Картина начинающего постановщика стала настоящей киносенсацией, мгновенно обеспечив его заказами на десять лет вперед. Внушительные (под 300 миллионов долларов) кассовые сборы почти в восемь раз перекрыли затраты на производство, по сути, камерной ленты, а шесть номинаций на Оскара (из которых, правда, фильму Шьямалана досталась фига с маслом) и участие в программе Каннского кинофестиваля окончательно утвердили постановщика в ранге лучшего дебютанта сезона.
Успех настолько приободрил режиссера и сценариста (Шьямалан сам пишет сценарии ко всем своим проектам, исключение составляют лишь вышеупомянутое «Пробуждение» и последний фильм — «Повелитель стихий»), что он воспарил над землей и стал регулярно, с периодичностью раз в два года, выплевывать на суд зрителя очередной прожект с претензией на таинственность. И всем хорошо известно, что ничего толкового со времен «Шестого чувства» М. Найт так больше и не продемонстрировал, хотя поклонники есть и у его «Таинственного леса», и у «Знаков», и даже у многозначительного в своей тупости «Явления». Прорыв 1999 года так и остается по сей день незыблемой вершиной творчества постановщика, что, с течением времени, всё больше убеждает аудиторию в случайности произошедшего.
…Мешковатый американец Малколм Кроу обладает редкой, но весьма полезной обществу профессией. Он — детский психиатр, что борется с многочисленными страхами и расстройствами своих маленьких пациентов, варьирующими от простой боязни темноты до психических девиаций, связанных с разводами родителей. Работа не пыльная, но жутко ответственная, ибо незначительные проблемы рискуют вырасти со временем в кошмарные последствия. Так, в общем-то, и случилось, когда один из бывших пациентов проник в дом своего доктора и всадил ему пулю в живот лишь за то, что тот не сумел ему помочь в детстве.
Оправившись от недуга, Малколм сталкивается с аналогичным случаем в своей практике. Маленький мальчик, живущий в неполноценной семье, оказывается под прессом собственных страхов. Выясняется, что юный Коул постоянно сталкивается с проявлениями потустороннего мира. Привидения и кошмарные призраки так и вьются вокруг несчастного мальчишки, вызывая в нем панику и полное отторжение от реальности. Доктор берется помочь мальчику, надеясь, что на этот раз ему удастся докопаться до истинной сути происходящего…
Главная прелесть фильма — в концовке. Поэтому, если вы еще по каким-то причинам не посмотрели «Шестое чувство», ни в коем случае не читайте отзывы со спойлерами (и такие мерзавцы встречаются), ибо весь смысл фильма заключается в неожиданном, переворачивающем всё с ног на голову, финале. Должен сказать, мне впечатление как раз подпортило частичное знание, хотя и без этого лента Шьямалана, безусловно, заслуживает самого пристального внимания.
Казалось бы, всё было против создателей фильма. Достаточно тягомотное повествование, где большую часть фильма занимают диалоги доктора и пациента. Огромный для фильмов данного жанра бюджет в 40 миллионов долларов, весомая часть которого ушла на гонорар звездному Брюсу Уиллису. Да и сам старина Брюс, который, как известно, такой же как и банк, слишком уж резко забросил свой боевитый вид и переквалифицировался в лысоватого тихоню-психиатра с явными признаками Тома Хэнкса на лице. Прибавьте к этому картинку в мрачных тонах и несколько действительно пугающих сцен, более характерных для фильмов ужасов, и получим продукт, которому кинотеатры неохотно оставляют первые сеансы в своем репертуаре.
Но вопреки всему «Шестое чувство» ждал грандиозный успех, и всё благодаря тонкому, умному и филигранно выписанному сценарию, заставляющему зрителя почти два часа провести в тревожном ожидании потрясающей развязки. Кстати, с тех пор методы Шьямалана подхватили многие режиссеры, поэтому по прошествии двенадцати лет этот приемчик уже не выглядит свежим и вдохновляющим, но тогда он впечатлил многих. Гораздо больше, чем пресловутый фокус с пенни. Сам режиссер тщетно пытался повторить данный маневр в каждом последующем творении, но перестал чувствовать момент и вечно склонялся в сторону самого очевидного и потому банального решения.
Несмотря на весь мрак и ужас, которые творятся в кадре, по сути, это добрый фильм о сложностях человеческих взаимоотношений и о страхе перед неизбежным концом, который иногда наступает раньше, чем нам бы хотелось. Герои много говорят о смерти, но эти разговоры призваны не испугать зрителя, а помочь разобраться. Голливуд часто экспериментирует с потусторонней тематикой, но мало когда это удается сделать тонко и без излишней пафосности или ненужной вычурности. «Шестое чувство», будучи почти детективом по жанру, на самом деле умнее, чем кажется на первый взгляд. И только по этой причине картину хочется периодически пересматривать.
Рискуя навлечь на себя гнев фанатов, отмечу, что как раз Брюс Уиллис в фильме оказался «не пришей кобыле хвост». То есть, конечно, интересно было посмотреть, как стареющий «крепкий орешек» и спаситель всея Земли («Шестое чувство» вышло годом позже «Армагеддона») резко поменяет амплуа, но зрелище, скажу вам, вышло безрадостное. Актер почему-то решил превратить рассудительность и педантизм в застывшую на лице маску, за которой какие-либо эмоции угадываются с трудом. Согласен с мнением других критиков, что юное дарование Хэйли Джоэл Осмент был на голову выше своего именитого партнера. Зато Уиллис дальновидно обеспечил себе хорошую жизнь, не только подписав многомиллионный контракт, но и выбив с продюсеров проценты со сборов, что в актерской среде могут позволить себе лишь единицы.
«Шестому чувству» не повезло при вручении премий Оскар. Картина малоизвестного индийского режиссера оказалась в компании с «Красотой по-американски» Сэма Мендеса и «Зеленой милей» Фрэнка Дарабонта. Кстати, оба конкурента и по сей день находятся в рейтингах значительно выше (в первой сотне лучших фильмов за всю историю), чем «Шестое чувство», а вот по финансовым результатам уступают ленте Шьямалана почти вдвое. Это, конечно, не показатель, когда речь идет о «Титанике» или финале трилогии «Властелин колец», но киноакадемики всегда были склонны предвзято относиться к лидерам кинопроката при выдаче призов. А вот отсутствие у фильма награды на лучший сценарий можно отнести к промахам Оскара, коих, впрочем, уже столько, что из обиженных можно сколотить целый батальон.
Вердикт: один из лучших психологических триллеров последнего двадцатилетия. Шьямалан, вдохновленный в период обучения киноискусству творчеством Альфреда Хичкока, сумел на мгновение полностью соответствовать великому мастеру саспенса. Несмотря на тягучесть повествования и отсутствие динамичных сцен действия, картина смотрится на одном дыхании и полностью оправдывает возложенные ожидания.
Евгений Жарков, спасибо за статью. Несколько раз смотрела этот фильм. Было интересно узнать, что режиссера вдохновило творчество Хичкока.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И не тягомотный вовсе. Смотрелся захватывающе и на одном дыхании. Дважды смотрела.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Давно искала возможность высказаться по поводу Шьямалана. Хорошо, что Вы обратились к этому уже достаточно старому фильму. Недавно я захотела, чтобы этот фильм посмотрел мой друг и не смогла найти в продаже диск, пришлось "пиратить".
Если позволите, добавлю свое мнение о режиссере. На мой взгляд, Шьямалан недооценен. Его называют мастером многозначительной банальности. С моей точки зрения, он просто многослоен. Т.е. есть первый слой - захватывающее, мастерское, очень профессионально сделанное зрелище с ювелирным сценарием. Под ним открывается как раз та многозначительная банальность, которая отталкивает многих снобов. По сути, что можно разглядеть в сюжете Шестого чувства? Собственно то, что призраки существуют и это души людей, у которых остались незавершенные дела на Земле. Мысль по глубине своей достойная канала ТВ3 и журнала "Оракул". Но здесь надо поскрести еще немного, и откроется еще одна истина которую хочет донести режиссер (тоже не самая сложная, но относящаяся к разряду истин, которые стоит повторять): мы боимся того, чего не понимаем, а чтобы понять, надо поговорить. Не лежит ли пренебрежение этой истиной в основе любой ксенофобии?
В сущности, в Знаках и Лесе (The Village) тоже есть третий слой. Явление, к сожалению, не смотрела.
Спасибо за добрые слова о хорошем фильме.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений, прекрасно помню этот фильм с далеко не самым любимым для меня панком Уиллисом. Сюжет закручен захватывающе.
Если позволите, я в своем менторствующем тоне, попридираюсь:
1) "варьирующими от простой боязни темноты до психических девиаций, связанных с разводами родителей" - "с разводами" - возможно по-новорусски, упрощенно, но не по-русски. "С разводом". К тому же невольно получается аллюзия на бедных родителей, которых развели по полной-)
2) "старина Брюс, такой же как и банк" - экскьзе муа, шо Вы имели ввиду? Крепкий как банк? Платежеспособный? Не зрозумел.
3) "явные признаки Тома Хэнкса на лице" - также "весьма" умопомрачительно-) Смешно, но непонятно.
4) гонорары разве подписывают? Думал, получают. Возможно, я отстал.
Выбить ИЗ продюсеров, а не на одесский ляд "с продюсеров". "СклонНЫ", а не "склоНы". Мастеру не соответствуют. Соответствовать можно ожиданиям, требованиям и т.п.
Что до "одного из лучших психологических триллеров последних двадцати лет" - весьма смелое заявление, несмотря на то, что согласен с Вами: фильм посмотреть стоит. Также как и стоит прочитать Вашу статью о нем-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, Спасибо за комментарий. Отвечаю по порядку
1. С "разводами", пожалуй, соглашусь. Получается неоднозначно. Прошу редакторов исправить на ед. число.
2. Банк Траст и его реклама с Уиллисом. Не все в курсе, да. А какой-такой, это не ко мне, это к креативщикам банка.
3. Про Тома Хэнкса - тут объяснить сложно. Просто актеры очень разные по стилю, а в "Шестом чувстве" Брюс явно старается переползти на чужую территорию
4. Гонорары получают, конечно. Видимо, в голове крутился контракт. Ну и одесский лад можно исправить, хотя мне кажется это не принципиально. "Из" или "с".
5. Со "склонами" просто описка, извиняюсь.
6. А про мастера оставим как есть.
7. Смелое заявление основывается на объективных данных. А я лишь, в данном случае, присоединяюсь к общему мнению.
Еще раз спасибо за внимательное прочтение.
0 Ответить