К слову сказать, праздник этот — тюркский, а если углубиться в историю, то вообще языческий (он был известен еще в Древней Греции под названием «праздник богинь Коры и Деметры»). Помимо Казахстана, в наше время его отмечают в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Иране, Пакистане, Афганистане и других восточных странах. Но сейчас речь пойдет именно о казахских традициях, сохранившихся до сих пор, корни которых уходят в уклад кочевого народа.
Наурыз мейрамы (Новый день) — праздник весеннего равноденствия. Его отмечают 21 марта, когда после зимней спячки пробуждается природа: на юге страны зацветают деревья, а на севере — начинают бежать первые ручейки. Этот день считается днем обновления и очищения как природы, так и человеческой души. Это также день прощения и милосердия. Поэтому люди ожидают самых лучших перемен в своей жизни.
Чтоб непосвященному лучше понять, Наурыз сродни русской Масленице. Это не религиозный, не политический, не гражданский, а народный праздник. Поэтому он такой веселый и добрый. И главное, искренний. Особенно приятно для казахстанцев, что дни празднования 21, 22 и 23 марта объявлены выходными по указу Президента государства.
К Наурызу готовятся заранее: убирают в домах, приобретают новую одежду, вычищают дворы. В городах и деревнях улицы украшают флагами и транспарантами, ставят национальные юрты в местах празднования, устанавливают качели (алты бакан), обустраивают площадки для проведения традиционных народных состязаний. В детских садах проводят веселые утренники, в школах — концерты, на предприятиях и в государственных организациях — банкеты.
В первый день Наурыза веселые гулянья начинаются с утра. Так как Казахстан — государство многонациональное, одними казахскими традициями праздник не обходится. Свое творчество и культуру представляют все народы, проживающие в стране. Самое время одеться в национальные одежды и вспомнить обычаи предков. На импровизированных, украшенных орнаментом сценах пляшут и поют, разыгрывают представления и театральные сценки. Для детей устанавливают качели-карусели, устраивают катание на осликах и различные конкурсы.
Рядом в юртах симпатичные девушки в национальных костюмах предлагают откушать угощения: кеспе, самсу, куырдак, шашлык, дунганскую лапшу, манты. Все это запивается чаем по-казахски или кумысом (и кое-чем покрепче, что на севере очень актуально, если погода выдалась холодной). Словом, голодным не уйдешь.
Какой же праздник без традиционных игр и забав? Очень популярны различные конные соревнования. Байга: скачки на длинную дистанцию. Кыз куу (Догони девушку): джигит должен на скаку догнать и поцеловать молодую всадницу. Если ему это не удается, то на обратном пути девушка наказывает его ударами плетки. Кок-пар: своеобразный конный футбол, в котором вместо мяча служит обезглавленная туша козла. Кумис алу — скачка с элементами джигитовки: всадник на полном скаку должен поднять с земли монету, местонахождение которой отмечается светлым песком или опилками. Для победителей предусмотрены различные призы.
После уличных гуляний люди идут в гости или принимают гостей дома. Как и всякий другой праздник, Наурыз — это отличный повод встретиться с родственниками и друзьями за большим дастарханом (праздничным столом). Главным блюдом является наурыз-коже. Это сложная похлебка готовится традиционно из семи компонентов — воды, мяса (конина, баранина), жира, муки, соли, злаков (рис, пшеница или кукуруза) и молочных продуктов (курта, иримшика). Составляющие символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, быстрый рост и божественную защиту. Вот так все непросто.
Наиболее почетным блюдом всегда считалось мясо по-казахски. Баранину отваривали и, соблюдая старинный ритуал, предлагали гостям: тазовые кости и голень отдавали старикам, грудинку — невестке или зятю, шейный позвонок — незамужним девушкам
Не обойдется праздничный стол без знаменитого бешбармака, простого в приготовлении, но очень сытного и вкусного блюда. Это куски мяса, чаще всего баранина, подаваемые вместе с кусочками раскатанного и сваренного в бульоне теста. Название блюда переводится как «пять пальцев», потому что его принято было есть руками (это блюдо можно бы назвать «Пальчики оближешь»). Бешбармак запивают крепким бульоном — сорпой.
Помимо основных блюд на столе, каждая хозяйка постарается предложить традиционные мясные закуски из конины и баранины: казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. Невозможно представить казахский стол без баурсаков — небольших шариков из дрожжевого теста, испеченных в кипящем масле (что-то вроде пончиков). Завершают трапезу сладкие блюда (бай калмак, чак-чак), кондитерские изделия и чай, обязательно с молоком. По обычаю, когда гости уходят, хозяева дарят им гостинцы — оставшиеся сладости: отказываться нельзя.
