Воссоздание на экране целой эпохи (в нашем случае Лондона и его окрестностей конца XIX века) является непозволительной роскошью для большинства киностудий. Гораздо проще и дешевле снять историю про очередного супергероя в латексе. Ни тебе плевков со стороны поклонников бумажного оригинала (за основу большинства блокбастеров берутся либо комиксы, либо «нулевые» сценарии), ни проблем с временными нестыковками.
Только поэтому попытка экранизации (пускай и весьма вольной) произведений Артура Конан Дойля представляется мне трудоемким и бесспорно громоздким делом. Потратив в совокупности на костюмы, декорации, актерские гонорары и спецэффекты 200 миллионов долларов, киностудия Universal Pictures изначально ввязывалась в сомнительную авантюру, которая, слава Богу, не только окупилась, но и принесла компании ощутимые прибыли. Снять удачное продолжение успешного фильма всегда сложнее, ибо зрительские ожидания возрастают многократно. Посмотрим, получилось ли у авторов сиквела «Шерлока Холмса» (2009) оправдать надежды и чаяния аудитории.
…На дворе 1891 год. Смутные времена в Европе. Главным аргументом в нескончаемых политических спорах всё чаще становятся громкие убийства и террористические акты. Взбудораженная общественность, далекая от верхушки политического айсберга, склонна приписывать сии зверства кому угодно — от простых бандитов до анархистов. Панические настроения рано или поздно могут стать поводом для широкомасштабной и кровопролитной войны в Европе. Именно в этот судьбоносный момент на помощь Западной цивилизации приходит известный британский сыщик Шерлок Холмс.
У Холмса снова период застоя. Подозревая, что за всеми убийствами и взрывами стоит его давний и могущественный противник профессор Джеймс Мориарти, Холмс медленно, но верно подбирается к разгадке. Однако его враг не оставляет улик и свидетелей, поэтому сыщик вынужден лишь любоваться собственными теоретическими выкладками в перерывах между неординарными химическими опытами и третированием бедной миссис Хадсон. На личном фронте у Шерлока всё глухо: его единственная зазноба Ирэн Адлер гибнет от рук беспощадного профессора. Последней каплей становится намерение Ватсона вступить в законный брак, что оставляет Холмса на обочине всего и вся.
Тем не менее желание Мориарти поиграть в кошки-мышки сразу с обоими главными героями, заставляет тандем Холмса и Ватсона сплотиться. При помощи цыганки, мадам Симзы, чей потерявшийся в недрах экстремизма брат Рене является ключевым персонажем истории, англичане намереваются проникнуть в логово профессора и охладить его имперские амбиции. Разумеется, Мориарти не дремлет и зачастую осведомлен о планах Холмса лучше, чем сам сыщик. Однако его математический гений по-прежнему не может тягаться с дедуктивным методом Холмса и самоотверженной дружбой Ватсона…
Продюсеры сиквела решили не менять коней на переправе, поэтому постановка второй части приключений Шерлока Холмса была снова поручена англичанину Гаю Ричи, автору шедевральных криминальных лент «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Режиссер, в свою очередь, постарался сохранить актерский состав, вновь пригласив в картину Роберта Дауни мл., Джуда Лоу и Рэйчэл МакАдамс. Последней, правда, достались «шаги за сценой»; ее героиня Ирэн Адлер не сумела пережить первые десять минут фильма, тем самым поставив жирный крест на любовно-романтической линии.
Основной интригой кастинга была роль профессора Мориарти, которую прочили то Брэду Питту, то Гари Олдману, то испанцу Хавьеру Бардему. Все эти, безусловно, талантливые исполнители существенно укрупнили бы бюджет фильма, поэтому в итоге персонаж злейшего врага Холмса достался малоизвестному в широких кругах британцу Джареду Харрису. Джаред приходится родным сыном легенде английского кинематографа Ричарду Харрису и запомнился зрителю разве что по своим образам в популярных лентах «Обитель зла 2» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». Должен сказать, что Харрис в качестве Мориарти выглядит очень уверенно, хотя никогда не знаешь, как в этом образе смотрелся бы тот же Питт.
В плане сюжета сценаристы сиквела брат и сестра Малруни, конечно, перемудрили. Взяв за основу историю противостояния Холмса и Мориарти, они напичкали картину всеми возможными персонажами книг Дойля, начиная от Ирэн Адлер и заканчивая эпизодическими появлениями Лестрейда, миссис Хадсон и старшего брата Холмса, Майкрофта, в исполнении английского комика Стивена Фрая. Оно и понятно — рассказов о Холмсе много, а залезть хочется везде и всюду. Посему у создателей «Игры теней», в целом, получился вполне стандартный для Голливуда международный приключенческий боевик в духе Индианы Джонса или Джеймса Бонда, когда главный герой в поисках разгадки путешествует по разным городам и селам.
