Дмитрий Красноухов Дебютант

«Made in China» по-голливудски: как клонируют американские блокбастеры?

На сегодняшний день Голливуд — это крупнейшая фабрика по поставке фильмов, а американское кино по праву считается самым успешным. Структура Голливуда, казалось бы, несложная: там присутствуют 6−7 крупнейших киностудий — «игроков», остальные же студии представляют собой планктон, который с трудом борется за выживание на самом дне бокс-офиса. Что интересно, студии-игроки могут выпускать сколько угодно независимых и неприбыльных фильмов, но все их затраты меркнут перед успехом блокбастеров. Доходы с блокбастеров — главная прибыльная статья Голливуда.

Написанное выше очевидно любому, кто хотя бы чуть-чуть попытался вникнуть в суть Голливуда. Но настоящие чудеса открываются тогда, когда наблюдаешь за «голливудским планктоном», этими хаотично движущимися микростудиями. Методы их заработка порой очень сильно удивляют…

Тяжело соревноваться с крупнейшими игроками на равных, это понятно всем. Китайские товары, замаскированные под продукцию лучших брендов, давно уже стали обыденностью: кто не смеялся, когда узнавал о брендах «Adibas», «Nokla», «Roxana»? Но не все знают, что сейчас подобными методами не брезгуют и в Голливуде. Выдать свою киноподделку за полномасштабный блокбастер — теперь это в ходе вещей. Именно на этом поприще нагрела себе руки киностудия «The Asylum».

Студию основали в 1997 году. До 2005 года она еле держалась на плаву, клепая дешевые и неприбыльные хорроры. По сути, только идея клонировать блокбастер (а в 2005 году выходила «Война миров» Спилберга) спасла Asylum от банкротства. Юридически все было сделано грамотно: фильм оформили как еще одну экранизацию Г. Уэллса. Важно еще понимать, что фильмы Asylum не выходят в кинотеатрах, они идут только на DVD, ведь кинопрокат — непозволительная роскошь для студии. И на видеорынке Asylum ожидал серьезный успех — большая сеть супермаркетов по ошибке закупила крупную партию дисков именно с «клоном». В России новость прошла незамеченной, но на американском кинорынке шуму она оставила предостаточно. И запретить «клон» было невозможно, т.к. все было оформлено законно. Для обозначения клонов даже придумали специальный термин: «мокбастеры» (с англ. «mock» — подделка, пародия).

Дальше — больше. Клоны стали клепаться пачками, по одному в месяц. Бюджет, между прочим, у фильмов астрономически низкий — в районе 500 000 $ (для сравнения, бюджет «Войны миров» Спилберга — 132 миллиона долларов!). Режиссеров и актеров берут либо с улицы, либо бывших звезд (впрочем, русскому зрителю они малоизвестны, за небольшим исключением). Такие экстремальные условия съемок сказываются на результате — кино получается невероятно глупое, дилетантское, со спецэффектами уровня 70−80-х годов. И тут самое главное: может показаться, что просмотр этих фильмов — пустая трата времени. Отнюдь! Из-за своей феноменальной глупости (как сценарной, так и актерской) просмотр превращается в сеанс сплошного веселья, порой фильмы Asylum дают фору многим комедиям.

Но главная комедия происходит в реальности. В бывшем СНГ с творчеством Asylum знакомятся в Интернете, по ошибке скачивая мокбастер вместо блокбастера. И следить за реакцией возмущенного зрителя довольно забавно, почти каждый считает своим долгом выместить свою злость в комментариях к скачанному фильму. Иногда отличить мокбастер от блокбастера очень тяжело, ведь Asylum идет на всевозможные уловки: «ТрансФОРмеры» превращаются в «ТрансМОРферов», «Терминатор» — в «Терминаторов», а «Титаник» — в «Титаник II». Также фильмы снабжаются первоклассными постерами, которые завоёвывают зрителя с первого взгляда.

Дальше дело пошло еще круче: у Asylum появились свои подражатели, которые стали снимать клоны мультфильмов. Но по собственному опыту просмотра скажу, что смотреть такие «мультики» удовольствия никакого, в отличие от продукции Asylum.

У нас фильмы киностудии вроде бы и переводят на русский, но порой возникают странные ситуации. Если «Transmorphers» у нас и перевели как «Трансморферы», то, к примеру, шедевральный «Sherlock Holmes» у нас известен под невзрачным названием «Угроза из прошлого». Почему? Похоже, наши правообладатели не обладают достаточной смелостью, чтобы повторить трюки Asylum.

Хочешь жить — умей вертеться. И студия Asylum доказала это своим примером. К слову, сейчас она уже не зацикливается на «мокбастерах», а пробует и новые решения: выпускает 3D-ужастики, эротические комедии. Также широкую известность получили их фильмы с приставкой «Мега-» в названии: «Мега-акула против гигантского осьминога», «Мега-пиранья», «Мега-акула против Крокозавра», «Мега-питон против Гатороида» (тоже невероятно глупые, но смешные кинокартины). Студия не стоит на месте, и это радует!

P. S. Если хочется посмотреть «мокбастер», то рекомендую сначала оценить именно «Угрозу из прошлого» (Sherlock Holmes, 2010) и «Титанов затерянного мира» (King of the lost world, мокбастер к «Кинг Конгу»). Невероятно бредовые и вместе с тем смешные фильмы. Веселого просмотра!

Обновлено 27.06.2011
Статья размещена на сайте 22.06.2011

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: