«Могучая кучка»
«Могучая кучка» — это содружество композиторов в России, в 19 веке. Годы этого творческого сотрудничества — ориентировочно 1856−1871 (естественно, в таких сферах не может быть точных дат, здесь не бывает оргкомитетов и съездов, только личные отношения и общие интересы, которые впоследствии становятся мировым явлением). Так что в некотором смысле в начале 21 века — юбилей у «кучки».
Большинство участников — классики мировой музыки. Влияние на мировую культуру в целом — неоценимо. Достаточно сказать, что значительная часть французской музыки уже 20 века выросла из «Могучей кучки». «Кучку» еще называли «Пятеркой» — по количеству участников. Главное явление французской музыки 20 века — это так называемая «Шестерка». Так они себя называли в честь русских музыкантов и даже (шутя) распределяли свои роли: Эрик Сати — как Бородин, выдающийся литератор Жан Кокто — как критик Владимир Стасов.
Александр Бородин
«Ах, князь Вы наш, Александр Порфирьевич!» — так могли бы обращаться, наверное, к Бородину. Дело в том, что замечательный ученый химик и гениальный композитор, автор «Князя Игоря» А. Бородин (1833−1887 годы) был по рождению князем. Но — не признанный отцом.
По поводу отца Бородина известно, что звали его Лукой Степановичем Гединовым, он был грузинским князем. Однако — держу перед глазами вполне академическую книжицу о Бородине: там написано, что род восходил к татарскому княжескому роду, связанному с грузинским родственными отношениями. Но — каким бы не был этот род, А. Бородин числился как сын крепостного князя Гедианова — Порфирия Бородина и его жены. Так и числился мальчик в детстве крепостным своего родного отца… И мать была не матерью — записан он был как сын другой женщины, мать свою сначала считал родной теткой.
Вольную родной батюшка дал сыну только перед своей смертью (когда родился Александр, был князь уже немолод — 62 года). Матери удалось уговорить отца дать его крепостному и сыну по совместительству домашнее образование с гувернантками-француженками и немецкими боннами (сам князь предполагал изначально отдать сына в обучение сапожнику). А вот специального музыкального образования не было — игре на флейте мальчик выучился у одного из солдат Семеновского полка. Так что школ-гимназий Александр не заканчивал, что не помешало ему стать знаменитым химиком и великим композитором.
А родную мать выдали замуж — за военврача Клейнеке, впоследствии в новой «образовавшейся» семье тоже родились дети. Александр уже мог расти в родном доме (тоже перед смертью купленном князем), с заботливой мамой, которая делала все, чтобы сын не чувствовал себя ущемленным и всячески способствовала его тяге к наукам и музыке. В 12 лет у Александра дома уже была своя химическая лаборатория — и домашние не только не боялись, а радовались увлечениям мальчика.
С трудом удалось «пристроить» Александра в сословие — записали в купечество. Это позволило ему стать вольнослушателем Медико-хирургической академии. Учился он там у выдающегося химика Н. Зимина, и учился блестяще. К этому времени он стал близким другом великого химика Дмитрия Менделеева.
Бородин становится ординатором военно-сухопутного госпиталя, где знакомится со своим пациентом — офицером Модестом Мусоргским. Вся русская музыка первых двух третей 19 века — это музыка гениальных самоучек, ведь профессиональное образование в России только-только вступило в период своего становления.
В дальнейшем последовала большая заграничная командировка: знаменитый Гейдельбергский университет в Германии, Франция, Италия. В Германии он познакомился со своей будущей женой — Екатериной Протопоповой, поженились они уже в России, через несколько лет.
На родине А. Бородин — профессор-химик, академик Медико-хирургической академии, один из основателей Русского химического общества, открыватель химической реакции, названной в его честь (реакция Бородина-Хунсдикера). Также первым в мире получил в своей лаборатории новое соединение — фтористый бензоил. А заодно стал основателем в России жанров симфонии и квартетов — и это уже касается его музыкальной деятельности. Как можно сочетать деятельность ученого-химика и композитора с мировой известностью — загадка…
Князь Игорь
Эта героико-эпическая опера не сходит со сцен всех мировых театров. Благодаря Бородину весь мир худо-бедно знаком с памятником древнерусской литературы — «Словом о полку Игореве».
Свою знаменитую оперу Бородин писал долго — около 18 лет, даже специально ездил в Путивль (ныне — Украина). Он не успел дописать — умер в 53 года от сердечного приступа, оркестровали часть сцен Лядов, Глазунов и Римский-Корсаков — в том числе и знаменитые «Половецкие пляски».
Половецкие пляски
«Видишь красавиц моих из-за Каспия…
Хочешь любую из них я тебе подарю?».
Князь Игорь в плену, в половецком стане. Половцы — тюркоязычные кочевники, против которых князь затеял поход (по общеизвестной легенде). Половцы постоянно нападали на земли Южной Руси, проходили так называемые русско-половецкие войны. А впоследствии — заключались семейные-династические союзы.
Половецкий хан Кончак пытается уговорить князя Игоря стать его союзником. Хан пытается и развлечь князя, предлагая любую из своих красавиц-наложниц. Но Игорь решительно отказывается, несмотря на невероятную красоту девушек (что предполагается, исходя из невероятно красивой музыки) — он сознает свой долг, да и плачет в Путивле его Ярославна.
Князь Игорь отказывается и от свободы. Хан Кончак благородно, даже вполне по-рыцарски предлагает ему свободу в обмен на обещание никогда не поднимать свой меч против половцев. Князь Игорь и против брака своего сына Владимира с Кончаковной — дочерью хана, хотя молодые люди любят друг друга.
Пышное празднество с плясками — одна из красивейших сцен оперы. Дикие, необузданные и стихийные пляски воинов-половцев с нежнейшей песней и танцами половецких девушек давно стали классикой мировой музыки — и самостоятельным театральным произведением.
«Русская музыка о Востоке» — отдельная большая тема. Достаточно сказать, что нигде в мире и никому еще не удавалось так подлинно передавать «восточный колорит» — желающие могут послушать и другие произведения композиторов «Могучей кучки»: «Исламей» Милия Балакирева или «Шехерезаду» Римского-Корсакова. Такое проникновение в «дух Востока» неудивительно по сути, но удивительно по глубине и красоте выражения.
И совсем не случайно то, что музыка Бородина (как и музыка Мусоргского, и позже Прокофьева) широко представлена в поп-культуре 20 века. Половецкие пляски можно услышать в альбоме Хулио Иглесиаса Emocione, в музыке выдающегося американского джазового музыканта Арти Шоу, есть версия хип-хоп варианта (альбом «The Rapsody Overture» рэппера Уоррена Джи, песенка так простенько и называется «Князь Игорь», на музыку из оперы и звучит рэп). Близкий к хип-хопу (трип-хоп) вариант у бристолького коллектива Massive Attack. Звучит музыка Бородина в многочисленных зарубежных телесериалах и даже компьютерных играх.
А в знаменитом американском мюзикле «Кисмет. Музыкальная «Тысяча и одна ночь» практически целиком звучит музыка А. Бородина — там и «Богатырская симфония», и симфонический эскиз «В Средней Азии», и серенада из Маленькой сюиты, и музыка из «Князя Игоря» (не только Половецкие пляски, но даже ария князя Галицкого). Композитором бродвейского мюзикла 1953 года фактически числится великий композитор Александр Бородин.
Обожаю половецкие пляски!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, браво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров и Олива Шафран, спасибо.
0 Ответить
Галя Константинова, ну какая же Вы умничка, Галя!
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо. Как всегда познавательно и интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить