Какая незримая связь их соединила — баловня судьбы из Петербурга и сына крестьянина из села Свечкино Ярославской губернии? Впрочем, тайна сия, может быть, нам и приоткроется. Отец скульптора был крепостным мастером-лепщиком экстра-класса. И в старшем сыне разглядел он талант недюжинный. Мастера такого класса нужны были в крупных городах, таких как Москва и Петербург. Отец отдал сына на обучение в мастерскую известного скульптора Давида Иенсена. Разве не чудо для крепостного, хоть и талантливого мужика?
Александр Опекушин был способным учеником, и однажды ему сделали, как сейчас говорят, «левый заказ». Гонорар составил целых двадцать рублей! Если учесть, что молодое дарование жило на четыре рубля в месяц, заработок для него был огромным.
Когда он бежал к отцу похвастаться, повстречалась ему на дороге нищенка с младенцем. Подав милостыню, услышал он предсказание своей судьбы от благодарной женщины.
Ждет его великое предназначение! И если он не будет размениваться на мелочи и разбазаривать свой талант, то ждет его всенародная известность и слава великая.
Уж не знаю, как отреагировал юный добродетель на это предсказание. Только запомнил на всю жизнь.
А вот за заработанные денежки получил от отца… взбучку ремнем и наказ не гоняться за деньгами, и не растрачивать свой талант, как будто отец подслушал слова нищенки.
Впоследствии, будучи уже свободным, а не крепостным, Опекушин помогал ваять монумент, который был установлен в Новгородском кремле в честь празднования тысячелетия России. Лично ему доверили изготовление нескольких фигур для памятника.
Но он понимал, что это не то, о чем ему пророчила нищенка. Поэтому, когда в 1870 году был объявлен первыми выпускниками Царскосельского лицея конкурс на возведение памятника своему однокашнику, Пушкину, Опекушин понял — настал его звездный час.
К тому времени он уже был известным скульптором и академиком. Он работал как одержимый и выиграл три конкурса. Вокруг было столько завистников, столько сплетен и пересудов, что в пору было и отступить. Но сбылось и предсказание, и предназначение.
Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года. Работа Опекушина была принята народом как-то сразу. Памятник оказался настолько органичным и понятным всем, что возникало ощущение, будто это именно тот самый Пушкин. Именно такой, каким он воспринимался каждым читающим и думающим россиянином.
Александр Опекушин и впоследствии продолжал жить и творить. Вот только судьба от него отвернулась. Она как будто дождалась этой работы, и забыла скульптора.
Его захлестнула зависть соперников, его травила газетная стряпня. Ему не могли простить, что он — бывший крепостной, не могли простить его провинциальность и… его талант.
Да что там! У него отобрали мастерскую. Безжалостно, по-варварски разрушив его последнюю работу, Нестора-летописца. Пропали эскизы, зарисовки. Единственное, что он успел сохранить — это изваянный им лик Сына Человеческого, не оставлявший равнодушным никого, кто видел эту работу. Но и у этой работы судьба была трагичной. Она исчезла в революционном бреду уничтожения прошлого.
Александр Опекушин вернулся в родное село в 1919 году больным, нищим, сломленным стариком. В поисках куска хлеба дочерям великого скульптора пришлось побираться Христа ради. Приютил их всех местный священник: из сострадания дал им кров и пищу.
Умет скульптор в 1923 году. А священника расстреляли в 1937 году.
Да будет память о них в наших сердцах.
6 мая 1914 года – на Красной площади г.Рыбинска состоялась церемония открытия памятника Императору Александру II.
Это была последняя монументальная работа великого русского скульптора Александра Михайловича Опекушина, автора знаменитых памятников А. С. Пушкину в Москве и М. Ю. Лермонтову в Пятигорске.
Однако великолепный по своим художественным достоинствам памятник простоял всего четыре года и три месяца. После провозглашения Советской власти в Рыбинске в марте 1918 года бронзовая скульптура была обёрнута и скрыта под рогожей, а в июле сброшена с пьедестала. Пьедестал памятника сохранился до наших дней. В настоящий момент на нём стоит скульптура В.И.Ленина, установленная в 1959 году
Рыбинский памятник достоин внимания всего Культурного общества России. По мнению заведующей сектором скульптуры ХVШ – начала ХХ века Государственного Русского музея Е.В.Карповой: «Рыбинский вариант стал едва ли не самым удачным по простоте и ясности пластического замысла. Здесь, вероятно, соединились умноженный годами профессиональный опыт мастера и новые тенденции, характерные для русской пластики начала XX века»
Инициативу воссоздания этой культурной доминаты Рыбинска поддержал глава города - Юрий Васильевич Ласточкин. Над воссозданием скульптуры Александра II начал работать народный художник России, академик скульптуры Альберт Серафимович Чаркин г. Санкт-Петербург. Открытие памятника планируется в 2011 году к 150 - летнему юбилею судьбоносного для России события – отмены крепостного права.
Сбором средств занимается Фонд «Возможно ВСЁ»
0 Ответить