В его книгах есть такая запись: «Пьедестал этой статуи представляет собой форму жертвенника и говорят, что в нем был похоронен Гиакинф». Гиакинф — или Гиацинт — правнук самого Зевса.
Это — из легенд, которые сложились в этом месте. «На жертвеннике сделаны изображения… Афродиты, Афины и Артемиды: они ведут на небо Гиакинфа…» На этом жертвеннике как бы соединились реальность и фантазия, жизнь и миф. Мало того, у спартанцев в честь красавца-мальчика проводились весенние празднества — гиацинтии.
Гиацинт — потомок властителей Спарты — был очень красивым юношей. Он погиб, и причиной его смерти была любовь. Любовь к нему двух богов: Аполлона и Зефира. Аполлон — олимпийский бог, охранитель стад, света, наук и искусств, врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего. Зефир — это ветер, который в разных частях Средиземноморья бывает резким и холодным или теплым и ласкающим.
И тот, и другой старались добиться благосклонности мальчика. Аполлон, чтобы показать себя во всей красе, решил метнуть диск. Размахнулся, развернулся, диск полетел куда-то очень высоко.
Первый метнул, раскачав, по пространству воздушному круг свой
Феб, и пред ним облака разделились от тяжести круга;
Времени много спустя, упадает на твердую землю
Тяжесть, паденьем явив сочетанье искусства и силы.
Зефир решил подгадить своему сопернику, напрягся и дунул как следует. Но, видимо, переусердствовал или малость не рассчитал, не сделал поправку на силу своего дыхания. В итоге диск снесло, он начал падать очень близко от Гиацинта. Мальчик кинулся его ловить, но упустил, диск ударился о землю. Энергия удара была настолько велика, что диск подпрыгнул и пробил Гиацинту голову.
Неосторожный тогда, любимой игрой возбуждаем,
Круг подобрать поспешил тенариец. Но вдруг содрогнулся
Воздух, и с крепкой земли диск прянул в лицо тебе прямо,
О, Гиацинт!
(Тенариец — это сам Гиацинт, который жил на полуострове Тенар.)
Смерть не наступила мгновенно, какое-то время мальчик еще жил. Гиацинт умер на руках Аполлона:
Побледнели они одинаково оба —
Отрок и бог. Он в объятия взял ослабевшее тело,
Он согревает его, отирает плачевные раны,
Тщится бегство души удержать, траву прилагая.
Все понапрасну: ничем уж его исцелить невозможно.
Аполлон не смог залечить рану. Наверное, потому, что он был слишком разносторонним. Что ему и было поставлено на вид на собрании богов:
Аполлон пусть не исполняет сразу столько разных дел, но, выбрав что-нибудь одно, да будет пророком или музыкантом, или врачом.
(Лукиан, Собрание богов)
Самое трагичное то, что бог не смог спасти своего возлюбленного. И Аполлон тяжело переживает:
Гибнешь, увы, Эбалид, обманутый юностью ранней! —
Феб говорит. — Эта рана твоя — мое преступленье.
Ты — моя скорбь, погублен ты мной; с моею десницей
Смерть да свяжут твою. Твоих похорон я виновник!
(Эбалид — это сам Гиацинт, потомок основателя Спарты Эбала.)
Бог отправился бы за ним в подземное царство. Но он связан своим божественным положением, он бессмертен:
О, если б жизнь за тебя мне отдать или жизни лишиться
Вместе с тобой! Но меня роковые связуют законы.
Аполлон причитает над телом Гиацинта, а из раны сочится кровь. И происходит чудо — вырастает цветок:
Кровь между тем, что, разлившись вокруг, мураву запятнала,
Кровью уже не была: блистательней червени тирской
Вырос цветок.
(Червень тирская — красная краска из города Тир.)
Аполлон как бы дает обещание всегда помнить мальчика-красавца:
Вечно ты будешь со мной, на устах незабывших пребудешь;
Лиры ль коснется рука — о тебе запоют мои песни.
Будешь ты — новый цветок — мои стоны являть начертаньем.
Овидий пишет, что лепестки цветка образуют первые буквы имени «Гиацинт». Сегодня разглядеть эти буквы не удается никому. По мнению знатоков нынешний гиацинт — не тот, что был когда-то.
На этюде Рубенса «Смерть Гиацинта» мальчик лежит рядом с тяжеленным диском, раненая голова — в луже крови. Над ним Аполлон как бы пытается остановить кровотечение. Глаза мальчика обращены на Аполлона, в них — ужас ожидания смерти. И тело уже изменило свой оттенок, оно заметно бледнее тела Аполлона. Безмолвный крик на устах… Гиацинт умер.
В этюде нет цветка. Казалось бы, художник должен был дорисовать, дописать этот ключевой момент легенды — преображение крови в цветок. Что ему помешало? Почему это не случилось? Гиацинт очень красивый цветок и необычайно разнообразный — несколько тысяч сортов.
А что было во времена Рубенса? Может ли быть, что в Нидерландах только слышали о таком цветке, но никогда его не видели? Вероятно. Потому что на картинах Яна Брейгеля Бархатного, который для Рубенса писал цветы, есть лилии, тюльпаны, колокольчики, пионы, мальвы, а гиацинта нет.
Сегодня гиацинт радует своей красотой, невероятными оттенками и замысловатыми формами соцветий — им любуются, им наслаждаются.
И иногда вспоминают легенду о происхождении цветка…
Уважаемые коллеги! Спасибо за отзывы и оценки!
0 Ответить
Борис Рохленко, отличная статья и читается с интересом. Гиацинты очень люблю, а легенду прочитала впервые. Спасибо за возможность рассширить кругозор!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Борис, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью. А где находится сама картина?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Бахтина, это небольшой этюд (14.5х13.6 см), находится в музее Прадо, Мадрид.
0 Ответить
Борис Рохленко, спасибо. Мне почему-то так и показалось, что это что-то небольшое. Красиво и здорово.
Оценка статьи: 5
0 Ответить