Обидно, что Ричи не стал брать за основу фильма известные и любимые произведения, вместо этого углубившись в более поздние рассказы писателя, в коих слишком много политики. Это в немалой степени сказалось на утомительности смысловых перипетий сиквела, где локальные интрижки неизменно для Голливуда выливаются в теорию мирового заговора. От этого не спасают ни стремительные визуальные эффекты, ни мастерский монтаж. В целом, продолжение, как и первая часть, по большей части держится на игре Дауни мл. и Джуда Лоу, коим явно по душе мужественные и одновременно ироничные герои британского классика.
По личным наблюдениям, «Игра теней» легко воспринимается даже теми, кто не видел первого «Шерлока Холмса», ибо сюжетно продолжение почти не связано с оригиналом 2009 года. Впрочем, отечественные экранизации снимались аналогично, не укрепляясь связями с предшественниками. Что касается извечного спора о том, какой Холмс лучше, наш или американский, то однозначного ответа не ждите. Свои достоинства и недостатки есть у каждого воплощения. Радует то, что Ричи, изначально отказавшись от классического варианта, продолжает гнуть свою линию и изображает сыщика таким, каким он мог быть (а мог и не быть) задуман самим писателем.
Вердикт: несмотря на то, что «Шерлок Холмс: Игра теней» пока что не может похвастаться столь же впечатляющими финансовыми результатами, что и первый фильм, кассовой неудачей его тоже не назовешь. Скажем так, усилия создателей картины на сегодняшний момент компенсированы не полностью, и, судя по всему, основную массу прибыли студия получит уже после выхода ленты на цифровые носители. По сравнению с оригиналом сиквел смотрится несколько тяжеловато, героям всё чаще приходится отвешивать противникам оплеухи, нежели оттачивать на них свое чувство юмора.
Тем не менее финал фильма явно подразумевает очередное продолжение истории, что подтверждается и пресс-релизами киностудии, которая уже запланировала выход третьей части на 2014 год.
Голливуд жжёт: то у них мушкетёры ногами махают в стиле карате, то вот Холмс утратил чопорность...
0 Ответить
Ксения, мушкетеры-кунг-фу - тоже коробят, но с Холмсом всё-таки обошлись более бережно.
0 Ответить
Статья хороша. Однако по-прежнему уверен, что создатели данных фильмов нагло и бесцеремонно эксплуатируют известное имя. И комиксовские, и Гайричевские шерлоки холмсы никакго отношения к Шерлоку Холмсу не имеют.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий, получается, что любая экранизация, не одобренная заранее автором, может считаться наглой эксплуатацией?)) Например, наш "Д'Артаньян и три мушкетера"?, имеющий очень косвенное отношение к книге Дюма. Вольности имеют место и от этого никуда не денешься. Другое дело, когда авторы издеваются над любимыми героями, но Ричи в этом уличить сложно.
0 Ответить
Евгений, извините, но Вы несколько передергиваете. Вобще-то свое мнение по поводу экранизаций я довольно детально изложил в статье, поводом для которой послужил первый боевик Гая Ричи о сыщике. Повторяться не стану. Добавлю лишь, что у Конан-Дойля Шерлок Холмс - сыщик в первую очередь думающий, а потом уж бегающий и размахивающий руками. Кстати, еще после первого своего творения сам Гай Ричи, устав отбиваться от критиков надуманными словесами, заявил, что в основе его фильма образ Холмса из комиксов.
И еще. Экранизация жанр чрезвычайно сложный. Здесь главная задача не идти слово в слово за автором, а суметь передать суть, дух произведения. При этом не сползая в "режиссерское видение". В ином случае и получается наглая подгонка чужой идеи, уже завоевавшей известную популярность, под личные нужды и возможности.
Именно поэтому, на мой взгляд разумеется, советская музыкально-приключенческая комедия по мотивам "Трех мушкетеров" гораздо ближе к произведению А. Дюма, чем многие другие постановки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
После советской экранизации другие не воспринимаю, вообще...
1 Ответить
Иван Бухой, советская экранизация действительно - своеобразный эталон качества. Сам пересматриваю постоянно
0 Ответить
Евгений Жарков, награждение Василия Ливанова орденом Британской империи тоже как бы намекает
0 Ответить
Иван Бухой, понимаю.
0 Ответить