Раз уж мы зацепили эти католические праздники, расскажу о своем первом впечатлении от католических дней поминовения. Лет 30−35 назад мне случилось пожить в Нормандии в Ото-сюр-Сен, в Руане, где октябрь-начало ноября в долине реки Сена и на побережье Ла Манша выдаются особенно мягкими, теплыми, прозрачными, красочными от обилия полыхающей осенними колерами растительности.
И вот в этакие-то дни вся Франция отправляется на свои кладбища с букетами таких же ярких цветов и светильниками. С наступлением ранней темноты французы возжигают на каждой могилке поминальные свечи, поминают своих покойников и с чисто французским эстетством любуются на вид ночного кладбища, сияющего от трепета светильников. Кажется, что души ушедших трепетанием этим общаются с нами, еще живущими, еще не познавшими тайны вечного небытия.
Мысли о жизни вечной, о вечном покое в ином миропребывании, светлая умиротворенность, душевная гармония с неизбежностью перехода в иные прекрасные миры… Вот такой вкус у дней поминовения. Вот про это состояние сказано: «тихий ангел пролетел»…
Зато на День Мертвых ангелы носятся хмельные, разудалые, бахусные, обжористые, проказистые, шумные, веселые. И, как я уже упомянула, задолго до праздника Мертвых. Особенно в темпераментной Мексике.
Еще 3000 лет назад инки, майя и ацтеки, именуемые нынешними мексиканцами, чрезвычайно почитали своих мертвых. Некоторые племена верили, что, пока черепа их покойников находятся с ними в жилищах, души умерших тоже пребывают в их роду-племени. Они хранили вещи, принадлежащие умершим, тотемизировали их скелеты, приносили им воздаяния. Отсюда и пошел обычай сооружать алтари из черепов и личных вещей своим покойникам и праздновать веселые тризны по ушедшим.
Верования древних в загробную жизнь представляли для них смерть лишь как переход в иную ипостась, а сама смерть расценивалась не как кончина, а как возрождение к новой жизни. Свою неразрывную связь с отсутствующими в действительности покойниками древние реализовывали через примитивные человеческие поступки: через фетишизацию черепов, через поедание пищи в виде черепов, ношение деревянных масок-скальпов, танцев в масках, изображающих покойников, через поедание продуктов, любимых покойными, питье их любимых напитков, а также путем подношений (ofrendas) алтарю излюбленных вещей покойников.
Испанские конкистадоры, пришедшие 500 лет назад на земли Центральной Америки и современной Мексики, естественно, усматривали в этой варварской, с их точки зрения, культуре вызов христианским догмам. Они долгое время пытались окатоличить традицию веселой тризны догматически чинной поминальной литургией. Но что такое 500 лет против трех тысячелетий…
На девятый месяц ацтекского солнечного календаря, приходившегося на август-сентябрь, ацтеки начинали празднества в честь богини Миктекацихуатль, умершей при своем рождении. Постепенно культ этой богини превратился в культ Богини Смерти. Визуализировался имидж этой богини в образе маленькой девочки-покойницы. Отсюда пошел современный обычай жутковато веселого девченочьего карнавала-шествия в белых рубахах с изображениями на них скелетов. Шествие возглавляет сама Богиня Смерть, но ныне ее зовут уже иначе — госпожа Катрина (нарядная модница — Cavalera de la Catrina). Прослеживаете языческие корни?
Не в честь католического Дня Всех святых, а именно в честь веселой Царицы Смерти первый день Праздника Мертвых 1 ноября вся Мексика и многие штаты США и Канады чествуют умерших детей. Дети — первыми, даже за столом тризны.
Принято в этот день выставлять алтари в домах, где есть умершие в детском возрасте. На алтари родственники возлагают игрушки, сахарные, карамельные, шоколадные черепа, особые булки, испеченные в форме скальпов, перед алтарями звучит детская музыка, поются детские песни, исполняются детские танцы и подвижные игры. Умершим детям всегда оставляют место за общим столом, а детскую тарелку наполняют любимыми детьми угощениями.
(Сравните наш поминальный стаканчик водки под кусочком чернушки за поминальным столом. Или стакан под ломтем чернушки на окне для покойничка по самые сороковины. Да одинаковые мы все, люди! Вам диковато, да? Мне тоже по первости было. Менталитет у нас такой: при слове «смерть», а в особенности «смерть ребенка», европеец скорбит. У мексиканца же отношение к смерти другое — он умеет смерть приручить и любит ее прирученной).
1 ноября (Dias de los Angelitos) родственники умерших детей проводят на кладбищах. Собираются у могил, расстилают свои полосатые коврики, украшают могилки яркими цветами (обычно хризантемами или золотыми шарами — cempasuchitl flower), опять же, игрушками, свечами, шарами, выставляют свои ofrendas (хлебы предложения), и… начинается веселый пикник с пением и танцами. И верят они, что их ребенок сегодня обязательно возвращается к ним и проводит в кругу семьи веселый, вкусный, радостный день!
А вот 2 ноября (Dias de los Muertos) почитают мексиканцы и центральные латиноамериканцы своих взрослых. В каждой округе есть свои отличия, но в целом это всегда веселый праздник с карнавальными шествиями, с парадом черепов, с неизменной текилой как покойничку, так и всем участникам. Едят и пьют весь день на своих кладбищах неунывающие мексиканцы среди черепов. Парад тсомпатлей (парад черепов), маски (calacas) с именами покойников на лбах, ряженые, поющие, танцующие, играющие на национальных инструментах. И текила, текила…
Не чужды этому празднику и высоколобые жители Силиконовой Долины — особенно гуляют студенты Стэнфорда и университета Аризоны. Но не переплюнуть им мексиканских студентов из Национального университета Мехико — те вошли в книгу рекордов Гиннесса в 2004 году, построив стену из 5667 черепов!
Даже в доме, где я живу уже выставлен коллективный алтарь: жильцы дома латинского (и не только) происхождения принесли на алтарь фотографии своих ушедших, украсили алтарь яркими цветами, фигурками-черепами, кто-то притащил даже банку меда в форме черепа и такую же бутылку текилы. Ну-ну…
Не зря все-таки в 2003 году ЮНЕСКО причислил праздник Дня Мертвых к сокровищам-достояниям всего человечества. А может, так и надо относиться к смерти? Ведь сказано не нами, что-то, что невозможно уже изменить, надо уметь принять достойно и позитивно. И обязательно верить, что наши любимые ушедшие с нами до тех пор, пока они почитаемы, до тех пор, пока мы их помним.
Интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо вам всем за единомыслие и земля пухом нашим дорогим ушедшим!
0 Ответить
Кстати, праздник поминовения умерших детей очень не помешал бы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И обязательно верить, что наши любимые ушедшие с нами до тех пор, пока они почитаемы, до тех пор, пока мы их помним. Лаурочка, вы правы. Так оно и есть. Отличная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"А может, так и надо относиться к смерти? Ведь сказано не нами, что то, что невозможно уже изменить, надо уметь принять достойно и позитивно. И обязательно верить, что наши любимые ушедшие с нами до тех пор, пока они почитаемы, до тех пор, пока мы их помним. "Лаура думаю многие с этой мыслью согласятся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить