Главное, что козлом отпущения выбрали не хитрую лису, не свирепого медведя и не какого-нибудь зловещего бурундука, а именно волка, тудыть его в качель. Одним словом, волчара позорный.
Вероятно, из той же ненависти любимой сказкой на ночь является история скрещивания волка с человеком. Оборотни — лучшее оправдание нетерпимости к этим животным. Мало им овец и коз, подавай им облик человеческий, да нрав звериный. Последний преобладает в полнолуние, когда оборотень вылезает из тесных штанов, обрастает шерстью, отращивает плохой маникюр и жрет людишек почем зря.
В литературе и кино оборотни — вторые по популярности монстры после вампиров. Впервые кошмарное чудище объявилось на экране в 1913 году. В разное время в волчьей шкуре щеголяли: Стивен Ри («В компании волков», 1984), Джек Николсон («Волк», 1994), Майкл Джей Фокс («Волчонок», 1985), Дэвид Тьюлис («Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004), Бенисио дель Торо («Человек-волк», 2010) и другие известные лица. Но мы вспомним не их замечательные образы в фильмах про волков, а классический хоррор Джо Данте «Вой» (1980), считающийся по праву одним из самых удачных в своем жанре.
…В городе N (на самом деле это Лос-Анджелес) орудует неуловимый маньячина Эдди, терзающий своих жертв с особым цинизмом. Отважная телеведущая Карен Уайт предлагает полиции свои услуги в качестве подсадной утки. Убийца, оказывается, к ней неровно дышит и жаждет приватной встречи. Однако операция прошла не гладко: новоявленный Потрошитель успел перед смертью до чертиков напугать девушку, вследствие чего она немного съехала с глузда.
Уважаемый психиатр Джордж Вэггнер предлагает Карен пройти курс реабилитации в колонии таких же ослабших разумом товарищей, как и она. В поездке телеведущую сопровождает ее муж Билл. Люди в поселении оказались душевными, хоть и не без гусей улетевших. И если бы не ночные кошмары и странный протяжный вой, доносящийся из леса, Карен вполне могла бы окрепнуть душой и телом. Но больше всего ее беспокоит то, как местная секс-бомба Марша похотливо поглядывает на ее супруга.
Тем временем, коллеги Карен, Крис и Терри, начинают свое собственное журналистское расследование. Установив личность погибшего от рук полиции маньяка, они навещают его халупу, где обнаруживают крайне странные рисунки и вырезки из газет. Становится понятно, что Эдди Куист имел в голове очень жирных тараканов, а его увлеченность оборотнями и прочими мифическими страшилами откровенно пугает. Узнав, что Карен беспокоит таинственный лесной вой, сослуживцы бросаются ей на помощь и оказываются в компании самых настоящих вервольфов…
Впервые Голливуд узнал о существовании Джо Данте после выхода на экраны Америки фильма ужасов «Пираньи». Между прочим, сиквелом к этому жутику дебютировал в кино не кто, иной как Джеймс Кэмерон. Но не об этом речь. Жанр хоррора настолько увлек начинающего режиссера, что он решил попробовать свои силы в тематике, обсосанной до него десятки раз. Данте прекрасно сознавал, что тягаться с прошлыми наработками ему будет нелегко, поэтому сделал упор не только на количество оборотней в кадре, но и на качество их воплощения.
Для того чтобы поразить зрителя натуралистичностью превращения человека в волка, Данте пригласил в свою команду легендарного специалиста по гриму Рика Бейкера. Последний, хоть и значится в титрах, в последний момент ушел помогать Джону Лэндису в его «Американском оборотне в Лондоне» (обе картины вышли практически друг за другом). Его место занял Роб Боттин, не опозоривший честь мастера и создавший на экране поистине невероятное зрелище для начала восьмидесятых. Аудитория была шокирована и поражена, сколь зрелищно и эффектно сняты сцены трансформации человека в зверя. За эти заслуги «Вой» получил звание «Лучшего фильма ужасов» на ежегодной церемонии Сатурн, проводимой Академией фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
Очевидно, что «Вой» выгодно отличается от других жутиков восьмидесятых, демонстрируя уверенную руку будущего автора «Гремлинов» и «Амазонок на Луне». Это сегодня при помощи компьютерных технологий можно нарисовать в два счета хоть волка, хоть жабу, хоть двухметрового синего гиганта. А в те времена создание столь шикарных спецэффектов требовало от специалистов невероятного усердия и таланта. Большинство конкурентов Данте по жанру обходилось малым, предпочитая заливать съемочную площадку кетчупом, нежели создавать изощренные и пугающие образы.
Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона. Актер Роберт Пикардо (маньяк-оборотень Эдди Куист) жаловался репортерам, что после учебы в Йеле и работы на Бродвее, его слегка напрягало участие в низкобюджетном голливудском ужастике, где ему приходилось ежедневно просиживать в кресле гримера по шесть часов. На что коллеги посоветовали ему в следующий раз пристальнее вчитываться в предлагаемые сценарии.
Но дело не только в визуальной привлекательности «Воя». Подобно своему коллеге Лэндису («Американский оборотень в Лондоне»), Данте отказался от классического голливудского хэппи-энда и снял ленту в жесткой, местами драматичной манере. Именно поэтому его раннее творчество ассоциируется с лучшими работами таких мастеров, как Брайан Де Пальма и Джон Карпентер, которые тоже любили в финале надругаться над надеждой.
Не то чтобы сценарий блещет изобретательностью (в основе фильма одноименный роман Гэри Брэнднера), но и особых несуразностей в сюжете замечено не было. История достаточно примитивна и скупа в прорисовке характеров, что позволило авторам сфокусировать усилия на воссоздании атмосферы ужаса и психоза вокруг главной героини. Последнюю сыграла Ди Уоллес-Стоун, девушка, привыкшая к ахам-страхам (до этого она снималась у Уэса Крейвена в кошмаре «У холмов есть глаза», а чуть позже участвовала в экранизации кинговского «Куджо»). К слову, приставка Стоун в фамилии актрисы характеризует ее брачные отношения с актером Кристофером Стоуном, который (вот совпадение) сыграл ее супруга Билла в «Вое».
«Вой» является также родоначальником длинной серии картин, включающей семь официальных продолжений (с 1984 по 2011). Последним фильмом киносериала считается «Вой: Перерождение». Увы, начиная с сиквела, качество резко пошло на убыль, чем объясняется тот факт, что уже в 1995 году франшизу прикрыли. Интересно, что четвертая часть («Вой 4: Оригинальный кошмар») также являлась экранизацией книги Брэнднера. Многие отмечают, что создатель фильма Джон Хаф постарался максимально близко связать сюжет с текстом. Правда, это никак не помогло ему завоевать аудиторию.
Чем закончится история «Воя», пока неясно. В планах Голливуда реинкарнация этой франшизы не значится, а тематика успешно забивается отдельными постановками («Человек-волк») или смежными проектами («Ван Хельсинг», «Другой мир»). Нам остается лишь пересматривать классику, что, собственно, не самый худший вариант.
Недавно пересматривал,не удалось конечно получить те же самые впечатления,которые были испытаны много лет назад при первом просмотре...но все же,работа фактическая!
0 Ответить
Был ещё где-то завалящий, но душевный фильмец, с сюжетом, где девушка в период полового созревания становится волчицей сначала время от времени, а потом вообще превращается в самку волка. Чем несказанно огорчает нормальных родителей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, честно признаюсь, не видел Но есть подозрение, что этим фильмом может оказаться какой-нибудь из многочисленных сиквелов "Воя".
0 Ответить
Евгений Жарков, там без крови. Чисто драма! Такая приличная девушка и вдруг волчица, душевные терзания её родитей, её парня и её самой. Но душевненько, без тошноты и надрыва.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья замечательная. Здоровое чувство юмора, много тематической информации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить