Представьте себе южную черную ночь. Ее тишину и тьму пронизывают миллионы светлячков.
В «Тихом океане» же все гораздо трагичнее. Хотя картинка примерно та же: в кромешной тьме идет непрерывная стрельба, тонкими длинными змеями пульсируют нити трассеров, какие-то бесконечные взрывы, и кто в кого стреляет — понять сложно.
Персонажи матерятся, но это, я считаю, фильм не портит. Реально показано, что война — это война, где угодно, и разорванные на куски тел солдат не могут вызвать умильной поэтики в повествовании. Да, думаю, Спилберг не просто так настоял на предельном натурализме при съемках. Огромным ножом, с каким ходят на медведя, не меньше, шебутной морпех вертит во рту убитого японца, как будто выкручивает шуруп, и в результате достает золотой зуб.
А чего, три десятка баксов по тем временам — весьма немалые деньги. Жесткие реалии войны: победитель получает все. Включая зубы поверженного. Даже отправление естественных надобностей по двадцать раз на дню ввиду заболевания дизентерией — все это часть войны, особенно актуальная во влажных джунглях.
Бросается в глаза в картине, конечно же, совершенно неестественное количество японских солдат, которых уничтожают всего несколько бравых американских морских пехотинцев. Пулемет работает непрерывно, и японцы падают не просто через одного, а валятся подкошенными пачками, десятками, сотнями
Но, как водится в подобных патриотических фильмах, враг материализуется в нескончаемых количествах чуть ли не из деревьев джунглей. Потери же самих американцев по сравнению с врагом — смехотворны. Для патриотического фильма подобный подход к соотношению убитых врагов и своих бойцов оправдан, но все же в «Тихом океане» с этим делом явный перебор. Это искажает реальное восприятие зрителем событий тех лет. Впрочем, подобное искажение свойственно американскому кинематографу военной тематики, да и российский — не исключение. Кино ведь тоже выполняет социальный заказ общества.
Но вот что Стивену Спилбергу и Тому Хэнксу удалось действительно хорошо показать — это мерзость войны глазами обычного рядового. Причем авторы сделали это без пафоса, без прекрас, будто ксерокопию сняли с реальной военной картинки. Недаром сериал основан на реальных документальных источниках с показом карт военных действий и направлений ударов американских войск в боях с милитаристской Японией во Второй мировой войне.
От столь обнаженной откровенности фильма подчас мурашки легкой волной бегут по телу. Обыденность крови — основной художественный рисунок «Тихого океана». Спилбергу не свойственен данный киноязык, но Стивен и тут преуспел, ничего не скажешь.
Детям смотреть «Тихий океан» я бы категорически не рекомендовал. Женщинам — тоже. Это жесткое реалистичное мужское кино, для любителей настоящей военной драмы. Наблюдаются вкрапления садизма, и данное обстоятельство следует учитывать.
А вот интересен будет фильм тем, кто увлекается историей самого разного стрелкового оружия. В «Тихом океане» зритель увидит целый калейдоскоп средств убийства людей. Признаюсь, следить именно за этим в фильме любопытно, Спилберг попытался точно воссоздать в картине оружие 40-х годов прошлого века.
Удачным решением авторов этого многосерийного фильма я бы назвал то, что далеко не все время повествования занимают батальные сцены, залитые кровью. Иногда нам рассказывают о маленьких солдатских слабостях, о мальчишестве в душах новобранцев, которые на самом деле все еще сущие мальчишки! Любовная линия одного из главных героев в Австралии, например, ложится на ткань фильма ровно, стежок к стежку, вовсе не портя общее впечатление. Для зрителя столь нужные боковые ходы совершенно мирной жизни делают фильм человечнее.
Да, ни одного актерского лица из числа «суперзвездных» в «Тихом океане» нет. Все главные роли исполняют не очень известные ребята из актерского братства. Они справились, но все же было бы интереснее пригласить — пусть и на некую второстепенную роль — какую-нибудь известную в Голливуде фамилию. Тем более, что бюджет в 120 миллионов долларов и имена создателей — Стивен Спилберг и Том Хэнкс — это позволяли! А, учитывая патриотическую тематику «Тихого океана» и его историчность, авторы вряд ли получили бы у старожилов Голливуда отказ. Статус «звезды» как раз придал бы фильму той самой звездности, как фешенебельному отелю на Адриатическом побережье. Но Спилберг и Хэнкс решили обойтись без узнаваемых лиц. По мне, так это не очень верный ход.
Еще о негативном. Что неприятно кольнуло, так сказать, глаз в фильме «Тихий океан» — пренебрежительное отношение авторов к противнику. Японцы серия за серией все какие-то безликие и не особо умные солдафоны. Пушечное мясо для американских стрелков. Именно ощущение японцев как совокупной серой массы остается в памяти после просмотра «Тихого океана».
Полагаю, что создателям картины следовало бы более уважительно представить врага. Придать ему хоть какие-то человеческие черты. От этого фильм бы только выиграл, но пропагандистский каток по ушам и головам зрителей еще никто не отменял…
А вот сами американские морпехи — иное дело. «Тихий океан» без ретуширования показывает, как меняется психика и даже внешность человека в условиях бескомпромиссной войны. Как солдаты сходят с ума, стреляют себе в рот, как у здорового мужика от треволнений открывается недержание мочи, как «зеленый» новобранец даже мечтает о том, чтобы его поскорее убили, лишь бы не лицезреть ужасов реальной войны.
Хорошо, что авторы пригласили малоизвестного, по сравнению с голливудскими «звездами», актера Джона Седа на главную роль морского пехотинца Джона Бэсилона. Не супермена-качка, не мастера восточных единоборств, не сверхчеловека. Думаю, такими они и были, те морпехи, что умирали в джунглях в боях с японцами. Умирали не только в боях. От болезней, от тоски, от отчаяния, от укусов насекомых, от несчастных случаев.
В целом многосерийному фильму «Тихий океан» свойственна спилберговская масштабность. Эпизоды штурма островов американцами, когда атака идет с воды (корабли морпехов), с земли (пехота), с воздуха (авиация) на японские позиции создает как бы трехмерную модель изображения. Хотя, конечно, «Тихий океан» — не тот фильм, который стоит трансформировать в формат 3D. Хотя я уверен, что в этом случае «Тихий океан» был бы местами великолепен.
Оценка целенаправленно мужской боевой саги «Тихий океан» — 8 из 10.
Но с оговоркой: смотреть детям и женщинам данное произведение не рекомендую.
на дню ввиду заболеваниЕМ дизентерией - это по-русски? по-русски по-канцелярски(((
проще и короче: из-за дизентерии
0 Ответить
Люба Мельник, проще и короче: из-за дизентерии
Ну, нет, здесь по мне краше мой вариант как в тексте. И многофункционален он, и витееватестей.
0 Ответить
Люба Мельник, читать дальше →
поправили, спасибо.0 Ответить
Михаил Берсенев, недержание мочи от страха - не энурез! Да, есть понятие "стрессового" энуреза, но под стрессом имеется в виду кашель, физическая нагрузка и т. п. А сброс мочи во время "страшной" ситуации (или если человек считает её "страшной") происходит автоматически, организм таким образом сбрасывает всё лишнее, готовясь к бою/бегству. Те, кто участвовал в перестрелках/боях, только прикольнутся над этим, да и всё...
0 Ответить
Игорь Коваленко, энурез, недержание, стрессовость, бегство...
Все равно как назови что герой обсикалси
0 Ответить
Михаил Берсенев, фильма не видел, оценить ситуацию в контексте не могу. Но думаю, что порой и обкекаться не грех
0 Ответить
Игорь Коваленко, у меня даже краткое произвдение на данную тему есть (почти на данную)
https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/44329/
Я философски почешу затылок и выдвину тезис, что на любое обкеканье должна быть веская причина. просто так, с потолка, обкеканье не падает.
0 Ответить
Михаил Берсенев, ну надо же! Кто бы мог подумать!
0 Ответить
Игорь Коваленко, спасибо, убрали слово "энурез".
0 Ответить
Михаил Берсенев Гм… Статья интересная. Но мне кажется, здесь уместнее было бы вести речь не о половой принадлежности смотрящего, а о степени его чувствительности. Сколько угодно есть мужчин, которых начнет тошнить от тех ужасных кадров, что Вы описали. Другое дело, что не каждый в этом признается – побоится потерять лицо, ведь наше общество пока еще довольно бескомпромиссно относиться к мужчинам, которые проявляют эмоции, традиционно считающиеся женскими.
0 Ответить
Юлия Зорина, логика в ваших словах есть, но ведь именно у женщины чувствительность изначальна выше! причем, намного. Посему им я и не рекомендую данный многосерийный фильм. Но можно добавить еще: не рекомендуется и мужчинам с обнаженными нервами.
0 Ответить
Отправления по десятку раз в день и чаще бывают не при дифтерии, а при дизентерии (как вариант – при холере, сальмонеллёзе, пищевом отравлении, брюшном тифе, ротавирусной инфекции (у совсем маленьких) и т.п.). Дифтерия больше верхние дыхательные пути поражает...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Гельмут Курцбах, есть такое дело, но не углубляяясь в тему поносов глубоко скажу что и при дифтерии иногда побочкой является все тот же понос, от коего мы бежим в повествованиии Хотя при дизентириии поносы - широки, однако, что верно подмечено
0 Ответить
Гельмут Курцбах, спасибо, поправили.
0 Ответить