• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Аблесимов Грандмастер

Гонения на ученых – это правило?

Известна в связи с учением Н. Коперника судьба Г. Галилея, который по требованию инквизиции прибыл в феврале 1633 года в Рим, где против него начался процесс. Его признали виновным в нарушении церковных запретов и приговорили к пожизненному тюремному заключению.

Vladimir Daragan Shutterstock.com

22 июня 1633 он был вынужден, стоя на коленях, публично отречься от учения Коперника. Ему было предложено подписать акт о своем согласии впредь никогда не утверждать ничего, что могло бы вызвать подозрения в ереси. С учетом этих выражений покорности и раскаяния трибунал заменил тюремное заключение домашним арестом, и Галилей 9 лет оставался «узником инквизиции».

Много личных драм ученых уже в советское время связано с генетикой. Законы наследственности и генетику открыли и развивали А. Вейсман, Г. Мендель, Т. Х. Морган на рубеже XIX—XX вв.еков.

Современники не обратили внимания на результаты работы настоятеля монастыря в Брно Грегора Менделя по скрещиванию гороха. Никто из тех, кто слушал доклад Менделя на заседании Общества естествоиспытателей и врачей в 1865-м, не сумел разгадать в каких-то «странных» количественных соотношениях, обнаруженных Менделем при анализе гибридов гороха, фундаментальные биологические законы, а в человеке, открывшем их, основателя новой науки — генетики. После 35 лет забвения работа Менделя была оценена по достоинству: его законы были переоткрыты в 1900-м, а его имя вошло в историю науки.

Как и любая другая наука, генетика была и остается оружием недобросовестных ученых и политиков. Такая ее ветвь, как евгеника, согласно которой развитие человека полностью определяется его генотипом, послужила основой для создания в 1930—1960-е годы расовых теорий и программ стерилизации. Напротив, отрицание роли генов и принятие идеи о доминирующей роли среды привело к прекращению генетических исследований в СССР с конца 1940-х до середины 1960-х годов.

«Генетика — продажная девка империализма» — это фраза из солидных советских биологических журналов. Многие ученые были посажены в советские тюрьмы и расстреляны, а один из ее основоположников в растениеводстве академик Н. И. Вавилов умер в Саратовской тюрьме от голода в 1943 году. Сейчас возникают экологические и этические проблемы в связи с работами по созданию «химер» — трансгенных растений и животных, «копированию» животных путем пересадки клеточного ядра в оплодотворенную яйцеклетку, генетической «паспортизации» людей и т. п. В ведущих державах мира принимаются законы, ставящие целью предотвратить нежелательные последствия таких работ.

Таким образом, разорение современной российской науки, выразившееся в материальном удушении сначала отраслевых научно-исследовательских институтов, а сейчас и академических, вымывание целого поколения молодых ученых, разрыв связи времен не ново для истории естествознания. Я обычно тешу себя мыслью: «Хорошо, что не сажают!» Хотя в России от сумы и от тюрьмы не зарекайся…

Обратимся к недавней истории СССР, а именно, к списку репрессированных членов АН СССР — научной элиты страны. Результат говорит сам за себя: 208 репрессированных — из них 44 расстрелянных или погибших в тюрьмах и ссылке. Если учесть, что при аресте каждый из них «тянул» за собой с десяток сотрудников, друзей и родственников, то общее число пострадавших «за науку» становится порядка нескольких тысяч человек.

Какой уж тут Джордано Бруно в качестве примера. Обращает на себя внимание количество репрессированных историков и этнографов — 52 (17). Отсюда понятно, почему Россия — страна с непредсказуемой историей.

Статья опубликована в выпуске 5.04.2012
Обновлено 17.04.2020

Комментарии (72):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Открывателям всегда не сервисно, так как существующее правило - "кто первый украл, тот и автор" - сегодня (как,впрочем, и раньше) доминирует .
    А в плане научной передовой продукции -

    "Зачем нужен вечный двигатель, когда уже есть вечный тормоз?"

    Оценка статьи: 5

  • Доступность не есть панацея - на стадии обучения необходим старший наставник (учитель, лектор, руководитель, консультант). В молодом возрасте оценивать качество информации самому проблематично.

  • Комментарий удален
    • Марина Разумовская,
      есть то, что Евгений Антонов назвал конкуренцией в ученой среде, и то, что вы называете "объктивным правилом"... случай с Менделем - это отсюда, когда идею подвергли забвению (на время, пока оно не пришло)...
      а есть репресии, когда система власти видит угрозу своему существованию, и угроза не от идеи (система ее не понимает), а от конкретного человека - это и Д.Бруно, и Галилей, и Вавилов (и не только ученые)... они лично гибли за свою идею (не хотели отказываться от своих взглядов), но уничтожали их не из-за нее... для системы что идея Д.Бруно, что плакат "Папа - дурак" и "Бога - нет" одно и тоже...
      это разные моменты, а в статье они идут под одним соусом - гонения...

  • Сначала была святейшая инквизиция. Потом выпавшее из рук инквизиции знамя подобрали сами ученые. Еще Пастер пострадал за то, что сумел сделать что-то, на чем оскандалились дипломированные врачи. А сегодняшние Пастеры попадают в руки комитета по лженауке.

    Когда некто, облеченный высочайшими научными степенями, безапеляционно утверждает, например, о безопасности "мирного атома", я просто не знаю как реагировать - смеяться или плакать. Буквально за несколько месяцев до Чернобыля один из них (его имя слишком известно, чтобы склонять его направо и налево) заявил: "Реакторы типа РБМК при правильном обращении АБСОЛЮТНО БЕЗОПАСНЫ".
    Пьяному ежику понятно: АБСОЛЮТНАЯ безопасность будет возможна только тогда, когда в наш мир придет Божье Царство. Ни одна вещь, сделанная человеческими руками, не может быть АБСОЛЮТНО надежной.
    В результате эта "АБСОЛЮТНО НАДЕЖНАЯ" технология принесла миру сначала Чернобыль, потом - Фукусиму. Когда в этом ряду имен появится третье, может быть поздно...
    Сегодняшние ученые по-прежнему авторитетно заявляют: сегодняшние реакторы во много раз безопаснее, чем двадцать лет назад. На мой взгляд, это значит только одно: сорок сегодняшних реакторов, взятых вместе, так же безопасны, как один Чернобыльский. И если атомные реакторы будут расти как грибы после дождя, рано или поздно один из этих "грибов" рано или поздно вырастет до размеров атомного...

    А генетика лучше бы оставалась "продажной девкой".
    Все, что мы делали до сих пор, с течением времени могло только ржаветь, высыхать, разлагаться - одним словом, приходить в негодность. Сегодня мы научились делать вещи, способные к самостоятельному бесконтрольному размножению.
    "И вышла из дыма саранча, и была дана этой саранче власть не убивать людей, а только мучить". Это цитата из Апокалипсиса. Большинство сегодняшних ученых над этой книгой просто смеются. Точно знаю, двадцать лет сам был таким. А сегодня эта фраза кажется мне описанием пожара в генетической лаборатории.
    Разумеется, в генетических лабораториях принимаются все мыслимые меры безопасности, сводящие вероятность аварии к минимуму. Разумеется, не к нулю: ни одна вещь, сделанная человеческими руками, не может быть абсолютно надежной. Однако, принимая во внимание возможную цену потенциальной аварии, никакой конечный "минимум" не может быть приемлемым - мы не имеем право допустить даже теоретической возможности!

    Помню один рассказ, начинавшийся такими словами: "Не обращайте внимания на то, что у меня два глаза и десять пальцев, - это чистейшая случайность". Герою того рассказа было не больше пятнадцати лет. Мне иногда кажется, что сегодняшние "ученые", играющие с "мирным атомом" и "мирным геном", не намного его переросли. Разница только в том, что тот мальчишка рисковал одной собственной жизнью, а не жизнью всей биосферы планеты.

    Пару лет назад в моих руках оказалась публикация об экспериментах биолога Ирины Ермаковой. Она исследовала "дальние последствия" питания трансгенной соей. Лабораторные крысы, которых кормили трансгенной соей, имели большие проблемы с потомством: количество беременных самок в "опытной" группе резко упало по сравнению с контрольной, их детеныши сильно отставали в росте. А потом я услышал более свежее интервью с доктором Ермаковой: она попыталась продолжить эксперимент со следующими поколениями, но... ей так и не удалось получить ВТОРОЕ поколение от крыс, которых кормили трансгенной соей.

    И это в то самое время, когда мировое научное сообщество признало трансгенные продукты "существенно идентичными" (substantially identical) натуральным - лично мне такая формулировка напоминает "осетрину второй свежести".

    И снова не знаю, как мне реагировать - смеяться или плакать: как раз сейчас на выходе первое поколение человеческих детенышей, которое с детства получало трансгенные продукты. Это я к тому, что такой широкомасштабный эксперимент над всем человечеством был с готовностью одобрен мировым научным сообществом...

  • система "гоняет" не за то, что ты ученый... она "гоняет" за то, что ты ей нелоялен ... разве годы репрессий это не показали? для чего нужно было из репрессированных "выдергивать" именно ученых? а если "выдернуть" священнослужителей? а деятелей культуры? военных? просто людей?

    • Евгений Антонов Евгений Антонов Читатель 5 апреля 2012 в 21:59 отредактирован 5 апреля 2012 в 21:59 Сообщить модератору

      вася пупкин, гоняли всех подряд. Ни один слой населения не оказался не затронут репрессиями. Но я так думаю, что поскольку автор - человек науки, то ему и ближе отдельно рассмотреть репрессии учёных в СССР. Мне вот тоже это близко.

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Антонов,
        ученый-"соснолог" в лесу (читай - системе) видит исключительно сосны, "дуболог" - дубы, "березолог" - березы и тд... (а вот что за деревьми - лес...) натурально - подавляющее большинство из них станут жертвами этого самого леса (хотя волку все равно, кого он загрыз) а статистика такова - 99% "деревологов" пострадали в лесу... вывод - в лесу идут репрессии учоных и "гонения на ученых - это правило?"...

  • МЫСЛИ О НАУКЕ

    О гонениях и преследовании ученых: По ночам Буратино разговаривал со спичками про инквизицию. Он прекрасно знал, за что сжигали еретиков и ведьм, но он никак не мог понять одного, а за что же сжигали дрова?

    О «широкой» распространенности знания истории науки и техники: Говоря свою знаменитую фразу-«Знание-сила», Бэкон и не подозревал, что и через 400 лет его фамилию будут упорно путать с сортом ветчины.

    О коллегиальности: Самый искренний смех – злорадный.

    Об основной преподавательской массе:
    - Какой у тебя индекс интеллекта?
    - Точную цифру сказать не могу, но на скромную жизнь хватает.

    Об имитационной научной деятельности: Если у павиана красная задница, то это еще не значит, что он революционно настроен...

    О преклонении перед научными администраторами: Какая высокая судьба у подсолнуха — тянуться к солнцу. Какая позорная у банного листа...

    О творчестве: Карлики, мыслящие масштабно – по курсу доллара, - донашивают мысли великанов, укорачивая их до своего размера.

    О нашей науке: В нашей стране достижения науки несомненны. Так, к примеру, за рубежом сколько вложишь в науку, столько и получишь. А у нас – ни хрена не вложив, можно в удачные годы получить в 3-4 раза больше «ни хрена».

    Оценка статьи: 5

  • Николай Аблесимов, в статье в списке генетиков на первое место следует поставить всё-таки Г.Менделя, а потом уже А. Вейсмана.Хотелось бы привести цитату из письма Менделя к Негели:"Мне было ясно, что результат моей работы будет не легко привести в согласие с нынешним развитием науки....", 1867г. И уже будучи аббатом старобрюнского монастыря августинцев он пишет в 1883г.:"В научном труде я находил много удовлетворения и я убеждён, что мой труд вскоре признает весь мир"

  • А ведь сегодня в какой-то мере знаменательная дата.
    "5 апреля 1952 года «Литературная газета» опубликовала разгромную статью под заголовком «Кибернетика - «наука» мракобесов». Вслед за генетикой кибернетику объявили лженаукой, советских ученых, поддавшихся ее тлетворному влиянию, заклеймили позором."

    Вот так-то. Не религиозные фанатики, а мракобесы -атеисты возглавили гонения на ученых.

    Какие учены на Западе подвергались гонению? Алхимики? Ну так они того заслуживали за стремление создать философский камень. Астрологи? Ну так они того заслуживали - за мошенничество и обман.
    Сколько сожгли на кострах? Двоих. Один из них Д Бруно который и ученым-то не был, а занимался оккультными науками. Второго не помню, но тоже из этой серии. Галилей? Который за свое учение подвергся домашнему аресту, который частично провел во дворце своего друга архиепископа.

    А вот в стране строящей социализм,светлое будущее всего человечества, по доносам, да и не только по ним, а за правдивость были уничтожены сотни ученых.

  • Бруно - не ученый. Скорее - журналист и клинический сумасброд.

    Оценка статьи: 4

  • Многие современные «ученые под ключ» напоминают того зайца:
    Скачет олень по лесу. Смотрит - заяц на пне сидит, в носу ковыряет. Олень к нему подбегает:
    - Заяц, посмотри какие у меня стройные ноги - я самый быстрый зверь в лесу.
    Заяц, не замечая его, в носу ковыряет.
    - Заяц, посмотри какие у меня ветвистые рога - я самый красивый зверь в лесу.
    Заяц отрывается от своего занятия и говорит:
    - А зато я богат духовно...

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, на зайца похож прежде всего министр Фурсенко, но и вся путинская банда на него похожи. А красивый, стройный олень это как раз учёные. Скачем что-то, пытаемся доказать полезность и необходимость науки, а нам про особый путь России и духоносность русского народа трындят.

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Антонов, да ладно Вам, красивый и стройный олень. То, что с рогами может быть.

        Для меня ближе медицина и биология, так вот:
        "В области медицинской биологии только в 2001 году Управлением по соблюдению честности в научных исследованиях Минздрава США раскрыто 127 случаев фальсификации.[Check, E., Sitting in judgment, Nature 419:332-333, 2002;p. 332.] И такое творится во всем мире, в том числе и в далекой Австралии! Там выявленные нарушения при проведении научных работ вызвали серию столь крупных скандалов, что этот вопрос рассматривался в парламенте страны.[Dennis, C., Misconduct row fuels calls for reform, Nature 427:666, 2004.] А в норвежском правительстве уже всерьез заговорили об уголовной ответственности за фальсификацию научных данных."

        А скандал в Японии с подтасовкой и фальсификацией результатов клонирования и аналогичный скандал в Корее.

        А уж о России можно не говорить. Погоня за деньгами приводит к "созданию" таких методов лечения,что только диву даешься.

        • Ганна Римская, 127 случаев! А в процентах от общего числа, сколько будет? И ведь раскрыли же! Работает система. Скандалы в Японии и Корее случаи единичные.

          В России в медицине вообще швах. Уринотерапия рулит. В каждой газете объявления экстрасенсов и народных целителей. Диагностика ауры и кармы.

          Оценка статьи: 5

          • Евгений Антонов, кто-то тут нахваливал западную науку, мол у них хорошо платят ученым, вот они и работают. Да нет, высокая оплата труда ученых не гарантия их качественной работы, Необходимо главенство научной этики. И есть такие ученые и много их, в том числе и у нас.

            А увлечение альтернативными методами лечения, это беда всех стран и карму лечат, и ауру исправляют и т.д.

            А раскрыли благодаря наличию соответствующего органа - "Управления по соблюдению честности в научных исследованиях" и не от хорошей жизни создано это управление. А у нас пока Кругляков пытается бороться с этим (на общественных началах).

            • Ганна Римская, высокая оплата труда работников науки и высокий общественный статус, когда ни одному дебилу не придёт в голову ляпнуть про "вшивую интеллигенцию" или "учёных в говне мочёных", как тут выразился один из оппонентов, гарантирует приток молодёжи в сферу науки, стабильность и сменяемость кадрового состава.

              Проблемы, которые стоят перед российскими учёными и преподавателями ВУЗов не сопоставимы с проблемами западных коллег.

              Россия оказалась единственной страной в мире, где университетские преподаватели живут хуже, чем все население в среднем. К такому выводу пришла международная группа ученых, проанализировав доходы преподавателей вузов в 28 странах мира.



              Россия в позорном списке

              В 90-е годы Андрей Гейм был научным сотрудником Института проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН и получал порядка $1 в день. Тогда он эмигрировал из России, а в 2010 году был удостоен Нобелевской премии. Казалось бы, со времен 90-х много воды утекло, однако интеллектуальный цвет России по-прежнему ценится крайне невысоко.

              Сравнительные данные по зарплатам преподавателей государственных вузов 28 стран мира приведены в недавно вышедшей книге «Зарплата профессуры» (Paying the Professoriate. A Global Comparison of Compensations and Contracts). Исследователи оценили все зарплаты по критерию покупательской способности. Лучше всего быть профессором в Канаде, Италии, Южной Африке, Индии, США, Саудовской Аравии и Великобритании.

              П.С.: Ссылку на последний абзац система не разрешает вставить.

              Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 5 апреля 2012 в 14:09 отредактирован 5 апреля 2012 в 14:10 Сообщить модератору

    ученых нет,а есть одни шарлотаны,

    Одна борьба с лженаукой чего стоит. Что же Вы про гомеопатию ничего не написали? Она есть и работает,

    Людмила Есипова, Не только цековники, но ещё Моисей знал то что неизвестно нашим современным и самым продвинутым учёным,

    И Сталин репрессии проводил не от маньячной натуры, и ученые разные бывают, как и их открытия...

    Nolite dare sanctum canibus; neque mittatis margaritas vestras ante porcos, ne forte conculcent eas pedibus suis, et conversi dirumpant vos.
    (Евангелие от Матфея, 7.6)

    Оценка статьи: 5

  • Тот, кто следует разуму, - доит быка,
    Умник будет в убытке наверняка!
    В наше время доходней валять дурака,
    Ибо разум сегодня в цене чеснока.
    .............Омар Хайам.
    Почти 1000 лет назад

    Оценка статьи: 5

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 5 апреля 2012 в 12:28 отредактирован 5 апреля 2012 в 12:30 Сообщить модератору

    Гонения были и будут. И это, скорее всего, неотъемлемый атрибут научного знания. Да и как же им не быть? Ведь добросовестный трудяга-ученый всегда пытается изобличить шарлатана, выбить из под него, так сказать, золотое доходное кресло. Ну а тому остаётся лишь, скрепя зубами от злости, гнать своё гонево под соусом божественности, вреда, ужасных последствиях и т.д.
    Уж если что-то открыто, то взад его уже не закроешь. И если додумались до расщепления урана и стали ентим открытием как жупелом грозить всему миру, то это не ученых физиков вина - политиков и иже с ними.

    Оценка статьи: 5

  • земля плоская и лежит на трёх слонах...

  • Статья, как все статьи Аблесимова, обращает на себя внимания "лица не общим выраженьем". Общее выражение сейчас - "а я знаю нечто сокрытое!". Автор же в своих статьях говорит о таких знаниях, которые может проверить любой неленивый и заинтересованный человек.
    Особая благодарность автору - за память об учёных,действительно великих людях, которых понемногу начинают забывать, и забывать усиленно и целенаправленно.

  • Ганна Римская Ганна Римская Читатель 5 апреля 2012 в 10:20 отредактирован 5 апреля 2012 в 10:22 Сообщить модератору

    Если рассматривать историю "гонений" на ученых, то выявится интересная деталь. Одно время ученых действительно сжигали за пропаганду учений идущих в разрез с церковным учением, а потом стали преобладать личные мотивы. Так биографы Галилея описывают, что в книге Галилея один из спорящих был поразительно похож на Папу,такой же самодур. И Папа был в ярости ну и решено было обвинить Галилея в подозрении на еретика.

    В сталинское время подвергались репрессиям не только по доносам из-за зависти, в результате чего репрессировались
    по принадлежности в различным троцкистским группам и участии в заговорах, но и из-за нежелания фальсифицировать научные данные - историки, экономисты, демографы, так в результате "Академического дела" в 1929 году были репрессированы почти 100 членов АН СССР, в основном историки. Да и в брежневские времена историки не жаловались властью.

    А мошенники от науки были всегда.

  • совершенно согласен, у любого следствия есть причина. И Сталин репрессии проводил не от маньячной натуры, и ученые разные бывают, как и их открытия... Не слишком умно повторять чужие истерики о "невинно убиенных", не рассмотрев ситуацию со всех сторон.

  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 5 апреля 2012 в 08:37 отредактирован 5 апреля 2012 в 21:14 Сообщить модератору

    Список репрессированных (начало) Если посмотреть, многие были репрессированы за идеологические несогласия с существующим режимом, а не за свои научные работы.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 2

  • Интересно, автор и остальные "защитники" учёных задумываются, почему были эти гонения? На каких учёных и с какой целью? Вас устраивает тот факт, что учёные не задумываются о последствиях своих открытий, которые могут погубить человечество или так запудрить ложными историческими опусами головы народа, что оглупление наступит быстро, а доверие к историкам растает быстрее весеннего снега.
    Неужели Вы думаете, что церковники не знали о том, что теория Каперника верна? Не все, конечно, но знали. Эти знания были известны намного раньше, чем вообще христианство появилось. Во что превратилось нынешнее учёное сообщество, видят многие. Добывание грантов, доказывание своих, высосанных из пальца "открытий", отрицание всего, что не вписывается в данные теории. Иногда поступают уважаемые учёные как инквизиция. Одна борьба с лженаукой чего стоит. Что же Вы про гомеопатию ничего не написали? Она есть и работает, а что писал ваш "учёный" Гинзбург, усопший глава комитета? Учёные как актёры (за очень редким исключением) люди подвластные и потому продажные. Вас устраивает то, что генетики лепят химер, развивая свою науку? Во что они превратили растительный мир и с почему не думают о последствиях, вмешиваясь в геном человека?

    Оценка статьи: 2

    • Людмила Есипова, а во что они превратили растительный мир? Смотрю в окно, а там как и всегда:
      "Травка зеленеет,
      Солнышко блестит.
      Ласточка с весною
      В сени к нам летит".

      Учёные задумываются о последствиях своих открытий. Ничто так не способствовало гуманизации международных отношений как изобретение атомной бомбы.

      Гинзбург никогда не был главой комиссии по борьбе с лженаукой. С самого основания комиссии её возглавляет академик Кругляков. Комиссия была создана с целью проведения научной экспертизы проектов, финансируемых из госбюджета. За свой счёт любые вечные двигатели стройте. Никто слова не скажет.

      Добывание грантов - печальная реальность современной российской науки. Учёные в этом не виноваты. Учёные бы хотели спокойно заниматься своим любимым делом, а не тратить кучу времени на составление заявок и написание отчётов. Да и какие там гранты?! Слёзы. Копейки. Полмиллиона рублей в год на группу из 10 человек.

      Оценка статьи: 5

    • Людмила Есипова, Не только цековники, но ещё Моисей знал то что неизвестно нашим современным и самым продвинутым учёным, и то что он знал знают и высшие иерархи иудаизма, а у этой организации хватает бабла и не только чтобы заткнуть любого учёного, но и пустить по ложному следу, отсюда и все гонения на науку в области самого человека, евгенику и антропологию, потому что эта наука разрушит всю такую стройную историю!
      Вы думаете почему первым делом уничтожались все древние книги, да чтобы скрыть то что узнал у Египетских жрецов Моисей, а он узнал правду о происхождении рас и народов,в том числе и своего, кто кого родил и кто от кого произошёл!
      Моисей знал, как и жрецы-волхвы, тайну-истину Яйца, и почему их два, увы современная наука этого не знает, не знает откуда ноги растут, Фрейд который Зигмуд ведь подсказал ищите в штанах!

  • Олег Ветер Читатель 5 апреля 2012 в 08:10 отредактирован 5 апреля 2012 в 08:46 Сообщить модератору

    Cмотрю канал "Наука 2.0" - очень интересно. Никого не казнят и даже поддерживают. По статье: начали с Галлелея, закончили репрессиями и миллионами пострадавших. Честно говоря, порожает как накрепко вдолбили в голову вроде бы не глупой части общества мысль о злодеяниях и миллионах репрессированных. Напомню, что в самые жесткие годы репрессий (назовем так) 1936-1937 гг. в лагерях находилось порядка 1,5 млн заключенных (по разным статьям и с различными сроками). Это при том, что и страна была поччти в 2 раза больше, и проблемы сложнее и возможности сильно ограничены средствами. Сегодня в РФ сидит примерно столько же (чуть меньше). О репрессиях не вспоминают, открещиваются от эпохи Сталина. Но поговаривают, что пора кончать с коррупцией? Как вы считаете, во сколько раз по кол-ву заключенных мы переплюнем режим Сталина, если ужесточим репрессии коррупционеров? В 2-5 раз? И не заговорят ли в этом случае о геноциде лучшей части общества, креативной ее части, которая? как известно, наиболее активна в вопросах создания личных империй? Мало сегодня медиков и ученых-медиков, прочей номенклатуры со степенями, которые торгуют технологиями, участвуют в закупках дорогостоящего оборудования, в распиле бюджета? сертифицируют откровенную дрянь? продвигают ненужные технологии? возглавляют лже-медцентры?

    • Олег Ветер, Бесспорно, наука это очень интересно, но не для всех! для единиц это познание непознанного, а для основной когорты, так называемых "учёных"(как говорит профессор Шноль, "не люблю это слово" и я с ним согласен, осла научи выполнять команды за морковку вот он уже и учёный) это лишь средство обогащения, где есть такая возможность там все средства хороши.
      Увы но таково наше общество, которое верит горлопанам, которые умеют раздуть из мухи слона, а потом паразитировать на трупе этого самого слона, таким был например товарисч Лысенко, да и не только он, таких легион!Ведь это не Сталин строчил доносы на своих "товарищей-коллег", строчили именно такие горластые завистливые но лишённые напрочь разума учёные-приспособленцы, это они писали разгромные статьи, с просьбой к т.Сталину "Распни их", и это именно такие как они сейчас, опять горланят проклиная сталинский режим!

      Почему? Это элементарно КОНКУРЕНЦИЯ, что наша жизнь? БАЗАР, а такие как джорданы бруно, лишают куска хлеба всякого рода аферистов, была такая хорошая стройная система три кита земля, товар шёл на ура, а это вишь чё удумал "крутится вертится" на костёр его конкурента, посмотрим как он там закрутится и завертится!

      Так в чём же дело? Да всё банально просто, во всех сферах жизни и деятельности человечества стоят АФЕРИСТЫ, они везде, в политике в религии в экономике в науке, а какой аферист? скажите на милость откажется от ХАЛЯВЫ, да он будет орать брызгая слюной и обвинять своего визави во всех смертных грехах, только для того что-бы истина-правда не всплыла наружу, и здесь все средства хороши!

      Что до упомянутых медиках, так это шарлатаны из шарлатанов, построивших свой бизнес на крови, каких только болезней не напридумывали в этой части они впереди планеты всей!
      А глупому народу, надо было в детстве сказки внимательно читать! "Жизнь в яйце, а СМЕРТЬ на конце ИГЛЫ" и это не бабушкина швейная игла, а МЕДИЦИНСКАЯ, через которую они всякую дрянь вливают в тело, считая его не совершенным, увы это не тело не совершенно, а мозги, которые не желают думать, а желают только потреблять!

      Этим горе умникам в белых халатах которые суют всякую дрянь в организм, сперва надо узнать что такое биологическая клетка, но им это не важно важно бабло, которое тащит оболваненное ими стадо баранов!

      Космическая Логическая Единица Творчества Квантовых Атомов-вот что такое К-Л-Е-Т-К-А

      Учёные? из г..на толчёные генетики-медики создайте сперва иглу тоньше и меньше квантового атома а потом суйте её, и помните при этом что нельзя скрестить флору с фауной, не надо скрещивать "Розу белую с жабой чёрной"

      Но такие горе учёные в погоне за прибылью забыли простое правило в научной деятельности "Не навреди"

      • Прим Палвер Прим Палвер Дебютант 5 апреля 2012 в 11:24 отредактирован 5 апреля 2012 в 11:36 Сообщить модератору

        Плохо, когда из школы выносят только литературу.

        Я, когда читал "Шумерскую клятву" Филиппа Фармера, совсем не предполагал, что в современном мире ещё присутствуют ретрограды, которые могут воспринять эту идею не только как юмор...

        Если кто-то собрался читать рассказ полностью, не читайте под катом. Я привожу только отрывок, причём ближе к развязке, вернее, саму развязку.

