Галя Константинова Грандмастер

Музыка романтизма: какой она была? Легенды о Паганини

Страшные обывательские легенды или занимательные анекдоты — не ясно, что же правда, а что ложь в рассказах о Паганини. Даже Стендаль и Мопассан не смогли избежать неправедных «страшилок» в своих рассказах о скрипаче. А Паганини и провоцировал сам, и не всегда отвергал обвинения.

paolo jacopo medda, paolo jacopo medda

Его, наверное, можно назвать едва ли не первым представителем эпатажа в искусстве. Но здесь главное ударение падает на слово искусство.

Верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Худой, даже костлявый, кособокий — на сцене, бледный, с восковым лицом и черными кудрями, наделенный длинными сверхгибкими пальцами — таким он представал перед упитанной и румяной публикой. Не будем забывать и о фамилии: знакомые с романскими и с английским языками знают, что означает корень в фамилии «Паганини». Как тут не обвинить человека в связи с нечистью? Да еще с захватывающими подробностями, например: души убитых жены и любовниц заключены в скрипках итальянца. А струны сделаны из их жил и кишок. Потому так хорошо и звучит…

С тех пор тема «продажи души Дьяволу» нет-нет, да и всплывет. Ничего не поделаешь: легенда о Фаусте бродила по Европе задолго до Гёте и Паганини. Она жива и сейчас, и будет жить долго.

Кому не известна легенда о том, как великий скрипач и композитор Никколо Паганини… продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку? В это предание верил даже такой безбожник, скептик и насмешник, как славный поэт Генрих Гейне.

(А. Куприн. «Скрипка Паганини»).

Образ Паганини

Образ Паганини широко представлен в мировой культуре. Широко — во всех смыслах: от оперетты (Легар) до фильма ужасов. Написано много книг — все из разряда беллетристики. Из фильмов можно назвать «Паганини» Клауса Кински (слишком вызывающий), советский четырёхсерийный телевизионный художественный фильм «Никколо Паганини», есть еще итальянский фильм — «Ужас Паганини». И везде Паганини так или иначе «демоничен».

Интересно посмотреть на портреты Паганини — они справа. Особенно интересны два верхних. Один художник — Эжен Делакруа — яркий представитель романтизма в живописи. И его Паганини — нервный, надломленный, страдающий. Второй портрет — Жана Огюста Энгра — типичного представителя европейского академизма в живописи (близок к классицизму). Жили эти художники в одно время, но принадлежали к разным направлениям в искусстве. И Паганини Энгра — спокойный, уравновешенный, без тени «внутренней раздираемости». Так может, все дело только в том, как посмотреть? И тогда можно увидеть самое разное, даже прямо противоположное.

Кстати (действительно — пришлось кстати), последний художник — Энгр — вошел во французскую поговорку: «Скрипка Энгра». Он долго не мог выбрать, что же его привлекает больше — игра на скрипке или живопись. Выбрал живопись, но и скрипку не бросил, а «скрипка Энгра» на русский язык переводится как «второе призвание». Второе призвание — это многим знакомо, я полагаю. В том числе тем, кто пишет в этот журнал.

Факты

Никколо Паганини немного старше Россини, Беллини и Доницетти. Он родился 27 октября 1782 в Генуе, в старом доме в переулке Черной кошки (один к одному, право слово). Семья была небогатая и многодетная. Отец был портовым грузчиком, затем лавочником, но, как всякий итальянец того времени, близко соприкасался с музыкой (игра на мандолине). Паганини можно назвать вундеркиндом, детство прошло в учебе и гастролях, которые продолжались затем всю жизнь. Биография Паганини может состоять из простого перечисления всех европейских городов: от английских до польских.

Жизнелюб и сердцеед — это правда. Самый известный роман Паганини — с сестрой Наполеона — Элизой Бонапарт (по мужу — Бачокки). Элизу брат, ставший императором, поставил править итальянскими княжествами, там и случился длительный роман.

Впрочем, молва приписывала ему роман и с другой сестрой Наполеона — Полиной, которой любящий брат тоже выдал кусочек «итальянского пирога». Так и бродят эти легенды из биографии в биографию, хотя достоверно ничего не известно.

У Паганини был сын, брак с матерью которого не был зарегистрирован: это довольно типичная ситуация для представителя романтизма. С невенчанной женой Никколо разошелся. А сына взял на воспитание.

Паганини стал богат. Его гонорары были астрономически высоки. Но он прожил свои 57 лет без отдыха и покоя. А еще 56 лет не мог обрести покой его прах. Но здесь — причины вполне земные, тоже ничего мистического.

Паганини умер 27 мая 1840 года в Ницце, по легенде — обнимая скрипку (неправда, но уже закрепилась). Последнего причастия не было (правда, но могли ждать выздоровления). Епископ Ниццы отказался служить заупокойную мессу, обвиняя Паганини в ереси. Католические власти Италии запретили погребение музыканта на родине. Лишь значительно позже его прах перевезли в Италию — и то потребовалось специальное вмешательство папы. Два года прах вообще не был предан земле. А окончательное пристанище Паганини нашел через 56 лет после смерти…

Отношения Паганини с католической церковью были крайне сложны и противоречивы. С одной стороны, Паганини никто не преследовал, более того, папа римский вручил ему Орден Золотой шпоры (по многим источникам). Этот же орден получили когда-то художники Тициан и Рафаэль, композиторы Моцарт и Глюк. В принципе, этот орден давал право на дворянство, но ни Моцарт, ни Паганини не пожелали пользоваться возможными привилегиями. А вот был ли Паганини воинствующим безбожником — есть очень большие сомнения. Возможно, все наоборот: свою фанатичную нетерпимость к Паганини проявили некоторые люди, обвиняя его во всех смертных грехах.

Скорее всего, Паганини сам накинул на себя «демоническую» маску. Он и без нее остался бы виртуозом и замечательным композитором. Но с маской ему было удобнее, возможно, и сама публика жаждала увидеть пресловутый «демонизм». Общество само хотело видеть «демона», оно же его возносило в хвале, и оно же его отторгало, создавая сочные «легенды-страшилки».

Паганини писал для скрипки и для гитары. Почти все, написанное для скрипки, ныне имеет переложения для гитары. Самое забавное, что и рок-культура не чурается Паганини. Характерен в этом отношении фильм «Перекресток» (США, 1986 год). В этом фильме тоже есть гитарист, заключивший контракт с дьяволом (в роли — Стив Вай). И есть там музыкальная дуэль с 5-м каприсом Паганини.

Музыка Паганини не просто виртуозна. Она пронизана духом народных итальянских мелодий, темпераментных, экспрессивных — и глубоко лиричных…

Нам уже почти пора в Россию, где начинает свой творческий путь Михаил Иванович Глинка. Но хронологически (да и географически) нам нужно ехать через Францию — там ждет Гектор Берлиоз.

Обновлено 17.09.2015
Статья размещена на сайте 3.11.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: