Немалую лепту в популяризацию бейсбола внес и американский кинематограф. «Бэйб» с Джоном Гудменом, «Дархэмские быки» и «Поле чудес» с Кевином Костнером, «Их собственная лига» с Мадонной и Томом Хэнксом, «Миллионы Брюстера» с Ричардом Прайором, «Мистер Бейсбол» с Томом Селлеком и «Летние игры» с Фредди Принцем мл. Эти и многие другие картины тщательно пестуют любовь к бейсболу в качестве определяющей характеристики типичного американца, а в самом кинематографе бытует символ заботливого мужа и любящего отца, который обязательно должен проводить время с детьми за игрой в мяч на заднем дворе своего пригородного дома.
Лента оскароносного сценариста Дэвида С. Уорда «Высшая лига» (1989) никоим образом из общего видеоряда не выбивается, а в очередной раз констатирует факт, что бейсбол — не самый лучший фон для сюжета спортивной комедии.
…"Индейцы Кливленда" уже давно не снимают со своих противников скальпы, растеряв былую славу и демонстрируя игру жалкую и беспомощную лишь в той степени, чтобы окончательно не покинуть высшую лигу бейсбола. Популярность команды падает год от года, стадион постепенно ветшает и приходит в запустение, а жители Кливленда всё чаще предпочитают проводить время где угодно, только не на трибунах.
С кончиной владельца команды над «Индейцами» нависла угроза полного забвения. Однако его амбициозная вдовушка Рейчел (Маргарет Уиттон), которой осточертел Кливленд с его переменчивым климатом, вовсе не намерена спускать активы мужа на ветер. Напротив, она собирается переехать вместе со всем наследством (включая команду) в солнечный Майами. Правила лиги гласят, что в случае особо хреновой игры отдельно взятой команды и снижения посещаемости местных матчей ниже критического минимума, ее владелец имеет право сменить город пребывания.
Таким образом, Рейчел решила сменить выигрыватель на проигрыватель. Казалось бы, всё предельно просто. Достаточно набрать в команду полных остолопов, разбавив уставших пенсионеров неопытными новичками, а также максимально сократить расходы на их комфортное существование, и падение «Индейцев» в турнирной таблице обеспечено. Сказано — сделано. Среди ведущих игроков: Джейк Тэйлор (Том Беренджер), последнее время играл в мексиканской лиге и мучается с больными коленями; Рикки Вон (Чарли Шин) — только что откинулся из тюряги, вспыльчивый характер и пушечный бросок; Роджер Дорн (Корбин Бернсен) — сколотил неплохое состояние и теперь боится лишний раз напрячься, дабы ненароком не испортить прическу.
По законам жанра, сборище неудачников всё сделает наоборот. Вместо того, чтобы с треском вылететь из высшей лиги, «Индейцы» под руководством бывалого тренера Лу Брауна (Джеймс Гэммон) воспрянут духом, превратят свои минусы в плюсы и разотрут в порошок все ведущие команды, включая «Нью-Йоркских Янки»…
Признаюсь, мне не удалось в полной мере посопереживать героям фильма в их нелегком спортивном счастье. Вероятно, виной тому и моя полная безграмотность в изысках бейсбола. Все эти вторые базы, сейвы, иннинги, страйки и хоум раны призваны вызывать бурный восторг, но у меня вызывали зевоту и желание перемотать вперед.
Главный недостаток ленты Уорда в том, что «Высшая лига» представляет собой один гигантский штамп, растянутый на 100 с лишним минут. С большим трудом верится в то, что команда, собранная из кого попало на скорую руку с установкой на проигрыш, неожиданно для всех (и прежде всего для себя самих) может надрать задницу лидерам чемпионата. Подобный сюжет скорее подходит для всякого рода боевичков категории «Б», где главный герой, начиная с нуля, к финалу становится чуть ли не Бэтменом во плоти.
В жанре спортивных фильмов случаются определенные удачи. Вспомним, к примеру, «Чемпиона» Франко Дзеффирелли, «Рокки», «Каждое воскресенье» Оливера Стоуна или «Непокоренного» Клинта Иствуда. Основная же масса картин лепится по одному шаблону, и «Высшая лига» не является исключением. Даже удивительно, что сценарий «Высшей лиги» писал тот же Дэвид С. Уорд, сотворивший сценарий блистательной «Аферы» с Редфордом и Ньюманом. Если не быть в курсе этого факта, а также полученного им Оскара, сложно поверить, то это один и тот же человек.
Что там с актерами? Если исключить из общей картины Тома Беренджера, который после «Взвода» Стоуна ничего примечательного в кино не демонстрирует, то актерский состав можно назвать даже удачным. Чарли Шина я просто люблю, даже несмотря на его хулиганские выходки и постоянные трения с законом в реальной жизни (по фильму он, кстати, тоже не пай-мальчик). Забавен совсем молодой, но уже накаченный Уэсли Снайпс, для которого «Высшая лига» стала фактически первым крупным проектом. Снайпс, хоть и отчаянно переигрывает, стараясь быть похожим на Эдди Мерфи, вносит некоторое разнообразие.
Отдельное спасибо за персонажа Челси Росса, пытающегося приструнить нестройный дух команды при помощи религиозных эскапад, а также Денниса Хейсберта, чей последователь Вуду, темнокожий Педро Серрано — просто блеск, от начала до конца. Ну и конечно, как всегда, обворожительна и приятна для глаз Рене Руссо.
Резюме. В «Высшей лиге» слишком много бейсбола и совсем мало живых и ярких персонажей, способных удержать внимание к шаблонной истории о воплощении американской мечты. Уорд сделал ставку на любовь жителей США к игре и, в общем-то, не прогадал — бюджет картины окупился несколько раз. Будь создатели фильма поизобретательней, лента могла бы стать качественной комедией. А так — не очень смешные диалоги, вялая любовная линия и много, очень много, ударов по летящему мячу.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...