Почему? Во-первых, совсем недавно я уже рассказывал в одной из статей об этом небольшом районном центре Ленинградской области. Во-вторых, обещал как-нибудь более подробно написать и о самом городе, и о его удивительной, богатой на разные события истории. А в-третьих…
В-третьих, в 1949 году в самом центре Хельсинки, на главном проспекте финской столицы, носящем имя Карла Густава Маннергейма, между Национальным музеем и домом «Финляндия», установлен памятник. И хотя он посвящен всем тем сказителям и рунопевцам, которые, передавая свои песни от одного поколения к другому, смогли сохранить историческую память народа; прообразом для скульптора Алпо Сайло послужил конкретный человек. Ларин Параске. Параскева Никитична Никитина.
Кстати, по эскизам Алпо Сайло изготовлен и в сентябре 1991 года установлен в деревне Вокнаволок, Калевальского района Республики Карелия памятник ещё одному рунопевцу — Мийхкали (Михайлу) Перттунену. Сыну знаменитого Архиппы Перттунена из карельского села Ладвозеро, чьи руны, записавший их Элиас Леннрот, положил в основу изданной в 1835 году тиражом 500 экземпляров книги «Калевала, или старые руны Карелии о древних временах финского народа».
Так что сегодня поговорим о Ларин Параске. И о Приозерске. Хотя о последнем — чуть позже. Дело в том, что (ну, вот такой исторический парадокс!) будущая рунопевица, память о которой бережно хранит благодарная Финляндия, родилась 27 декабря 1833 года (по новому стилю 8 января 1834 года)… не на территории Великого княжества Финляндского. Родная для Параскевы Никитичны ижорская деревня Мякиенкюля (в русской фонетической традиции — Мишкула, а в переводе — «Деревня на холме») относилась к приходу Лемпаала Санкт-Петербургской губернии (сейчас Лемболовская волость Всеволожского района Ленинградской области). Из Великого княжества Финляндского, а точнее из деревни Васкела (в переводе «Медное») Южно-Кексгольмского уезда (сейчас поселок Луговое Запорожской волости Приозерского района), была родом мать Параскевы Никитичны — Татьяна Васильевна.
В эту же самую деревню Параскева переехала в 1853 году, выйдя замуж за 39-летнего Гаврилу Степановича Васки. Именно здесь она и получила своё финское имя. Дело в том, что крестьянский дом (хутор) её мужа по финской традиции назывался Ларила (или Ларин тупа). Отсюда и Ларин Параске.
Говорят, что муж Параскевы Никитичны постоянно болел и поэтому не мог вести своё хозяйство. Может, оно и так, но есть у меня по этому поводу определенные сомнения. Умер Гаврила Васке через 35(!) лет после свадьбы, в 1888 году. И было ему на тот момент времени 74 года! Для хронически больного человека довольно продолжительная жизнь.
Думаю, дело было всё-таки в другом. Просто уже возрастному Васке в его крестьянском хозяйстве потребовались молодые, сильные и умелые руки. Вот он и женился на вдвое младшей его Параскеве. И для того чтобы жениться, выкупил её из крепостной неволи, заплатив собственнику невесты — помещику Кузову — 24 рубля. Немалые, вообще-то, по тем временам деньги. Не думаю, чтобы у будущего мужа Ларин было желание выбросить их на ветер. Нет, совсем нет. Наоборот, он выгодно их вложил в свою будущую жену.
И она начала пахать и сеять. Жать, молотить, косить. В общем, выполнять всю работу по хозяйству. А поскольку оно требовало не только рук, но и денег, Ларин вынуждена была заниматься такой тяжелой работой, как бурлачество, поднимая против течения суда из Ладоги в озеро Сувантоярви (ныне Суходольское). Да и к собирателям фольклора, скорее всего, она пошла потому, что за каждую записанную руну, они, пусть и немного, но платили.
А песен, благодаря своей изумительной памяти, Ларин знала много. И те, которые в детстве слышала на своей родине, в волости Лемпаала, и те, что пели в Васкела. При этом, обладая импровизаторским талантом, она даже известные сюжеты, плавно отходя от канона, расцвечивала несколько по-иному, органично вводя в текст рун новые образы и дополняя их ранее неизвестными подробностями.
Но Армас Борениус-Ляхтеенкорва в 1877 году записал от Ларин… 24 песни. Всего-навсего. Только через десять лет её, как величайшую рунопевицу, открыл сначала для Финляндии, а потом и для всего мира пастор Вольф Неовиус, записавший от Параске 1152(!) песни, 1750 пословиц, 336 загадок и большое количество причитаний. Говорят, что при первой их личной встрече Ларин пела пастору… два дня подряд!
Но даже такими ускоренными темпами записать всё то, что знала рунопевица, было невозможно. Поэтому в 1890 году Неовиус пригласил Параске к себе в гости в Борго (ныне Порвоо). И только через три года издал первую книгу её песен, которая практически сразу же сделала Ларин знаменитой. Её даром восхищались поэты, композиторы заимствовали у неё мелодии, а такие известные финские художники того времени, как Альберт Эдельфельт и Эро Ярнефельт, написали портреты рунопевицы.
