Тот, кто прочитает «Письма Баламута», возможно, удивится тому, что в произведении, созданном в столь неспокойное время, война упоминается крайне скупо. Льюис вкладывает в уста беса-искусителя убеждение, что зло и грех разъедают душу человека изнутри — незаметно и постепенно рождаясь из самых бытовых мелочей. И вот это, по мнению Льюиса, гораздо страшнее того зла, что бушует снаружи. Мало того, именно гибель героя от бомбежки помешала бесу довести искушение до конца.
Сразу оговоримся: пацифизмом, модным перед войной в среде «высоколобых», ни Льюис, ни Толкин не страдали. Во-первых, оба они воевали в Первую мировую добровольцами. Во-вторых, это хорошо видно из их произведений, где от открытого вооруженного столкновения со злом никто не уходит.
В первой книге «Хроник Нарнии» война также упоминается мимоходом — буквально в нескольких первых строчках. Там говорится, как четырех детей, чтобы уберечь от бомбежек, вывозят из Лондона в сельскую местность в дом профессора. И все. Да и эти строчки остались в сказке лишь потому, что имели под собой реальную основу.
В дом Льюиса из Лондона были действительно эвакуированы четверо ребят и однажды один из них спросил хозяина, а что находится за стоящим в доме платяным шкафом. Сей невинный вопрос подобно брошенному камню всколыхнул омут памяти писателя. Думаю, не буду оригинален, если скажу, что для многих из нас в детстве большие темные шкафы обладали притягательной силой, смешанной с опаской. Их боялись, и в них прятались. Вот и Льюис вспомнил, как давным-давно прятался в похожем шкафу с братом Уоррни, где отгородившись от остального мира, они рассказывали друг другу фантастические истории.
Так на свет стала появляться еще одна история. Она повествовала о четырех детях, проникших через волшебный шкаф в сказочную страну Нарнию. Впрочем, сначала Льюис написал только затравку, а к книге вернулся спустя несколько лет. Называлась она «Лев, Колдунья и платяной шкаф».
Из писем
«…Думаю, мне не надо напоминать вам, что четкая классификация книг по возрастным группам, столь любезная сердцу издателя, имеет мало общего с действительностью. Тот, кого сейчас упрекают. что он слишком стар для детских книг, в детстве выслушивал упреки, что читает слишком серьезную литературу. Достойные читатели не подчиняются расписанию.
Точно не скажу, почему однажды я вдруг почувствовал, что не просто сказка, а сказка для детей — это как раз то, что я должен написать, хоть убей».
Когда Льюис впервые представил на суд Толкина главы из «Льва, Колдуньи…», тот отозвался о них крайне неодобрительно и впоследствии своего мнения не изменил. Во-первых, он нашел сказку Льюиса крайне «аллегоричной» (к аллегориям, тем более религиозным, Толкин относился с неприязнью), во-вторых, сравнил ее с ненатуральным салатом, где без разбору смешались самые несопоставимые вещи. Мнение друга Льюис уважал, поэтому чуть не бросил писать. Но было уже поздно. К тому времени Льюис прикипел к Нарнии всей душой, и рискнул в 1950 году представить «Льва, Колдунью…» на суд читательской аудитории…
Те, кто знаком со всеми книгами цикла «Хроники Нарнии» наверное удивятся: ведь по хронологии событий «ЛКПШ» — отнюдь не первая, а вторая книга цикла. Дело в том, что этот стройный вид «Хроники» обрели задним числом, а сначала издавались в совершенно произвольном порядке.
Вот хронология их издания: «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» (1950), «Принц Каспиан» (1951), «Плавание «Утреннего путника» (1952), «Серебряное Кресло» (1953), «Конь и его Мальчик» (1954), «Племянник Чародея» (1955), «Последняя Битва» (1956).
Из писем
«Я не планировал писать несколько сказок… Когда я работал над «Львом, Колдуньей…», я не знал, что буду писать что-то еще. Затем я написал продолжение — «Принц Каспиан» и все еще не думал, что будет что-то еще, а когда я закончил «Плавание «Утреннего путника», я был абсолютно уверен, что это последняя хроника. Но, как оказалось, я ошибался. …Я даже не уверен, что оставшиеся хроники были написаны в том порядке, в каком они были опубликованы».
Лично для меня, как читателя, это многое объясняло. И то, почему в «Льве, Колдунье…» автор убеждает меня, что я не знаю, кто такой Аслан (ведь из «Племянника Чародея» читатель об этом уже извещен). И то, почему те же «Племянник…» и «Конь и его мальчик» НАПИСАНЫ на порядок лучше, чем весьма неровная «Лев, колдунья…» (мастерство Льюиса постепенно росло). Забавно, что первая книга цикла была написана позже всех остальных. Поэтому пришлось попридержать выход «Последней битвы», чтобы конец истории Нарнии не опередил ее начало.
Поначалу литературная критика не приняла сказку Льюиса всерьез, но тут вмешались читатели. Растущая от книги к книге популярность «Хроник Нарнии» заставила присмотреться к этой книге повнимательней…
Сергей Курий, задумалась и поставила 4
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ольга Чешкова,
О чем задумались?
0 Ответить
Сергей Курий, спасибо за статью!
Я до сих пор помню, как ребенком впервые читала "Племянник чародея", "Лев, Колдунья и платяной шкаф" и "Конь и его мальчик". Насколько глубоким было для меня погружение в волшебство Нарнии! Эти сказки были в одном из сборников. Про остальные я узнала и прочитала их уже в 24 года. Даже сейчас, думая об этих книгах, я чувствую, словно детство и волшебство на мгновение возвращаются ко мне. И Вашу статью читала с улыбкой - Нарния снова ненадолго оказалась рядом
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ольга Чешкова,
"Нарнию" желательно читать в детстве. Я к сожалению познакомился с ними в 22 года - а это уже не то. Из всего цикла наиболее интересно НАПИСАНЫ "Племянник Чародея" и "Конь и его мальчик". А вот "Льва, Колдунью..." не очень люблю.
0 Ответить
Сергей Курий, спасибо за статью! Одна из немногих адекватных статей о Нарнии. Чаще сталкиваешься с недоумением, почему эта "обычная сказка" настолько популярна на Западе, либо с мерзким хихиканьем насчёт "фавна-педофила". Я прочитала "Лев, Колдунья..."в 1980 году, и сказка запала в душу - потрясло воскресение Аслана и интересным показался ход с возвращением детей в наш мир, после того как они много лет правили в Нарнии. И было обещано продолжение, которого я дождалась только через 12 лет. Так что к "Льву, Колдунье..." у меня отношение особое, несмотря на всю шероховатость. А любимая часть - "Конь и его мальчик", искренне не понимаю, почему многие (в России) считают её самой слабой хроникой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Жанна (Майская) Анисимова,
Кстати, это не вся моя статья про Нарнию. Полную версию можно прочесть на моём сайте.
0 Ответить
Жанна (Майская) Анисимова,
Очень приятно было прочесть Ваш отзыв. Спасибо!
А где Вы прочли "Колдунью" в 1980 году? Её тогда уже издали? Я наткнулся на "Нарнию" случайно в начале 1990-х, когда купил сборник "Сказки Старой Англии" (там был "Племянник Чародея"), а потом докупил остальные книги в виде брошюрок издательства... "Советский композитор".
Кстати, моей сестре, которая с моей подачи прочла всю серию в детском возрасте, "Нарния" понравилась гораздо больше, чем мне.
0 Ответить
Сергей Курий, все ваши статьи из серии "Культовые сказки" я прочитала - каждая заслуживает пятёрки!Особенное спасибо за "Ябеду Корябеду", с удовольствием её перечитала и вспомнила детство.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Курий, спасибо за быстрый отзыв! Неожиданно и приятно! "Племянника.." я прочитала в том же самом сборнике, что и вы. А вот сказка"Лев, Колдунья" была издана в Ленинграде в 1978 г., я брала эту книгу в библиотеке.Брошюрки тоже у нас продавались в магазинах (я живу в Нижнем Новгороде), но я предпочла купить книгу издательства "Космополис", которая до сих пор стоит на полке на почётном месте - потрёпанная, с прикленным скотчем корешком, но не менее любимая. Кстати, тот раритет 1978 года с рисунками Г.А.В. Траугот я достала тоже - как-то увидела в школьной библиотеке, книжку всё равно собирались списывать, так что я выпросила её себе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знал, что "Письма Баламута" написал Льюис - читал их в Сети, не обращая внимания на фамилию автора. Теперь стоит присмотреться к "Хроникам Нарнии" - до сих пор не читал. Спасибо Вам за информацию!
0 Ответить
Александр Сорокин,
У Льюиса много интересных публицистических работ - стоит выделить "Просто христианство" и "Страдание".
Наверное, буду пристрастным, но как христианский публицист Льюис более блестящ нежели художественный писатель.
0 Ответить