В начале XIX века балетмейстер Тальони предлагает привнести в танец что-то новое и неожиданное. Его дочь, знаменитая Мария Тальони, соглашается на смелый эксперимент и надевает на ноги новые туфли — с плотным пробковым носком. И впервые встает «на пальцы».
Так в 1830 году родились пуанты. Своим названием они обязаны французскому языку и происходят от слова pointe — остриё, кончик. За прошедшие почти два века эта обувь претерпела ряд изменений, но вошла в балет как основа классического танца.
В классическом танце используются такие понятия, как «полупальцы» и «пальцы». Первое используется как в работе в мягких туфлях (их еще называют «балетками»), так и в пуантах. Это практически то, что мы в обычной жизни называем «цыпочки». Второе невозможно сделать в мягких туфлях — это и есть работа на острие, на кончике, подъем на кончик большого пальца ноги.
В настоящее время пуанты делаются из многослойной мешковины, пропитанной клейстером (по принципу папье-маше), присоединяемой к жесткой, также многослойной стельке. Боковины туфли остаются мягкими. Для работы край носка около подъема обычно разминается балериной под свою ногу. Также неопытные молодые балерины могут помочь себе, надломив стельку для упрощения работы подъемом.
Поверхность пуант делают из атласа или хлопка, в зависимости от использования:
- для тренировок обычно берутся хлопковые с тем, чтобы можно было укрепить материал при износе;
- атласные обычно используют для выступлений.
К пуантам необходимо пришить ленточки для закрепления туфли вокруг щиколотки балерины. Работа «на пальцах» без лент запрещена, т.к. велика вероятность вывиха или перелома стопы. Длина каждой ленточки равна длине ноги от пятки до колена. Также бывает, что балерина добавляет широкую резинку на подъем, если у нее он большой.
Пуанты делаются разной полноты и для разных подъемов (это особенно видно по вырезу туфли, для разных подъемов они разные). В настоящее время существует несколько мастерских по изготовлению танцевальной обуви,
Работа в пуантах достаточно трудна и требует хорошего разогрева мышц не только ноги в целом, но и подъема в частности. Новые пуанты натирают ноги, и каждая балерина имеет свой арсенал методов борьбы с мозолями.
У балерин есть приметы, связанные с пуантами. Например, они стараются не оставлять туфли в гримерке перед спектаклем без присмотра, а носят с собой.
Конечно, работа «на пальцах» — это трудно, тяжело и местами больно. Но какое ощущение полета возникает при банальном арабеске! Как легко крутить туры в пуантах! Как женственно выглядит девушка в этой обуви!
Именно благодаря пуантам, образ балерины надолго стал синонимом романтичности, утонченности и изящества.
Спасибо за интересную и легкую статью. На самом деле интересно было прочитать. Многое стало понятно в этом вопросе. Просто если сам не попробовал, то и не поймешь. А тут явно чувствуется практический опыт. Замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Бахтина, спасибо большое!
0 Ответить
Пуанты делаются разной полноты и для разных подъемов (это особенно видно по вырезу туфли, для разных подъемов они разные).
Слышал, что существуют какие-то универсальные, для всех типов. Их закупают в провинциальных театрах с целью экономии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, ну да, есть такие, "средняя температура по больнице". Но это тихий ужас и кошмар: неудобные в итоге всем. Мы в начале 90-ых попытались экономить и покупать для работы в классе такие, потом поняли, что ноги дороже и стали покупать в мастерских Большого, на Малой Лубянке, там в помещениях церквушки были мастерские. Потом, когда стали передавать здания РПЦ, им пришлось съехать в морковкину задницу. Зато к этому моменту уже повился Гришко. Но у него было дороже, хотя уже с изысками: разные цвета, и вообще, всякие красивости.
0 Ответить
Ужас.
Поинтересуюсь - а сколько могут стоить пуанты, изготовленные по индивидуальному заказу под конкретную балерину? ну для начала без брюликов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, я сейчас не очень знаю цены, тем более, никогда не делала обувь по индивидуальному заказу, т.к. не доросла Но это больно, как говорят в Одессе. Тем более, что эта обувь живет недолго.
0 Ответить
Очень познавательно. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, большое спасибо за отзыв, старалась
0 Ответить
Кстати, встречал, что у Волочковой был низкий подъем и она "закачивала" голеностопный сустав, чтоб он держал нагрузку. Или что-то не так понял?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, подъем - вещь действительно генетически заложенная. Но можно иметь шикарный подъем и быть плохой балериной, а можно иметь средние данные и быть Улановой, Вагановой и прочая. Работа над проблемой - очень часто встречающаяся ситуация в балете. М. Лиепа имел плоскостопие, которое практически приговор в балете - боли страшные при этих нагрузках. Но мы-то знаем, кто такой Марис Лиепа. У Волочковой, на мой взгляд, проблема не столько в подъеме, сколько в росте и верхней части корпуса. У нее абсолютно не балетная фигура. Одними ногами в балете не выйдешь.
0 Ответить
Мария Дубовик, Не знаю, субъективно в современных танцах в сольниках мне Волочкова нравилась. Не для классики - согласен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, полностью согласна. В сольных партиях, где нет поддержек, где нет работы в паре, она ничего. В современном балете можно номер поставить так, чтобы показать выгодные стороны артиста. Но как Мари в Щелкунчике она была бы не торт
0 Ответить
Мария Дубовик, А как относитесь к к группе Михайловского? Имею в виду не постановки или технику, а сам принцип.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, я считаю, что они правильно все делают. Сильны, черти
0 Ответить
Мария Дубовик, Они очень сильные, техника высочайшая, на пуантах, как мне показалось, стоят увереннее и энергичнее, что ли (по-мужски). Сам Михайловский в роли Жизели очень весело смотрится. Но лишний раз сходить на них, чтоб отдохнуть (а не восхититься техникой) почему-то не тянет. Хотя многих женщин он завораживает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, ну для работы в пуантах гендерность не является основополагающим фактором при наличии колодки под ногу хорошие пуанты можно сделать хоть на орангутана. Ребята техничны и любят свое дело. Завораживает некоторый фанатизм в глазах Женщины любят, когда мужчины пытаются понять, что делает женщина и как это у нее получается.
0 Ответить
так, куда приходится основной упор? Не на большой же палец.
А какой грохот стоит, когда группа балерин прыгает... Так понимаю, это отсутствие мастерства ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, основной упор приходится как раз на большой палец. И на рентгенограммах очень хорошо видно, что у профессиональных балерин кости большого пальца деформированы очень сильно. А стук стоит, т.к. носок туфли очень твердый, он стучит сильно. А полы - деревянные. На пуантах на цыпочках по спальне не прокрадешься
0 Ответить
!
Оценка статьи: 5
0 Ответить