Правда, слава не избавила Ларин от житейских невзгод. Она сильно болела, бедствовала. В 1899 году её дом и небольшой земельный надел за недоимки продали с молотка. Параске приютили соседи, в бане которых она стала жить. Только через два года, благодаря хлопотам Общества финской литературы, ей стали платить ежегодную пенсию в… 100 марок. Ещё через год её сыну — Васле — удалось выкупить родную избу, в которой одинокая и почти всеми забытая Ларин умерла 3 января 1904 года. А между тем тексты записанных от неё песен уже были опубликованы не только в Финляндии, но и переведены на английский, немецкий и чешский языки.
В 1911 году на могиле рунопевицы на Палкеальском кладбище (ныне поселок Замостье, Приозерского района) стараниями Молодежного общества Южной Карелии было установлено надгробие с выбитыми в граните словами одной из тех рун, которые она когда-то пела:
Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.
А потом по этим землям прокатился каток трёх войн. Гражданской, Зимней и Войны-продолжения. И могила Ларин затерялась. Только 29 августа 1992 года по инициативе жительницы Замостья
Вот такие парадоксы. Память Ларин Параске, так же как и Микаэля Агриколы, чтят в Финляндии. А лежат они в российской земле. Хотя… Может, в этом и нет ничего странного? Да, «Калевала» — карело-финский эпос. Но читают его не только в Стране тысячи озер.
Может, поэтому и захотелось мне, чтобы о той женщине, которую финны отливают в бронзе, сегодня вспомнили и в России? Тем более что родилась она на российской земле и легла, когда пришел срок, в неё же…
Замечательная статья. Чуствуется, что автор проделал большую работу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Александр.
По грандиозности работы я бы не преувеличивал.
Просто иногда так бывает, что пазлы складываются. И получается картинка.
Для начала я попал в Карелию. А жить в республике и не знать, что такое Калевала... Наверное, странно. Калевала - это не только районный центр на северо-западе республики, но и... кинотеатр в Петрозаводске. А ещё в карельской столице есть улица Калевалы. И когда я не служил на почте ямщиком, а только подрабатывал почтальоном в 25-ом ГОСе, то улица Калевалы входила в мой участок доставки.
Потом я первый раз в начале 90-х попал в командировку в Хельсинки. И переводчиком у нас была русская. Дочь белоэмигрантов. Переводчиком она подрабатывала. А работала в экскурсионом бюро Хельсинки. И она дала мне книжку - "Пешком по центру Хельсинки". Там было несколько маршрутов. Но командировка была непродолжительная, а жили мы в гостиннице "Helka". Рядом с железнодорожным вокзалом. И я пошел от него. По проспекту Маннергейма. И познакомился с бронзовой Ларин Параске. Просто познакомился. Но она осталась у меня в памяти. Пока где-то в самых дальних её закоулках.
А потом, чуть ли не через десять лет, я, опять - совершенно случайно, оказался в Приозерске. И пазлы сошлись. Со временем превратившись вот в эту самую картинку, которую Вы сегодня прочитали.
Большое спасибо Вам, Александр, за это.
0 Ответить
Константин, да это не мне, это вам спасибо за интересные познавательные статьи. А Маннергейму у вас ничего нет?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр, У меня о Маннергейме на "Школе" 4 статьи:
- От чего Карл Густав Маннергейм сбежал на войну?
- Где встретились два маршала, которые тогда маршалами и не были?
- Чему барон Маннергейм учил казака Будённого?
- Почему Карл Густав Маннергейм так и не развёлся со своей супругой?
Наберите во внутреннем поисковике журнала "Маннергейм" и все эти статьи будут в самом начале списка, который Вам выдаст программа по результатам поиска.
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо, не подумал. Надо было в начале ваш блог посмотреть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Думаю, через блог найти эти статьи было бы значительно сложнее...
0 Ответить
Константин Кучер, зато сколько я удовольствия получил!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эх, из огня, да в полымя... Из крепостных, да в батрачество...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ещё - дети. Которых у Ларин было только своих - девять. Шестеро из них умерли во младенчестве. Да плюсом к своим - приемные. Опять же - из-за нужды в деньгах. Потому что на содержание каждого ребенка, взятого из приюта, казна выделяла небольшие средства.
Но, вполне возможно, что если бы не эти трудности, мы бы никогда не узнали ту Ларин Параске, о которой знаем сейчас. Во-первых, песни помогали ей избавиться от какой-то части этих трудностей, излить свою беду из себя - наружу, и это, конечно, эмоционально насыщало её творчество. Во-вторых, песни наполнялись личным чувством исполнительницы, что придавало им новую, по сравнению с традициональным исполнением, тональность. Среди песен Параске как раз очень много о трудной женской судьбе, о печалях и радостях невесты, жены, матери, о горе сиротства (отец умер, когда ей было 15 лет, мать - на три года позже).
1 Ответить
Константин Кучер, согласна, многие прекрасные вещи создавались творцами, как бегство от тяжёлой реальности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эро Ярнефельт "Великая сказительница Ларин Параске", 1893
0 Ответить
Альберт Эдельфельт "Портрет Ларин Параске"
0 Ответить