Борис Рохленко Грандмастер

Рубенс, «Юдифь и Олоферн». Красивая легенда или быль?

Ассирийский царь Навуходоносор завоевал всех, кого можно, и добрался до евреев. Послал на них громадное войско, которым командовал Олоферн. Олоферн двинул было свои отряды, но услышал от разведчиков, что народ Израиля сдаваться не хочет, что евреи укрепили свои города, построили башни на всех вершинах и устроили засады на равнинах.

«Юдифь и Олоферн» П.П. Рубенс

Олоферн заинтересовался: что за народ, сколько у них войска, кто царь, кто воевода? И почему они сами не идут сдаваться? Ему быстренько рассказали историю евреев: происходят от халдеев, познали Бога и стали ему поклоняться, за что были изгнаны халдеями. Жили в Месопотамии, ушли в землю Ханаанскую. Потом, когда настал голод, ушли в Египет. В Египте плодились и размножались до того, что не стало числа роду их. Тогда царь египетский сделал их рабами. Евреи обратились к своему Богу — и он поразил египтян всякими казнями. Фараон отпустил евреев, чтобы избавиться от проклятия их Бога.

Евреи пришли в землю Аморреев, взяли силой всю нагорную страну, кого-то истребили, кого-то изгнали. И победить их можно только тогда, когда они отвернутся от своего Бога. Так донесла разведка.

Но Олоферн разозлился (вместо того, чтобы обдумать услышанное) и сказал, что он победит евреев: «Горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами».
(Здесь и далее цитируется библейская «Книга Юдифь».)

Его помощники посоветовали ему не брать штурмом еврейские укрепления, а лишить евреев воды: «И будут томиться они голодом, и жены их, и дети их, и прежде, нежели коснется их меч, падут на улицах обиталища своего».

Олоферн разбил свой лагерь, устроился в нем с удобствами, а его солдаты отвели от еврейских укреплений воду. И евреи начали бедовать:

Опустели водоемы, и ни в один день они не могли пить воды досыта, потому что давали им пить мерою. И уныли дети их и жены их и юноши, и в изнеможении от жажды падали на улицах города и в проходах ворот, и уже не было в них крепости.

Евреи уже готовы были сдаться, но тут услышала Юдифь о том, что говорит народ и его предводитель (Юдифь — вдова, носящая траур по умершему мужу, молодая и красивая женщина). Она послала свою служанку пригласить к себе старейшин и сказала им: почему вы решили, что вы могущественнее нашего Бога?

«Ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш…»

Она попросила старейшин дать ей возможность покинуть город вместе со служанкой. Зачем и почему — ничего не сказала, чтобы не помешали ее плану.

Перед тем, как покинуть город, она молится Господу:

«Вот, ассирияне умножились в силе своей, гордятся конем и всадником, тщеславятся мышцею пеших, надеются и на щит и на копье, и на лук и на пращу, а не знают того, что Ты — Господь, сокрушающий брани.

Господь — имя Тебе; сокруши же их крепость силою Твоею, и уничтожь их силу гневом Твоим, ибо они замыслили осквернить святилище Твое…

…Не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты — Бог смиренных, Ты — помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных.

Так, так, Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, сделай слово мое и хитрость мою раною и язвою для тех, которые задумали жестокое против завета Твоего, святаго дома Твоего, высоты Сиона и дома наследия сынов Твоих".

Юдифь снимает траурные одежды, надевает на себя все самое лучшее, в том числе украшения, берет с собой еду и питье и выходит из укрепления к войску Олоферна. Когда стража спросила ее, что ей надо, она ответила:

«Я иду к Олоферну, вождю вашего войска, возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа».

Юдифь выдает Олоферну дезинформацию:

«Итак, чтобы господин мой не был отражен и безуспешен и чтобы их постигла смерть, — овладел ими грех, которым они прогневляют Бога своего, делая то, чего не следует;

потому что у них оказался недостаток в пище и вся вода истощилась, — и вот, они решились броситься на скот свой и думают питаться всем, что Бог строго запретил в законе Своем употреблять в пищу.

Даже начатки пшеницы и десятины вина и масла… они решились употребить; тогда как и руками касаться их не следовало никому из народа.

Они послали в Иерусалим… принести к ним разрешение на то собрания старейшин.

И как скоро им дано будет известие, и они сделают это, то в тот же день будут преданы тебе на погубление".

Юдифь говорит ему, что, зная о готовящемся прегрешении и предстоящей каре Господней, она бежала к нему, ища спасения. Мало того, она просит разрешения каждый вечер выходить за ворота молиться, чтобы получить знак о том, что евреи нарушили заповеди Господа.

Три дня Юдифь провела в лагере, выходя перед утренней стражей молиться и омываться в источнике возле лагеря. Красивая и молодая, Юдифь возбудила в Олоферне страстное желание овладеть ей. И на четвертый день Олоферн устраивает вечеринку, на которую зовет Юдифь. На вечеринке он упился и уснул. Гости разошлись, Юдифь осталась наедине со спящим Олоферном.

«Иудифь велела служанке своей стать вне спальни ее и ожидать ее выхода, как было каждый день, сказав, что она выйдет на молитву. То же самое сказала она и Вагою.

Когда все от нее ушли и никого в спальне не осталось, ни малого, ни большого, Иудифь, став у постели Олоферна, сказала в сердце своем: Господи, Боже всякой силы! Призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима".

Она взяла меч Олоферна, отрубила ему голову, служанка положила голову в мешок, и они, как три вечера перед этим, вышли как бы на молитву. Юдифь доставила голову своим военачальникам. Эту голову показали ассирийцам, они бежали и были разгромлены.

Рубенс изобразил Юдифь в момент, когда она вместе со служанкой укладывает голову в мешок. В ее руке — меч Олоферна, на лице — выражение брезгливости и как бы вопрос: «Можно как-то по-другому?» Ее служанка держит свечу, она совершенно бесстрастно выполняет свою работу — придерживает отрубленную голову, чтобы не упала.

Юдифь — невероятная женщина! Прежде всего, в ней была непоколебимая вера в Бога и в правоту своего дела. Она пошла на смертельный риск, чтобы спасти своих соплеменников, в конечном счете спасти главную святыню евреев — Иерусалимский храм и город Иерусалим.

А как она себя вела! Это же классика разведки! Пробраться в стан врага, выдать себя за перебежчика, обрушить на противника гору правдоподобной информации, пустить в ход свои женские чары, усыпить сначала бдительность, а потом и тело врага — и уничтожить его. Но и это еще не все. Как говорил Штирлиц, важно не только войти в разговор, важно из него выйти. И Юдифь — просто гениальный ход! — с самого начала подготовила себе путь к возвращению.

Блестящий замысел и такое же блестящее исполнение! Жестокая женщина? Во-первых, таковы были нравы тех времен. Во-вторых, она сражалась за свое будущее. Если бы ассирийцы захватили ее город — вряд ли она осталась бы неприкосновенной.

Такова легенда. Но в исторических источниках нет упоминания об Олоферне — ни как о военачальнике, ни как о жертве любовных страстей.

Навуходоносор завоевал все еврейские земли, разграбил Храм в Иерусалиме, выслал в Вавилон 10 тысяч иерусалимских евреев. Иудея продолжила платить ему дань. Попытки восстать привели к тому, что Храм был разрушен, Иерусалим сравняли с землей, оставшихся евреев угнали в вавилонский плен.

А легендарная Юдифь вдохновила и вдохновляет поэтов, композиторов и художников…

Обновлено 22.10.2011
Статья размещена на сайте 29.09.2011

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: