• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Русские колядки: какими они были?

Коляда-маледа! Пошто пришла накануне Рождества? Закономерный вопрос. Но у Коляды на все есть ответ. Коляда — персонаж серьезный. Скорее женского рода, а вида не вполне человеческого.

Коледа краселка,
Коледа красная девка,
Коледа не летай далеко.
Коледа, не садись близко

Колядки — интернациональное явление, по крайней мере, для европейской культуры. Христианские традиции, безусловно, восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации. Верховное божество по имени Мардук убил чудище-богиню по имени Тиамат (которое символизирует Хаос) и стал творить мир. Он его сотворил.

Но мир нуждался в постоянном обновлении, иначе Хаос мог отомстить за смерть своей богини. Для этого обновления мира существовал свой праздник — Загмук. И этот праздник приходился на день зимнего солнцестояния, которое было началом нового года. Поскольку Мардук бился с Тиамат 12 дней, то и праздник тоже продолжался 12 дней. В древнем Вавилоне праздник разыгрывался при дворе царя, последний и изображал Мардука. Естественно, были разнообразные обряды (некоторые вполне жутковатые), шуточные битвы, процессии, магические пожелания процветания в следующем году. Были танцы и играла музыка.

Античная цивилизация немало позаимствовала из шумерской. Особенно это касается древнего Рима. Правда, римляне предпочитали не вживую бороться с подземным миром, а «удерживать» его с помощью магии. Вечнозеленые деревья подошли как мощный символ защиты. Сатурналии у римлян приходились на конец декабря, праздник продолжался несколько дней — с кушаньями и питием, как положено.

Антуан-Франсуа Калле, «Сатурналии», 1783 г.
Антуан-Франсуа Калле, «Сатурналии», 1783 г.
Фото: ru.wikipedia.org

У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года. Но многое было общим: защита от сил зла, благодарность за прошедший год и пожелания для наступившего.

Дальше все более-менее известно — наступила христианская цивилизация. Появились новые праздники, среди которых один из важнейших — Рождество. Появилась и своя рождественская музыка. Так же, как сами праздники имели много общего с более древними, праздничная музыка изначально восходила к музыке древних цивилизаций. Известно, что первые рождественские гимны пелись на мелодии древнееврейских гимнов и псалмов. Прибавлялась и мелодическая составляющая от песнопений античной цивилизации. Таким образом, архаика переплеталась с новыми зарождающимися традициями.

Об истории рождественских колядок известно довольно много. После запрещения церкви они жили в народе, подпитываясь народным фольклором и мелодиями. С XIX века — новый расцвет рождественских песен в Европе.

Вигго Юхансен, «Светлое Рождество», 1891 г.
Вигго Юхансен, «Светлое Рождество», 1891 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В Западной Европе рождественские песни называются carols. В каждой стране — свои песни. Навскидку дам несколько названий.

  • Во Франции: Celebrons la naissance, Il est ne, le divine enfant, Les anges dans nos campagnes
  • В Германии: O Tannenbaum, Ihr Kinderlein Kommet
  • В Дании: Barn Jesus, Deilig Er den Himmel Blaa
  • В Италии: Dormi, dormi, o bel bambin,
  • В Испании: Chiquirriquitin, Campana sobre Campana
  • В Польше: Dziasiaj w Betlejem, W Zlobie lezy и многие другие.

Ходя Илья на Василья
Куды не махнеть — там жито расте

Это уже наше. На территории Российской империи существовали свои многочисленные рождественские традиции: например, Коротун, Щедрый вечер — украинская традиция, или Цари Коляды — белорусская. Обряды могли немного отличаться, как и мелодические попевки, но в целом культурное пространство было общим.

Если уж совсем честно: там как раз многие традиции сохранились — в отличие от Центральной России. Да и в самой России были свои локальные отличия. Но можно попробовать как-то что-то реконструировать.

Русские колядки также изначально были языческими. В празднованиях тоже был задействован круг идей: смерть (хаос) — возрождение. Все длительные праздники разделялись на 2 части: Святые вечера и Страшные вечера. Существовали свои обряды, связанные с дохристианскими временами.

Так, например, считалось, что в это время дома могут посещать души умерших предков, поэтому готовилась кутья (поминальная пища). С этим поверьем были связаны и очистительные ритуалы. Кстати, колядовать до снега было нельзя (снег — тоже как одна из ипостасей душ умерших).

Но главный обряд — колядование. Ходили от дома к дому, желали блага, пели. Часто ходили раздельно: взрослые мужчины (матерые), замужние женщины, девушки, дети.

Детские колядки были вполне детскими по сути:

Христослав, христослав,
Меня батька послав,
Матка не пускала.
Дайтя кусок сала!

Под самый Новый год щедровали обычно женщины:

Молодой Иванушка, коня седыла я, щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.

Вообще репертуар гендерно различался: мужчины пели рождественский тропарь «Рождество твое», а также обрядовые песни в «вождении козы». Интересно, что были свои «молодежные песни» для холостых молодых. Могли и девушки попеть после колядки «свадебное величание» у дома неженатого парня.

Часто колядующие рядились — то есть переодевались, становились ряжеными: нищими, стариками, животными (особенно распространен был образ козла или козы). Одежда эта представляла собой то, что мы бы назвали «рванина», а также шкуры и маски. Если хозяева отказывали в угощении — ряженые могли и похулиганить. Но обычно хозяева сами зазывали — для собственного благополучия, «чтоб свиньи велись». Ведь ряженые — это тоже духи предков. Они желают добра, и их нужно уважить.

Пели церковные гимны, духовные стихи. С припевом «Коляда!» это уже была колядка. Существовал еще вариант под названием авсеньки с припевами:

Таусень! Баусень! Благослови-ка Бог, завтри новый год. Таусин!

Или:

Как летел соколок через божий домок. Таусень, маусень!

Здесь уже большое значение имеют местные отличия.

Многое, к сожалению, утрачено. К счастью, XIX век — это еще и век расцвета российской фольклористики. Были собраны всевозможные материалы на огромной территории. Все было издано, то есть хотя бы в одном смысле сохранено. К чести русских композиторов XIX века нужно сказать, что они постоянно использовали народные песни в крупных «серьезных» произведениях.

Кто бы сейчас помнил о существовании украинской веснянки «Выйди, выйди, Иваньку»? Но знают все, кто хоть как-то связан с музыкой — благодаря Чайковскому. Именно эта песня стала главной темой 3-й части самого знаменитого и популярного произведения — 1-го концерта для фортепиано с оркестром. Того, который на слух знают все, хотя могут об этом не подозревать.

Это коснулось и колядок. Записывали и обрабатывали их многие композиторы. Желающие могут попробовать найти и послушать песню «Коледа-Моледа», записанную и обработанную замечательным композитором Анатолием Лядовым (Восемь русских народных песен для оркестра, 2-я часть). «Коледа-Моледа» — одна из самых известных старинных колядок, та самая, которая приведена в начале статьи.

О том, что пели «на зимние праздники» в церквях и в городских светских домах, можно будет поговорить в следующий раз.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 7.01.2012
Обновлено 2.08.2022

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • замечательно, очень понравилась статья, спасибо

  • Наталия Миллс Наталия Миллс Мастер 13 января 2012 в 21:45 отредактирован 13 января 2012 в 21:55 Сообщить модератору

    Галина, в который раз получила огромное удовольствие от чтения Вашей статьи, спасибо!

    В начале 90-х я, вернувшись на Украину с российского Севера, открыла для себя колядки и все, что с ними связано и с друзьями колядовала несколько лет подряд, по всем правилам, собранным из новаторских на тот момент публикаций о фольклоре и рассказов пожилых родственников моих друзей из сел.

    В общем, у нас получалось довольно неплохое представление, начинавшееся "Добрий вечор тобi, пане господарю...", сопровождавшееся массой других колядок на 4-5 голосов, благо, все мы музыканты, с козой, конечно, и ее танцем:

    Де коза рогом - там гроши стогом,
    Де коза ногами - там гроши копами,
    Де коза туп-туп - там грошей сiм куп!

    Мы ходили одетыми в народные костюмы, с баяном (самый удобный музыкальный инструмент для таких похождений) и большим старинным бубном - брали на прокат в одном селе. Городские, все еще советские по своей сути люди были в восторге, принимали нас, как долгожданных родственников, но самой незабываемой была реакция старых бабушек, которые улыбались и тихо плакали, а потом пытались одарить нас деньгами из своих пенсионерских тайничков. Деньги мы, естественно, не брали, рассказывая, что берем за колядование сугубо пирожками, но это чувство радости и чуда, которое творили древние песни, осталось навсегда у каждого из нас.

    А сегодня, в щедрый вечер

    Господинє Галино, дозвольте щедрувати!

    Ой сивая тая зозуленька,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    Усі сади та й облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    А в одному та й не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    • Наталия Миллс, вы так душевно это написали, такие колядки привели, что слёзы навернулись на глаза... (не щучу)...
      Как мне, в "славной" столице Украины вас сейчас не хватает!
      Ведь чобы в Киеве засеяли-защедровали -- нужно десять-пятнадцать знакомых обзвонить! Чтобы сына с друзьями прислали посеять "жито-пшеницю, та всяку пашницю", и то -- они знают одну примитивную щедривку, а чтобы красиво, то это только мечты. То ли дело у моей мамы в селе в Ивано-Франковской области, где ещё блюдут и развивают традиции! Там молодёжь репетирует, наряжается, ходят
      "від хати до хати,
      новий рік стрічати!
      Руки всі сплетемо, знову заведемо --
      ми зиму зустрінемо, з піснями та співами!
      Від хати до хати,
      новий рік стрічати!"

      Оценка статьи: 5

    • Наталия, Спасибо Вам большое. Особенно за такой рассказ. Потому что там, где я жила-росла и близко ничего не было и нет. И там, куда заезжаю сейчас – тоже. Так что знания у меня строго книжные, не изнутри.

      А многоголосные колядки – и вовсе для меня новость. Должно быть очень красиво. Хорошо, что хоть где-то традиции возрождаются.


      дозвольте щедрувати!

      Щедрий вечір, добрий вечір,
      Добрим людям на здоров’я!

  • Русских не знаю, а вот во Львове сейчас ходит много Вертепов, поют на улицах и по домам родных и знакомых!
    Начиная от старинных, присущих только этой области, и заканчивая популяризацией колядок звёздами шоу-бизнеса! Особенно знаменитая "Свята ніч, тиха ніч!"
    Дома вот вчера пели с дочкой, пока готовили кутю.
    Но это на Рождество!
    А щедруют на старый новый год (святого Василия), 14 ого января. Тогда ходят по домам, засевают из варежки пшеницей, можно (даже желательно) смесью пшеницы, гороха, овса, ржи и льна! Хотя нынешние дети горазды засеять и рисом, и гречкой и ячневой крупой )) Что в каморке найдут.
    Вот тогда и щедруют, наговаривают хозяевам хороших урожаев и достатка на будущее, а себе просят награду.
    Сію,сію,посіваю
    з Новим роком всіх вітаю!
    Щоб Вам весело жилося,
    щоб задумане збулося,
    щоб ніколи не хворіли,
    щоб нічого не боліло,
    щоб у праці все горіло
    та й в кишені шелестіло!
    Щоб,як квіти,Ви цвіли
    та сто років прожили!
    Ну и как раз та самая песня в исполнении коллектива "Щедрик"
    И как раз от старого нового года до Водохрещи "водят козу" -- ходят ряженые.

    Оценка статьи: 5

    • Значит, у вас все живое. Там, где я обитаю или куда езжу – ничего не осталось. Может быть, в тех районах, где были записаны колядки «в примерах» (Смоленская, Брянская. Белгородская области) – там что-то сохранилось, не знаю. То есть церковные жанры – да, существуют, их сберегли. Фольклорные рождественские жанры – похоже, нет. Хотя, возможно, чего-то не знаю.

      С Рождеством, Ксения! И спасибо.

      • Галя Константинова, на самом деле это всё заслуга наших бабушек. Рождество одно время было запрещено, вас могли из партии исключить, если бы узнали, что вы пошли в церковь или праздновали Рождество. Но по сёлам это сохранилось. И даже немножко смешано с язычничеством... Гадания, обряды, некоторые блюда, даже те же ряженые.
        А сейчас моложёжь очень заинтересовалась своими традициями (слава Богу), снова выспрашивают бабушек, читают справочник по традициям нашего народа. Учат колядки, ставят вертепы, вышиванки входят в моду.

        Оценка статьи: 5

        • Ксения, я в курсе. ) Это было везде - запрещено непонятно почему и зачем. Я дальше написала историю про Ивана Козловского. Звезда мировой величины, нар.артист, всяческий лауреат - а его пластинки с колядками и рождественскими песнопениями прямо через колено ломали и растаптывали. Весь тираж.

          А у нас молодежь не выспрашивает, не учит, не ставит. Найдите 10 отличий, что называется. Я о тенденции, конечно, не о частных случаях.

  • Мне очень понравилась статья. А я только помню пару строк"сию сию ,посиваю,з новим роким поздравляю.....
    а ни дасы колбасу всю хату рострясу. Это было так давно,но читая приятно было вспомнить. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 7 января 2012 в 03:22 отредактирован 7 января 2012 в 03:23 Сообщить модератору

    Галя, какая замечательная статья! Калядки есть и в США перед их рождеством. Мне запомнилась украинская колядка, которую мне как-то продекламировал мой покойный муж:
    Коляд-коляд-колядин
    Я у Батька один син
    Мене Батько послав
    Щоб я грошей дістав
    Рукавички потіряв
    Чорненький Кожушок
    Дайте Тьотю Шеляжок !
    Коляд-коляд-колядниця
    Добра з Маком Паляниця
    А пісна не така
    Дайте Дядьку П'ятака
    Як не дасте П'ятака
    Візьму Вола за Рога
    А Кобилу за Чуприну
    Дай виведу на Могилу
    Тпру-тпру на Баси
    Дайте Дядьку Ковбаси
    Сіни й Хату рознесу
    Соломкою притрушу
    Камінчиком придавлю !

    Оценка статьи: 5