоящими фарфоровыми ваннами и кухнями, где все-все настоящее. И в это можно было играть, мама дорогая! Где мои десять лет, я вас спрашиваю?

Этапы создания переводной картинки для фаянса, Метлах, музей А вот детская посуда. А вот — что это такое восхитительно красивое? Ба, «ночная ваза с цветочным бордюром». А вот каталоги, по которым начиная с середины 19 века «Виллерой и Бох» поставляли продукцию по всему миру. И в Россию тоже. А вот…, а вот…, а вот…

Пробродив по музею часа три, одурев от всей этой красоты и изобилия окончательно, нетвердыми шагами двинулись к выходу. Где тут выход, в этих барочных закоулках? Кофе бы сейчас. Большую виллероевскую чашку.

Добрый ангел в лице служительницы музея направил нас «налево, потом направо, потом спуститесь на один пролет вниз — и дальше увидите».

И мы увидели. Мы увидели воссозданный со всею любовью красивейший интерьер «Кафе де Пари» с виллероевскими плиткой и посудой. Официантка в белом фартучке и длинном черном платье, с кружевной наколкой на высокой прическе принесла нам кофе в бошевских чашках-модерн. «Сильвупле, месье-дам». И еще меренги к кофе.

И от ощущения счастья, абсолютно полного, когда нечего более и желать, впору было прослезиться. И не стыдиться сантиментов.

Обновлено 25.10.2010
Статья размещена на сайте 12.10.2010

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Mаша Романофф, красиво написано! Хотелось бы всё увидеть своими глазами, но правда - жизни не хватит. А так - почитала вашу стать и прикоснулась к чему-то доброму, светлому. Спасибо

    Оценка статьи: 5

    • Элина Мурашкевич, спасибо и вам. В Европе количество прекрасностей - и природных, и рукотворных - на единицу площади очень высоко. В Германии еще несколько меньше, чем в романских странах. Там, в Италии и Франции, вообще отчаяние берет оттого, что вот и туда еще заехать надо, и туда, и это увидеть, и это - а времени не хватает.

      • Mаша Романофф, Про Италию и её достопримечательности мне кое-что известно, но даже после 10 лет постоянных визитов в эту солнечную страну, именно - кое-что! Италия - моя слабость, а Неаполь - волшебный город! я влюбленна в Италию, совсем её Неаполитанским мусором (для них мусор - больная тема) но я его просто не замечаю!

        Оценка статьи: 5

        • Элина Мурашкевич, Неаполь - это любовь на всю жизнь. И у меня тоже. С мусором, со смешными модами, с апельсинами на тротуарах, с панталонами на веревках поперек улиц, с руганью водителей, с рыбными тавернами в порту, с мрачными старыми капеллами, где Джотто - повседневность, ах, Неаполь...

  • Смотрю, смотрю... Где-то видел я уже фото, что нынче - главной иллюстрцией к статье! И... Вспомнил!!
    Ваша, Маша, предыдущая статья из немецкого "географического" цикла. Статья о Сааре. Вот, в комментах -
    "Знаменитый меандр реки Саар - Сааршляйфе. Здесь Саар дважды меняет направление".
    Но это - единственное знакомое место изо всей статьи. Всё остальное - новое. И - интересное. Последнее, впрочем, - КАК ОБЫЧНО.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 27 октября 2010 в 14:46 отредактирован 27 октября 2010 в 14:57

      Константин, вы правы, фотография знакомая. Редакция выбрала это фото. С этой точки все фотографируют, самый выигрышный вид.
      Я рада, если интересно. И буду очень рада, если кто-то из прочитавших надумает посетить и Метлах, и вообще Саар. Тема европейского пограничья очень, как оказалось, богатая. Германия-Франция, Германия-Дания, Германия-Польша - столько интересного.
      Единственное, что меня немного удручает - все, что хочется посмотреть в Европе, вряд ли удастся увидеть. Жизни не хватит.

      • Да, если в "пограничье" ковырятся, то действительно, можно столько разного нарыть... И не только по соседям Германии. Россия-Финляндия, Россия-Эстония, Эстония-Латвия, Латвия-Литва. Если поковыряться, и здесь свои скелеты до сих пор по шкафам стоят.

        Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф,
    "...а где же пара шуточек в тему посуды"

    Благодътель (из журнала «НИВА», 1903)
    • - Видите сами в какомъ я положеніи. Если вы взыщете с меня долгъ, то я принужденъ буду с женою умереть съ голоду.
    - Зачъм же с женой? Жена пусть останется, я прокормлю ее.

    ПОСУДНАЯ ТЕМА
    • - Дорогая, а ты помнишь, как мы молодыми встречались, поженились, начинали вместе жить...
    - Помню-помню, не отвлекайся, мой посуду!

    • Если посуду не мыть после еды - рано или поздно начинаешь ее мыть до еды...

    • При мытье посуды после пьянки ее оказывается, почему-то, в два раза больше, чем было на столе

    • Мытьё посуды как секс - главное начать!

    • Я пробовал много средств для мытья посуды но выбрал одно. Жену!

    ПЛИТКА
    •Кафельная плитка с орешками и изюмом поломает не только ваши зубы, но и ваши стереотипы о кафельной плитке в принципе

    • В Молдавии разработан совершенно новый тип бомбы. При взрыве в радиусе 30 км всё покрывается кафельной плиткой

    • Один новый руский показывает другому свой дом. Заходят в ванную.
    - А че у тебя такая плитка мелкая?
    - Мелкая, зато фирменная!
    - А фирма какая?
    - Intel!

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф, Спасибо, очень интересно. Особенно понравилась роспись плитки.

  • Mаша Романоф
    Давно не читала статей с таким удовольствием, настолько, что даже захотелось поговорить об этом, т. е., оставить комментарий.
    Замечательно написано, читается легко и очень-очень хочется туда. Может, не только для того, чтобы всё увидеть самой (описано так, будто своими глазами всё смотрелось), а чтобы окунуться в атмосферу стабильности, покоя и приемственности поколений.
    Права Гертруда - меня особо покорило то же место в статье, что и её. Господи, до чего же за "Державу обидно"! И добрые мы, и хлебосольные. А талантливые какие! А богатств-то у нас сколько!
    А вот покоя и уверенности в завтрашем дне нет... И меценатов Морозовых предали анафеме и фарфоровых дел мастеров Кузнецовых - туда же. Прошлое не сберегли, своё теперь ценить сложно.

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 26 октября 2010 в 12:45 отредактирован 26 октября 2010 в 12:47

      Людмила Харченко, да, разрушать у нас в Отечестве любят.
      А что касается прошлого - то Дмитровская фарфоровая фабрика имела прообраз - фабрики Виллероя и Боха. И в конце 19 века при Дмитровской фабрике тоже были благотворительные учреждения. Кое-что сохранялось еще в советские годы, будучи преобразовано, конечно.
      А о стабильности и покое - да. В Сааре чувствуешь его как нигде. Хотя земля маленькая и небогатая.
      Спасибо вам за отклик.

  • А вот образец "тоталитарного стиля", тридцатые годы. Кстати, Виллерой и Бох по заказу Третьего Рейха производили посуду и для Рейхсканцелярии.

  • Вкусно написано!

  • Mаша Романофф,
    Не всё у нас в мире хорошо, но конкретное литературное творение - проста замечательно!

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф, действительно, бесподобно, написано с такой любовью.
    оценка 5+

  • 5!

    Маша! Восхитительная статья и снимки просто нет слов, какие замечательные! Ну почему я не немка? Пешком бы пошла смотеть на разного рода красоту ! КАк хорошо, что были такие фабриканты, которые не только о своем "кармане" думали. Особенно понравилась вот эта фраза: Фабрики оснащались первоклассным оборудованием, для рабочих были основаны госпиталь, вдовий дом, детский сад, дом престарелых, начальная и художественно-ремесленная школы, касса неотложной финансовой помощи. Созданы были общество трезвости, кружок рукоделия, кружок душеспасительного чтения, рабочий хор, стипендии для одаренного юношества. И почти все это существует и прекрасно работает до сих пор. Это в 19 веке! А у нас и в 21 нет ничего подобного, если чтото имели в СССР, так и то утратили... Огромное вам спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда, спасибо. Когда я начала читать о благотворительности в Германии, то обнаружила много таких вот предпринимателей, как Виллерой и Бох, старавшихся как-то облегчить жизнь своих рабочих. Это протестантизм работал , я думаю. Но были и другие, особенно концессионеры. Эти часто никого не жалели.

  • Плитка с этническими лотарингскими мотивами.

  • Плитка.

  • Ванная комната кукольного дома, начало 20 века. Вся сантехника действующая.

  • Mашенька, очень интересно рассказала. И фотографии изумительные. Красотища! 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Это же с ума сойти, какая красота! Спасибо за просвещение и наслаждение, Маша

    Оценка статьи: 5

  • И еще.

  • А вот, собственно, метлахская плитка.

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 14 октября 2010 в 13:12 отредактирован 14 октября 2010 в 13:13

    Стиль "модерн". Время расцвета.

  • Я не "стыжусь сантиментов". Что-то такое трогательное есть в рассказе. Зх, Саарщина и Метлах, жаль, что мне туда как-то не получается.

    Чуть-чуть счастья получила. Спасибо, Маша.

    Оценка статьи: 5

    • Галя, спасибо тебе. А вот я иногда "сентименты прячу".

      • Mаша, а мне бесполезно прятать (как муж говорит, все на мордахе написано), да и в словах не слишком сдержанна.

        А вот любопытно: раньше я не приглядывалась к тому, что считала "прикладным". Уж если искусство - то живопись, и та, какая на века. А сейчас все больше и больше интересны другие вещи. Я их начала "видеть", наконец. В том числе, и фарфор. Начала что-то понимать и чувствовать. Даже если это на фотографиях.

        Оценка статьи: 5

        • Галя, и у меня много лет было так же. Искусство - это живопись или скульптура с архитектурой. А гобелены там, ложки-плошки - это не такое уж искусство. Всерьез готовила себя в искусствоведы. лет до шестнадцати, занималась, изучала. Хотела быть "ведом" европейской живописи 17 века.
          А осознанием того, что все "прикладное", особенно старое ,тоже искусство, прониклась много позже, уже поездив, посмотрев.
          Единственное исключение всегда делала для вещиц стиля "модерн". Стиль этот - слабость моя. И сейчас, если какую-то славную вещичку "модерн" или "югендстиль" на фломаркте вижу, часто соблазняюсь.

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 14 октября 2010 в 00:16 отредактирован 14 октября 2010 в 00:17

    Набор для "совершения туалета", предназначенный для спальни молодой девушки.

  • Еще одна "фарфоровая семейная сцена", все с той же помолвки.

  • И это тоже метлахская плитка. Там же.

  • Сикстинская мадонна на метлахской плитке, начало 20 века. Заводоуправление, Метлах.