Невозможно представить себе Наурыз без айтыса. Айтыс — это песенное состязание акынов, поэтов-певцов. Акыны должны виртуозно владеть домброй и искусством импровизированного пения: быстро находить остроумные ответы на неожиданные вопросы, отражая насмешки противника. Побеждает тот, кто, используя красивые речевые обороты, содержательнее парирует реплику противника. В современном Казахстане айтыс проводят в театрах или дворцах культуры.
По существующей традиции в этот день аксакалы, уважаемые старейшины, обращаются к людям со словом-благословением. Добрые пожелания заканчивается древними словами: «Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!»
Наурыз Кутты Болсын! С праздником Наурыз!
Наташа Деспи , а в соседней Киргизии этот праздник называется Нооруз...
хорошая статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виталий Симонов,
спасибо, при киргизское название не знала..но, в любом случае, праздник, веселый.
0 Ответить
Наташа Деспи , Спасибо за статью, познавательно. Некоторе время назад мне довелось общаться с азербайджанцами, которые тоже праздновали этот "мусульманский Новый год" - как тогда они мне рассказывали. При этом говорили, что кроме чистки домов и дворов, необходимо было разводить костры, через которые прыгали жители, что символизировало собой обновление и очищение. В гости ходить друг к другу, к соседям, родственикам в эти дни было не то чтобы принято, а просто обязательно. И даже сказано было мне тогда, что если кто в Навруз Байрам не почтил твой дом своим визитом, то по такому поступке можно было судить о многом...
Насколько всё достоверно, я не стала разбираться впоследствии, может быть, что-то мне и не так рассказали. Как говорится: "По чём купил - по том и продаю"
0 Ответить
Есть такая традиция в Азербайджане, правда - разводить костер на Навруз и прыгать через него. В Баку костры разводят во дворах, - соблюдается эта традиция. Еще дети подбрасывают кепку на порог, звонят в дверь, а сами прячутся). Хозяин дома должен положить в эту кепку какое-нибудь угощение - яблоко, конфеты, съедобное что-то. Очень интересно это наблюдать! Еще пшеницу проращивают в горшках, и шапочки зеленых проростков украшают помещения))).
0 Ответить
Оксана Ксюша, думаю, ваши друзья правы..я, впрочем, про азербайджанские традиции не знаю, так что им виднее.. конечно, многие традиции сейчас забыты...кто ж будет через костры прыгать в наше время в городе особенно? а в гости ходят... казахи, по-моему, чемпионы в хождении по гостям по любому поводу и без... зато семейные узы у них крепче...ну так это кому как нравится...
Моя бывшая соседка-казашка жаловалась, что ее гости замучили своими визитами..она и работает, и трое детей..а родственники каждые выходные, разумеется с застольем... попробуй только не угоди...
спасибо за отзыв!
0 Ответить
Мне понравилась ваша статья , но хотела бы уточнить некоторые моменты. Статус праздника Навруз приобрел во времена Заратустры (ХV век до н.э.) Точнее арийские племена предки персов праздновали Навруз. Тюркские народы стали праздновать этот праздник гораздо позже. Например в Турции празднование Навруза было под запретом с 1925-1991г.г.
0 Ответить
Нелли, спасибо за дополнения.. я просто не ставила целью описывать историю праздника...рада, что вам понравилось.. в Казахстане тоже возобновили праздник не так давно..
0 Ответить
Наташа Деспи , очень красочно описаны традиции. интересно было почитать.
0 Ответить
Современное возрождение этих "гуляний" обусловлено попытками замены демонстраций трудящихся и в настоящее время ничем иным от них не отличаются, правда "скрашены" они национальным колоритом в виде юрт и наурыз-коже. Беспримерная безработица в Казахстане не позволяет "вывести" на демонстрацию солидарности народа с правительством в массовом порядке, так как не занятые, либо "условно занятые" (те же безработные, но, с целью "поправки" статистики, переведены в эту, выдуманную современными казахстанскими идеологами, категорию), не очень то "рвутся" проявлять солидарность. Поэтому эти демонстрации имеют довольно жалкий, примитивный, даже карикатурный вид. Методы проведения этих демонстраций унаследованы от "старого режима", однако колонны, сформированные по производственному принципу, выдают явную малочисленность, "некомплектность" новых предприятий, порой от громаднейшего ранее завода идёт всего несколько человек и демонстрация, даже на обязательное присутствие верблюдов, лошадей, а на юге и ослов, проходят очень так быстро, что "правители" не успевают прочувствовать солидарность с народом.
0 Ответить
Максим Колесников,
на Наурыз Вы где-то видели демонстрации?!!!! По-моему, Вы как раз и описали 1 мая..
0 Ответить