Дебютант

Что такое «Бунт четырнадцати»? Из истории русской живописи

Российская Империя, XIX век. В русской Императорской Академии художеств господствует академизм — направление, основанное на следовании канонам классического искусства: воспевание форм античной красоты, итальянская перспектива (композиция центрального события в отдаленной точке), театральные позы и жесты, мифологические и библейские сюжеты.

Академия художеств в Санкт-Петербурге Фото: Gala_Kan, Shutterstock.com

Ни о каком реализме не могло быть и речи: босоногие «Варьки» и изможденные «Бурлаки» не соответствовали признанному Академией эталону красоты. Более того, учебное заведение подчинялось Министерству двора, которое могло свободно вмешиваться в деятельность храма искусств, начиная темами занятий и завершая построением композиции натюрморта.

Конечно же, Министерство считало, что для правительства намного выгоднее, если художник пишет какую-нибудь эфемерную Психею, нежели социально ориентированное полотно. Так проходило время, менялись художественные направления и стили, а Академия, по словам И. Репина, продолжала питаться «римскими художественными консервами».

В 1863 году, к столетию Академии, было объявлено о проведении конкурса на престижную награду — большую золотую медаль, дающую победителю право на шестилетние пенсионерство в Италии и денежное поощрение. К конкурсу допускались только самые талантливые академисты, уже награжденные малой золотой медалью.

Всего претендентов было четырнадцать: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. Но Академическим Советом было решено изменить традиционные правила: победитель будет один, а не несколько, как раньше, и жанровые и исторические живописцы будут участвовать в состязании вместе.

Слева направо: Б.Б. Вениг, Ф.С. Журавлев, А.И. Морозов, И.Н. Крамской, К.В. Лемох, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский, Н.Д. Дмитриев, Н.П. Петров (стоит), В.П.Кретайн, М.И. Песков, Н.С. Шустов, А.И. Корзухин, А.К. Григорьев.
Слева направо: Б. Б. Вениг, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, Н. Д. Дмитриев, Н. П. Петров (стоит), В. П. Кретайн, М. И. Песков, Н. С. Шустов, А. И. Корзухин, А. К. Григорьев.
Фото: ru.wikipedia.org

Шансы конкурсантов были неравны — историческая живопись пользовалась уважением среди профессоров, а к жанровой относились с явным презрением. Почувствовав нарастающие напряжение, руководство Академии пошло на уступки: вместо мифологической или библейской темы художники-историки могли изобразить любое чувство, «например: война, грусть, тоска по отчизне, радость и проч.» (попытка объединения исторической и жанровой живописи). Но такое изменение не удовлетворило участников.

8 ноября 1863 года во главе с И. Крамским художники подали членам Совета Академии дерзостное прошение о праве самостоятельного выбора сюжета. Разгневанное такой неслыханной вольностью руководство назначило жанристам и историкам единый сюжет из скандинавской саги — «Пир в Валгалле». Тема была выбрана не случайно: после публикации трилогии «Герой севера» в Европе завоевывает большую популярность скандинавская мифология. Так Академия не изменяет своим принципам и следует европейским культурным тенденциям. О коррективах конкурсантам объявлено не было.

Не получив ответа, академисты подали новое прошение на имя князя Гагарина, вице-президента Академии и ректора. И снова нет ответа. В ночь перед конкурсом состоялось собрание четырнадцати художников-участников, на котором было решено, что в случае отклонения петиций каждый из них откажется от участия в конкурсе и подаст заявление о выпуске из Академии и выдаче дипломов об окончании учебы («по домашним, или там иным причинам, я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии, и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден (подпись)»). Заявления были составлены 13 художниками — Пётр Заболотский отказался, вместо него выступил скульптор Василий Крейтан.

В. Бобров, «Григорий Григорьевич Гагарин», 1867 г.
В. Бобров, «Григорий Григорьевич Гагарин», 1867 г.
Фото: Depositphotos

В 10 часов утра 9 ноября 1863 года, в конференц-зале Академии князь Гагарин объявил сюжет конкурса. Стоит ли упоминать о неприятном удивлении художников? В итоге все четырнадцать прошений об отказе от участия в состязании и требовании получения аттестатов легли на стол профессоров. Один только Заболотский выразил желание участвовать в конкурсе, на что получил саркастический ответ, «что конкурс из одного участника состоятся не может. Благоволите подождать до следующего года». Через год Пётр принял участие в конкурсе, но «провалился и затем исчез бесследно, разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений» (И. Крамской).

П. Е. Заболотский, «Михаил Юрьевич Лермонтов», 1837 г.
П. Е. Заболотский, «Михаил Юрьевич Лермонтов», 1837 г.
Фото: Источник

Из альма-матер, над главным входом которой красовалась надпись «Свободным искусствам» и где искусство было сковано ржавыми цепями прошлого, русские художники и скульптор вышли с дипломами второй степени и новыми смелыми замыслами. Эта «культурная революция» была судьбоносным событием для русской живописи и искусства: зарождался критический реализм, освобождалось творчество.

Статья опубликована в выпуске 12.12.2016
Обновлено 9.05.2019

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: