60-летие морского сражения было отмечено сразу двумя экспедициями по поиску погибших гигантов. После обнаружения затонувшего «Бисмарка» в 1989 году прославленные российские подводные аппараты «Миры» на борту НИС «Академик Келдыш» участвовали в экспедиции «Deep Ocean Expedition» (DOE), которую возглавлял австралиец Майкл Мак-Доуэлл. Экспедиция прошла с разрешения правительства Германии с 5 по 14 июня 2001. Было совершено 8 двойных погружений аппаратов «Мир» с обширной программой видео- и фотосъемок. Памятная эпопея закончилась опусканием на палубу линкора своеобразной могильной плиты в память погибших…
Сразу надо пояснить, что особый интерес в Великобритании к погибшему линейному крейсеру, носившему имя прославленного британского адмирала Сэмюэля Худа, возник в 1975 году, когда двое из троих оставшихся в живых к этому времени моряков с погибшего корабля основали «Ассоциацию «Худа». С самого начала президентом ассоциации стал один из спасшихся — Тед Бриггс, умерший в октябре 2010 г. в возрасте 85 лет.
Кораблю успели поставить не один памятник, в его честь соорудили храм, его образу поклонялся весь народ в течение долгих 60 лет. Все эти годы «Худ» лежал на дне и даже точного места затонувшего корабля никто не знал. Так долго это не могло продолжаться.
В 1995 году две британских телевизионных компании, «ITN» и «Channel 4», задумали экспедицию по поиску кораблей. Директор 4 Канала Дэвид Мирнс стал руководителем этой экспедиции — «Blue Water Recoveries». Работу решили начать в год 60-летия сражения — летом 2001 года. К этому времени по случаю юбилея сражения встречались предcтавители британской «The HMS Hood Association» и аналогичной германской ассоциации «Kameradschaft Bismarck». При этом немцы полностью одобрили замысел британцев.
Корабль экспедиции «Northern Horizon» ранее успешно участвовал в обнаружении «Титаника» под руководством Роберта Далларда. Основной поисковый аппарат судна — это опускаемый на многокилометровом кабель-тросе гидролокатор бокового обзора «Ocean Explorer 6000». После обнаружения объекта к нему спускают самоходного, управляемого с судна при посредстве многофункционального кабель-троса робота «ROV Magellan-725», оснащенного двигателем, мощными светильниками и четырьмя видеокамерами. Главная цель экспедиции — найти корабли и снять видеофильм об этом, а попутно разгадать кое-какие тайны, в числе которых мгновенная гибель «Худа» после попадания в него 15-дюймовых (380 мм) снарядов с «Бисмарка»…
1 июля 2001 г. судно отправилось в первую очередь к месту гибели «Бисмарка». Этому было довольно простое объяснение: немецкий линкор уже обследовала экспедиция на борту российского НИС «Академик Келдыш».
9 июля на мониторах судна появились первые «картинки» с бортовых камер «Магеллана». «Бисмарк» стоял на киле с креном на склоне подводного потухшего вулкана. Сразу же нашли и башни корабля. Заметим, что двухорудийные башни-монстры немецкого линкора имели… собственные имена: Антон, Бруно, Цезарь, Дора. Во время кульбитов корабля при погружении они посрывались со своих мест и теперь располагались неподалеку от корпуса. 10 июля после успешных двухдневных съемок робот «Магеллан» подняли на борт для очень важной церемонии: установки на мостике «Бисмарка» памятной доски с именами погибших моряков.
Эти памятные латунные доски для «Худа» и «Бисмарка» были заранее изготовлены специально в память о погибших моряках, а их установка на обоих погибших кораблях символизировала своеобразное примирение сражавшихся немцев и британцев. В толщу каждой памятной доски были вмурованы компакт-диски с именами погибших. Памятная доска бережно опустилась на мостик, где 60 лет назад командир «Бисмарка» Эрнст Линдеманн и адмирал Гюнтбер Лютьенс отдавали последние команды. Заметим, что «Бисмарк» удостоился двух памятных досок, опущенных на корабль сначала 8 июня, а затем и 10 июля.
Вечером 13 июля «Северный горизонт» ложится на курс NNW к месту поисков британского корабля. 22 июля 2001 года на глубине 3000 метров после нескольких поисковых галсов с гидролокатором на буксире и был обнаружен английский линейный крейсер «Худ». Вскоре видеокамеры робота «Магеллан» запечатлели корабль лежащим на правом борту. На мониторах хорошо видны звенья якорной цепи, свисающие с поверхности палубы в носу и уходящие вниз к грунту. Обнаружение судового колокола с «Худа» вызвал у участников экспедиции новый всплеск эмоций. После тщательного изучения видеосъемок, скорее всего, подтвердится версия о взрыве в погребах с боезапасом на борту «Худа», ставшим причиной быстротечной гибели корабля.
На заключительную памятную церемонию на место гибели корабля 25 июля 2001 г. прибыл Тед Бриггс — президент «Ассоциации «Худа» и последний оставшийся в живых моряк с погибшего линейного крейсера. После подготовительных процедур с опусканием памятной доски на борт затонувшего корабля Тед Бриггс нажал кнопку на пульте и латунная доска выскользнула из захватов манипулятора и плавно опустилась на борт корабля. Разумеется, на палубе экспедиционного судна состоялась памятная церемония, и за борт на месте гибели «Худа» были опущены венки с живыми цветами…
И уже в конце ноября состоялась презентация книги Дэвида Мирнса и Роба Уайта «Могущественный „Худ“, непобедимый „Бисмарк“: в поисках истины». Возможно, кому-то покажется странным эпитет «непобедимый» для потопленного британцами «Бисмарка». Однако английские авторы в данном случае стремились не столько к уважительной и примиренческой трактовке трагических событий, сколько к обыкновенной истине. А она состояла в том, что «Бисмарк» героически погиб в результате самозатопления после открытия кингстонов по приказу адмирала Лютьенеса. Подробности экспедиции были показаны телезрителям в двухсерийной эпопее.
История с находками «Бисмарка» и «Худа», скорее всего, будет иметь продолжение. Слишком много надежд было вложено в эти корабли со стороны честолюбивых немцев и уверенных в себе англичан. Они их поднимут, если смогут и не сочтут святотатством беспокоить вечный сон погибших. Но, скорее всего, гиганты останутся на дне океана. Их не тронут, ибо установка памятных досок на погибших кораблях сродни плитам на кладбищенских могилах.
Редакторы, recoveries - L надо делитнуть, плз. Там "опечатка всралась". Позор не потревожить души и не поднять суда со дна. Не поднять значит хрен с ними, с виртуальными телами.На флоте традиция чести есть - затонувшего поднять. Если мы откажемся, нас откапывать не будут из-под оломков. Тоже хрен с ними, на 9-ый день мы считаемся умершими. Че, люди, Курск уже забылся? Высоцкого еще по кухням поете "спасите наши души" или уже забыли? Вот подлая Англия и вероломная Германия задумают поднимать суда! Ах, как же всем стыдно станет скопом.
У меня приятель был, жил потом в Гродно, а служил на Тихоокеанском. Он был в спецбригаде по подъему ваших мазил мимо палубы авианосцев. Этих шлимазлов положено было вытащить любой ценой, чтоб слизанная с наших F-ов воровайка разоблаченной не досталась в наши руки.
Нормальный парень, квартиру в Гродно дали шикарную, пенсию, али как там зовется, а спятил. Упрятали куда-то. Нашла тут случайно его родственника в Майами - клиентом моим оказался. Чудны дела твои, боженька. Сдвинулся мой приятель на команде тело пилота - вычистить, металл - поднять.
0 Ответить
Лаура Ли, спасибо, поправили.
0 Ответить
Хорошая статья, познавательная и поучительная. Невольно задумываешься о современных монстрах устрашения - АПЛ, многоголовых ракетах, супертанках и точных бомбах.
Меня беспокоит терпимое отношение к безудержной торговле оружием, к гонке вооружений. Вроде на дворе иные времена, а всё неймётся потратиться на пушки по полной программе.
0 Ответить