• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Троянка Профессионал

ДнепроГЭС: о чем молчит старый исполин?

«Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру! Ты с вершины будешь прыгать, ты машины будешь двигать…» (С. Маршак)

Так (или немного иначе) начиналась история одного из самых легендарных в СССР гигантских объектов. Это был ДнепроГЭС имени В. И. Ленина.

Он и по сей день потрясает своей титанической мощью всех гостей города Запорожья. Почему-то возникают ассоциации с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила». Эпизод с живой головой былинного витязя помните? Проходят года, а ДнепроГЭС лежит поперек Днепра, повыше острова Хортица, повыше днепровских порогов, как эта самая голова стареющего богатыря.

И вся наша юность так или иначе вращалась вокруг этого замечательного сооружения.

Помнится, году эдак в 74−75-м, включая маленький черно-белый телевизор, мы часто встречали на экране заставку — изуродованное донельзя стилизацией изображение ДнепроГЭСа.

Когда по весне происходил сброс талых вод, родители водили нас, тогда еще подростков, полюбоваться фантастическим зрелищем. Это явление по красоте своей нельзя сравнить ни с одним явлением в мире! Тысячи, миллионы кубометров воды обрушивались с высоты плотины, создавая при этом невообразимый грохот! Белоснежные клубы пены, иссиня-зеленая вода, облака микроскопической водной пыли и над всем этим — целый хоровод пестрых радуг! Было жутковато и от этого еще более прекрасно! Говорить было бесполезно, все слова тут же тонули в колоссальной какофонии звуков.

Ежегодно выпускники запорожских школ после последнего звонка непременно приходили гулять на плотину ДнепроГЭСа. И тогда старый великан ненадолго расцветал белыми бантами, цветами, шарами, яркими лентами и молодыми задорными улыбками. Выпускники шли с одного берега могучего Борисфена на другой по пешеходной части плотины, которая в это время глухо содрогалась под ногами от проезжающих троллейбусов, автомобилей и машин потяжелее. И это было так символично, как будто путь в новую, взрослую жизнь.

А под ногами чувствовалось присутствие гораздо более мощной силы, чем все автомобили вместе взятые. Присутствие живого, неукротимого в своей сверхчеловеческой мощи существа — реки. Но нас это не пугало. Мы твердо верили в прочность возведенной конструкции. А как же! Ведь держат ДнепроГЭС мощнейшие железобетонные колонны-опоры, которые мы с уверенностью всегда называли «быками».

Каждый бык имел табличку с номером. Влюбленные парочки часто назначали свидания у быка № 56 или № 34…, или у любого другого номера — кому как нравилось.

А один бык всегда пользовался особым уважением всего населения Запорожья. Потому как и по сей день стоит весь изрешеченный фашистскими пулями. И глядя на него, становится понятно не понаслышке, какой натиск пришлось выдержать «старому витязю» в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас ДнепроГЭСу угрожает опасность иного характера. Срок эксплуатации сооружения заканчивается в 2012 году. Под телом дамбы находится геологический разлом. Достаточно будет совсем небольшого землетрясения (не более 2,5 баллов), чтобы огромная стена воды смела с лица Земли все прилегающие территории с весьма серьезными сооружениями.

Спи спокойно, старый исполин! Мы помним тебя и любим самой неподдельной любовью. Ибо ты — не просто символ своей эпохи. Ты — символ нашей светлой и задорной молодости.

Статья опубликована в выпуске 22.04.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мужчины, брек!
    Держите себя в руках! Вы же - мужчины... ?

  • Анатоль Штейман Анатоль Штейман Читатель 15 апреля 2014 в 10:15 отредактирован 15 апреля 2014 в 10:16 Сообщить модератору

    "ДнепроГЭС: о чем молчит старый исполин?" - он молчит о том, что проект ДнепроГЭСа был разработан еще при "проклятом царизме" и при нем же и начал строиться.
    Он молчит и о том, что в 1941 году он был взорван Красной Армией, чтобы немцам не достался, и при этом от огромной волны погибли 20 тысяч советских солдат и 80 тысяч мирного населения.
    ДнепроГЭС - одни из многих страшных страниц советской истории.

  • Ольга Троянка, славная ода Днепрогэсу у Вас получилась. А огрехи... Ну что ж. С кем не бывает!

    Оценка статьи: 5

  • Ольга, с душой написали.

    Оценка статьи: 5

  • А пули могут быть не только фашистские, но и советские. Война...

  • Маршак бы обиделся.

    "Человек сказал Днепру:
    "Я стеной тебя запру.
    Чтобы падая с вершины
    побеждённая вода
    быстро двигала машины
    и толкала поезда."
    Как-будто сам Проханов написал. О разломе под плотиной интересно. О ней не знали проектанты?

    • Сергей Дмитриев, так-так-так.... Ану-ка с этого места и поподробнее пжаллллста.... Это за что же обиделся бы Маршак???
      Чтой-то я никак не въеду в суть Вашего едкого замечания, мальчики... блондинка, что ли?.....
      Я правда не пойму, растолкуйте, плизззз....

      • Виталик Реальный Кабан Читатель 29 апреля 2011 в 17:17 отредактирован 29 апреля 2011 в 17:17 Сообщить модератору

        Ольга Троянка, суть иронии в том, что Маршак бы обиделся на неточное цитирование его стихотворения.
        А че, сама не в курсе, блондинка ты аль нет? И язык у тебя чевой-то заплетается... Милая, ты пьяна? (нвс: это шутка с долей иронии)

        • Ольга Троянка Ольга Троянка Профессионал 29 апреля 2011 в 17:45 отредактирован 29 апреля 2011 в 19:14 Сообщить модератору

          Ох, мальчики, мальчики...
          Двойка вам, распрекрасные вы мои умники!
          Привожу здесь полный текст данного стихотворения Самуила Яковлевича Маршака:
          ****************************
          С.Я. Маршак

          Война с Днепром

          Человек сказал Днепру:
          - Я стеной тебя запру.читать дальше →


          Так что хоть я и бло... а только, видать, есть еще экземпляры блондинистее меня...;)
          Ой, и о ком это я???

    • Виталик Реальный Кабан Читатель 22 апреля 2011 в 10:01 отредактирован 22 апреля 2011 в 10:02 Сообщить модератору

      Сергей Дмитриев, разломы - это не пафосно и не позитив. А статья типа возвышенная. К слову, одна из причин разломов в том, что плотина была спроектирована и построена давно. Она не была предназначена для движения по ней большого транспортного потока. Сейчас в Запорожье строится мост, который снимет нагрузку с плотину и решит транспортные проблемы города и заповедника Хортица. И еще много чего интересного и исполинского.
      А за Маршака вам - респект! Умыли, молодца!