…Филологический факультет МГУ. Профессор в исполнении Владимира Носика предлагает ученикам посетить густые лесные массивы Карелии, дабы собрать местные пословицы, поговорки, гадания и культурные обычаи. Знаем, уже проходили, заканчиваются подобные сборы либо похмельем, либо «судом по закону гор». Тем не менее, экспедиция отправляется в путь.
В ее составе психически неуравновешенная девушка-гот Марина, влюбленная в плейбоя Артура. Артур путешествует вместе со своей подружкой-веселушкой Викой, но не прочь лишний раз запустить лапы под черные готические одежды Марины, ибо он не только ловелас, но и порядочная сволочь. Ботаник Костя тайно сохнет по Марине и терпеть не может ни Артура, ни его Вику. Остальные персонажи активно галдят вокруг, создают фон и предназначены для массового заклания в ходе грядущих событий.
Марина, мягко говоря, девушка странная. Как и те места, куда наши горе-исследователи забрели. А места эти жуткие и нелюдимые. Обнаружив избушку посреди погоста, Марине и утешающему ее Косте не терпится выломать дверь и присмотреться к убранству ничейного домика. В домике есть подвал, в подвале — таинственные руны и труп какой-то бабушки, не успевшей довязать внучеку носок. Пока Марина рассматривала затейливые узоры на здоровенном щите, труп скособочило и из омертвевшего рта в мадмуазель переселилось нечто неосязаемое, но, судя по консистенции и выступившим на лице пятнам, не очень доброе.
Марине резко сплохело, и профессор решил вызвать такси на дом, то бишь дозвонился до МЧС. Однако впереди вертолета со спасателями на лужайку прибывают угрюмые и тяжеловооруженные люди, которые явно не желают: а) чтобы настоящие представители МЧС им мешали; б) оставлять молодых людей в живых; в) вести переговоры и кому-либо помогать. Их предводитель Шарапов убивает профессора, забирает магический щит и делает контрольный звонок своему боссу, коим является видный чиновник, а по совместительству потомственный колдун, Александр.
Однако щит без девушки — это как бассейн без воды, плавать можно, но не рекомендуется. А Марина со своим очкастым другом как раз отбились от группы, уйдя в свободное плавание по местным болотистым лесам. Последние слова мертвой старухи — не что иное, как древнее заклятье, которое поможет вызвать из царства мертвых отца Александра, могущественного и злющего шамана. Сама же Марина и в ус не дует, что ее кандидатурой заинтересовались столь высокопоставленные личности. Все ее друзья — кто уже погиб от рук похитителей, кто находится в заложниках у Александра. Чтобы облегчить их участь, девушке необходимо сгонять к озерным ведьмам. Там ее сделают королевной, научат стрелять из лука, летать по воздуху без страховки и материться на древнеэльфийском. Ну, а там и до финальной схватки со злом недалеко, благо теперь силы практически равны…
Обозревая «Темный мир» в составе первых октябрьских киноновинок 2010 года, я, каюсь, был к данной ленте немного несправедлив. Ошибки я признавать умею. Картина Мегердичева оказалась не столь плоха, как ее расписывают, однако и того ажиотажа, что был вокруг нее пущен, явно не заслуживает.
По сути, перед нами типичный молодежный ужастик из серии «Мы не местные, мы заблудились, мы напоролись на мертвецов/насильников/инопланетян/сучок». Нужное подчеркнуть. Ничего нового в этом жанре создатели фильма не сказали, прибавив лишь страданиям юных естествоиспытателей местного колорита. Ведьмы там всякие (преимущественно озерные), колдуны, бабушки с грибочками, да прочая нечисть. Смотрится, если честно, не очень. Также аутентично, как Фредди Крюгер в буденновке. Ибо ноги всех этих страшилок и культпоходов в лес проистекают из махровых голливудских жутиков восьмидесятых годов.
Копировать, само собой, никто не запрещал. Копировать, использовать, дополнять и модифицировать. Чем, в общем-то, авторы фильма усиленно и занимаются большую часть экранного времени. Ведьмы под предводительством Елены Пановой (Хельви) что-то бормочут на языке, до боли напоминающем говор эльфов из «Властелина колец». Главные герои задорно вздымаются ввысь, размахивая солидными кусками заточенной стали и скачут по деревьям не хуже персонажей «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Энга Ли. Ботаник превращается в героя, красавчик — в предателя, а нелепые персонажи умирают нелепой смертью. Законы жанра и авторские права соблюдены.
Прибавить и убавить нечего. Актерский состав фильма традиционно не дотягивает до нужных высот ровно наполовину. Складывается впечатление, что продюсеры специально просят нормальных актеров разбавлять кошмарными статистами. Марина в исполнении Светланы Ивановой оставляет двойственное впечатление. Вроде бы местами ей удается быть естественной и искренней, а затем начинается откровенное переигрывание и в голосе звучат фальшивые нотки. Иван Жидков в роли Кости — хорош. Уверенно, профессионально, достоверно. Для ботаника слишком уж накачанный торс, но тут, как говорится, выбирать не приходится.
Елена Панова не виновата в том, что ее героиня-ведьмочка вызывает раздражение своими картонными, пафосными фразами; тут постарались сценаристы, убившие сей типаж на корню. А вот главному кинозлодею Сергею Угромову (сериалы «Ликвидация» и «Исаев»), наоборот, свезло с персонажем. Не хватило немножко черного юмора, чересчур уж этот Александр какой-то сурьезный, зацикленный на своих семейных проблемах. Ну и пафосом, само собой, тоже перебрали. Ах, ему 2500 лет. И колдун он замечательный, и работа в правительстве для него хобби. Хвастуны в кино всегда получают по первое число.
А как же пресловутое 3D? Тут, друзья, я, увы, не ошибся. Абсолютно бесполезно что-то разглядеть в темном лесу. Драки и редкие баталии даже в двухмерном варианте выглядят удручающе, что уж говорить про убогую 3D-конвертацию, которую могли себе позволить создатели «Темного мира». Торопились, ребята, презентовать продукт. И, кстати, не зря, ибо воодушевленный зритель серьезно потратился, оставив в закромах сего опуса 8,5 миллионов долларов, что в рублях составляет совсем уж бесстыдную сумму.
Финализирую. Скромненько и безвкусно. Но уже намного, намного лучше, чем отвратительная пакость вроде «С.С.Д.» или «Юленьки». Не всё авторам ленты удалось, еще больше они просто упустили из виду. Некоторые операторские приемы, вроде раздвоения изображения, не несут явного смысла и представляют собой «эффект ради эффекта».
Тем не менее, эта попытка вполне осознанна и направлена на становление жанрового кинематографа в нашей стране. Порадовали чисто российские реалии, вроде водилы, который вылезает из «Камаза» с дробовиком наперевес и приглашает обитателей преградившего ему путь вертолета «выйти, поговорить». Жаль только, что «живых» моментов в ленте было намного меньше, чем наигранности и штампов.
Вот и у меня наши последние фильмы никак не отождествляются с нашей же реальностью (я о Крюгере в будёновке)
Оценка статьи: 5
0 Ответить