Казалось бы, очень далеко от нас отстоит Древний Рим, Древняя Греция, Древний Восток. Но посмотрите, как проходил призыв в армию в Древнем Риме: «Каждый год в назначенный день все граждане, могущие нести службу, собирались на Капитолии.» Не правда ли, это очень похоже на призыв в современную армию?
Или приведение к присяге: «Набор завершался, и новички приносили клятву. Трибуны выбирали одного человека, который должен был выступить вперед и поклясться повиноваться своим командирам и в меру всех своих сил исполнять их приказы. Затем все остальные также делали шаг вперед и клялись поступать так же, как он („Idem in me“).»
Успехи полководцев прошлого до сих пор изучаются очень и очень пристально. Эти люди были не только выдающимися военачальниками, но и образцами мужества. Один из таких — Деций Мус, римский консул (его историю донес до нас Тит Ливий).
…Это случилось во время войны римлян с латинянами. Войсками римлян командовали консулы Деций Мус и Тит Манлиус. Перед сражением, как пишет Тит Ливий, «обоим консулам было во сне одно и то же видение: муж, более величественный и благостный, чем обычный смертный, объявил, что полководец одной стороны и войско другой должны быть отданы богам преисподней и Матери Земле; в каком войске полководец обрек в жертву рать противника, а с ними и себя самого, тому народу и той стороне даруется победа. Консулы рассказали друг другу о своих сновидениях и решили принести жертвы как для отвращения гнева богов, так вместе с тем и для исполнения одним из консулов воли рока, если гадания по внутренностям будут согласными со сновидениями.»
Жрец-гадатель по внутренностям (гаруспик) показал Децию на печени знак, говорящий о том, что для него будущее неблагоприятно. Жертва Тита Манлиуса дала ему хорошие предзнаменования. Это было перед сражением.
Во время сражения крыло римлян, которым командовал Деций Мус, дрогнуло и отступило. Консул призвал Марка Валерия, понтифика (священнослужителя), который находился здесь же: «Нужна помощь богов, Марк Валерий, — сказал он, — и ты, жрец римского народа, подскажи слова, чтобы этими словами мне обречь себя в жертву во спасение легионов».
Понтифик велел ему встать на копье, накрыть голову тогой, под тогой рукой коснуться подбородка и повторять за ним: «Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними».
Перед молитвой Деций Мус посылает ликторов к Титу Манлиусу с известием, что он приносит себя в жертву во имя победы. В полной экипировке Деций Мус на коне бросается в гущу врага, погибает в схватке. Римляне победили. Тело Деция Муса нашли на следующий день в горе трупов латинян. Оно было «сплошь утыкано стрелами». Тит Манлиус устроил Децию похороны, «достойные такой кончины».
Все это было в IV веке. Спустя более 1000 лет, в 1616 году, Рубенс получает заказ: нарисовать картины для шпалер. Заказчик — из Италии, из Генуи. Рубенс выполнил эту работу, шпалеры были сделаны.
Первая картина — Деций Мус выступает перед штандартоносцами, рассказывая о пророческом сне. Его слушают с недоверием, но и не верить нет оснований. Во-первых, перед ними человек, которому они не просто подчиняются, он — распорядитель их жизнями. Во-вторых, речь идет о жизни или смерти полководца, о победе или поражении армии. Можно предположить, что за спинами слушателей (и за рамками шпалеры) стоит войско. И консул поднялся на пьедестал, чтобы его могли видеть все. Не исключено, что пьедестал здесь, на этой картине — символ возвышения консула над массой, и не только по статусу, по должности, но и по силе духа.
Вторая картина — гадание на внутренностях. Гаруспик говорит Демиусу Мусу о том, что он видит на печени: смерть полководца. (Зарезанный бык — на переднем плане. А чуть слева — бык второго полководца, Тита Манлиуса. Вот что пишут специалисты: «Существовала вера в то, что будущее определяется внешними особенностями печени животного. Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему, другая — к судьбе его врагов.»)
Третья картина — молитва о пожертвовании. Понтифик руководит действиями Деция Муса и говорит ему слова, которые Мус должен повторять. Судя по всему, ситуация, в которой оказались консулы, не была чем-то из ряда вон выходящим, она встречалась ранее не так уж и редко. Об этом говорит текст молитвы: он хорошо выверен, в нем все, что должно произойти после самопожертвования, а сама молитва обращена ко всем богам. Другим свидетельством этого является отработанный ритуал, знакомый и понтифику, и консулу. И еще: само присутствие жреца (понтифика) в армии, готовой вступить в бой, тоже говорит о том, что такое развитие событий было всем давно и хорошо знакомо.
Четвертая картина — Демис Мус посылает своих ликторов к Титу Манлиусу с известием, что он жервует собой. Пятая картина — Демис Мус гибнет в гуще врагов. Шестая картина — Демис Мус на смертном одре. Седьмая картина — военные трофеи.
Насколько достоверны картины Рубенса? Первоисточником для художника были два памятника древности: колонна Траяна и на арка Константина в Риме. На них запечатлено множество деталей армейского быта тех времен — от щитов до обуви и штанов. На картинах показаны штандарты полководцев и подразделений римской армии, доспехи тех времен, шлемы и мечи. Весьма вероятно, что Рубенс был знаком и с рукописями, в которых можно было найти изображения интересовавших его вещей.
Но почему именно Деций Мус стал героем Рубенса? Дело в том, что точно так же, как Деций Мус, поступили его сын и внук (они тоже носили имя Деций Мус). То есть закон самопожертвования во имя спасения армии действовал из поколения в поколение. И очень может быть, что заказчиками этого цикла были какие-то дальние потомки этого героического семейства.
Virtuti military — воинская доблесть — была и остается высшим проявлением человеческого духа. Современные армии при всех их различиях унаследовали от древних войск очень много, в том числе и представления о воинском героизме. Серия картин Рубенса — своеобразный гимн воинской доблести.
К этому надо добавить еще один эпизод из жизни двух консулов — Деция Муса и Тита Манлиуса. Сын Тита Манлиуса был в армии своего отца. В какой-то момент один из врагов, против которых стояло войско, настолько раззадорил молодого человека, что он покинул строй, бросился на своего оскорбителя, преследовал его в расположении врага, убил его и вернулся на место. Когда отец узнал об этом случае, он велел казнить своего сына за нарушение приказа перед строем. Этот жестокий приговор потряс армию — и укрепил дисциплину.
Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии и оценки!
0 Ответить
Борис Рохленко, есть чему поучиться.
Но не могу не вспомнить, что и в русской и советской истории достаточно примеров самопожертвования ради общей победы. Жаль, что сейчас стало не модно об этом вспоминать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис Рохленко,
Дельно, легко, информативно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Трофеи (Атрибуты войны)
0 Ответить
Погребение полководца
0 Ответить