В прическах появляется совершенно новый стиль — «бидермейер». Для него характерны далеко выступающие пышные локоны, стоячие петли и косы. Создание таких причесок требовало от парикмахера очень высокого технического мастерства. Правда, выглядели они плоскими и угловатыми.
Век буржуазии — век бурного развития техники. Завивка, стрижка волос теперь выполняются с помощью всевозможных механических и электрических приспособлений, таких как щипцы для горячей завивки волос и бигуди.
Мода на блондинок зашкалила все пределы, когда известный французский парикмахер Евгений Гуго придумал осветлять волосы с помощью раствора перекиси водорода. Буквально за полгода в высшем свете не осталось ни одной брюнетки и шатенки. Все дамы поголовно стали блондинками.
Волосы укладывались в высокие прически, к ним крепились маленькие шляпки с лентами, цветами, перьями (страусиными, выкрашенными в розовый и голубой, павлиньими, петушиными, фазаньими). Из-под шляпок на плечи красавиц ниспадали изящные локоны (иногда искусственные).
Если раньше мода на прически могла продержаться до 40 лет, то в XIX веке это срок значительно сократился, чему немало способствовали реклама, выставки, модные журналы, театральные постановки.
Первые конкурсы парикмахеров стали проводиться именно в девятнадцатом веке, и, конечно же, в Париже. На конкурсы съезжались лучшие мастера не только из Франции, но и из Англии, Германии, Австрии
В 1885 году француз Марсель изобрел завивку волос с помощью химических средств, которая могла продержаться на волосах несколько дней. Немец Шарль Нестле в 1906 году довел этот метод до совершенства. Завивка волос, выполненная с помощью химического раствора и термического обогрева (перманент) могла продержаться уже целых полгода.
В это же время химики открыли «возможность всем стать красивыми» — краситель, который стал основой почти всех современных красок для волос.
В ХХ веке в моду входят короткие (под мальчика) женские стрижки, и если раньше подобное считалось неприличным, то теперь такая прическа стала символом женской свободы и новой жизни. Тем более что Европу захлестнула Первая мировая война, и многие девушки и молодые женщины, став сестрами милосердия, работали в госпиталях. У них просто не оставалось времени на уход за длинными волосами.
Постоянно совершенствуясь, «мальчуковые» стрижки остаются популярными и в наши дни.
Большой толчок развитию парикмахерского искусства дал кинематограф. В немом кино царил образ наивного невинного златокудрого ангела, воплощенный знаменитой Мери Пикфорд: огромная масса волос, разделенных на 18 аккуратных локонов (два из них хранятся в голливудском музее кино). Подавляющее большинство женщин тех лет старались соответствовать ему.
Теперь же на первый план шагнула роковая красавица — женщина вамп. Зритель любит Асту Нильсен и Франческу Бертини — хрупкие и бледные, с прямыми короткими угольно-черными волосами в стиле «Каре». Прямая челка, спадающая на ярко подведенные глаза, ярко-красная помада довершают этот образ. И естественно, парикмахеров замучили просьбами сделать такие же прически. Блондинкам пришлось «подвинуться» (на какое-то время).
В 50-е годы на мировом экране появляется Мэрилин Монро, и блондинки снова «на коне». Салоны красоты и обычные парикмахерские заполнены женщинами, стремящимися стать хрупкими, нежными белокурыми красавицами.
После выхода в прокат в 1956 году фильма Роже Вадима «И бог создал женщину» кумиром становится актриса Бриджит Бардо. Именно она ввела в моду новые прически — прямые распущенные волосы, строгий, лаконичный «конский хвост» и пышную «бабетту» с начесом.
С середины 60-х годов женщины вновь «увлекаются» париками, которые теперь становятся модным аксессуаром, как перчатки или сумочка. Особо «продвинутые» модницы имели тогда несколько париков различного фасона и цвета: от седого до огненно-рыжего.
70-е годы принесли миру причесок «холодную химию», и теперь салоны осаждают желающие завиться «на коклюшки» — причем как женщины, так и мужчины.
Благодаря панкам, а точнее их так похожим на ежей и дикобразов прическам (растрепанные, торчащие во все стороны света пряди), женские головки стали украшать стрижки «Каскад» и совсем короткие «Ежики» (как у героини фильма «Зимняя вишня»). И, что самое удивительное, такие отнюдь не дамские прически делали женщин еще более женственными (прошу прощения за каламбур).
С конца 80-х годов парикмахеры (теперь их все чаще называют стилистами) начали применять накладные пряди. Технику их крепления к волосам разработали мастера известного лондонского салона «Шуми». При окрашивании волос преобладающими цветами становятся рыжий, каштановый, все оттенки шоколадного, русый.
Современная прическа — это отсутствие единого направления, шаблонности, единообразия. Сделанная руками сегодняшнего парикмахера или стилиста (и не обязательно работающего в шикарном и дорогом салоне красоты) прическа дает нам, женщинам, редкую возможность сохранить свою индивидуальность, оставаясь самой собой.
Об истории парикмахерского искусства можно говорить очень долго. Несмотря на то, что у профессии неоднократно менялось название: брадобрей, цирюльник, стилист, суть её остается прежней — помочь человеку стать прекрасней!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...