        читать дальше →

  • Вообще,как мне кажется,ученых нет,а есть одни шарлотаны,которые стараются изо всех сил нам,простым людям,запудрить мозги.К примеру,в школе нам "впаривали",что нефть и газ это продукт органики.Что то там перепрело и получилась нефть.В то же время добытчики нефти утверждают,что после выработки всего пласта нефть ,через некоторое время, снова откуда-то появляется.Совершенно очевидно,что нефть Это продукт деятельности мантии.Там котел кипит,а на поверхность выходят продукты "кипения".То же самое с водой.Вода тоже продукт"деятельности"мантии.Даже в пустыне,где почти что нет осадков,копают колодцы,а там вода.Откуда она?Совершенно очевидно,что это производное из мантии.И процесс этот продолжается до сих пор.Поэтому вода в мировых океанах прибывает и будет прибывать,но не за счет таяния ледников,как нам опять же "впаривают",а за счет естественно происходящих процесов в мантии.Я считаю,кому то это выгодно,чтобы совершенно очевидные вещи переворачивались с ног на голову.Поэтому им и платят деньги,чтобы они нас дурачили.

    • Григорий Николаевич Похвалит, мы действительно пудрим мозги незадачливым обывателям. Только пудра наша волшебная. От неё разум проясняется, появляются знания и понимание того, как и что происходит в нашем мире. Если же говорить о выгодах, то учёным выгодно, чтобы люди придерживались научного взгляда на вещи, ибо тогда будет и спрос на научные исследования и соответствующее спросу финансирование.
      Науку делают люди, которые не застрахованы от ошибок и не лишены личных пристрастий, амбиций и прочего. Но наука - система саморегулирующаяся. Любая новая идея сразу же подвергается критике и проверкам. Научное сообщество выработало достаточно надёжный механизм отбора идей. Поэтому любые шарлатанские идеи если и держатся долго, то только на родине и только благодаря административному ресурсу. Как пример - "лысенковщина". Это исключительно наше локальное явление.

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Антонов, Любая новая идея сразу же подвергается критике и проверкам. Научное сообщество выработало достаточно надёжный механизм отбора идей. Поэтому любые шарлатанские идеи если и держатся долго, то только на родине и только благодаря административному ресурсу. Как пример - "лысенковщина". Это исключительно наше локальное явление.

        Евгений, вам не кажется слишком странным, такой надёжный механизм отбора идей?
        Собирается научное сообщество, и выбирает идею шарлатана за истину, затем эта истина кочует во времени, и вот под напором фактов рушится, и вновь сообщество выбирает очередного шарлатана, и так "лысенковщина" кочует из века в век, напрашивается простой вывод значит это выгодно научному сообществу, "Ловить рыбку в мутной воде"
        и дело здесь не в ошибках, а в личных корыстных интересах, и плевать этому сообществу на всех остальных, а именно на галилеев, коперников, вавиловых, итд.

        И держатся эти сообщества не на фактах а именно на административном ресурсе, а этот ресурс власть, отсюда вывод что власти выгодно чтобы факты были скрыты от обывателя, значит и выгодны шарлатаны лысенковы, которые с пеной у рта борются с "Лженаукой" при этом сами являясь лжецами, "Вор всегда громче всех кричит держи вора"

        • Андрей Матвеев, придётся повториться. Лысенковщина это наше локальное явление, порождённое уродской идеологической доктриной и тоталитарным режимом. Там, где учёные были свободны от гнёта идеологии, ничего подобного не появлялось.

          Мировое научное сообщество это среда с высокой конкурентностью. Конкуренция за гранты, за публикации в журналах с высоким импакт-фактором, за рейтинг университетов и прочая. Лысенковской дури как и советскому диамату там нечего было делать.

          Оценка статьи: 5

        • Василиса  Премудрая Василиса Премудрая Читатель 5 апреля 2012 в 11:22 отредактирован 5 апреля 2012 в 13:40 Сообщить модератору

          Андрей Матвеев, плевать этому сообществу на всех остальных, а именно на галилеев, коперников, вавиловых, итд.
          Ученый и схоласт - не одно и то же.
          Собственно, последние и теперь процветают. И так же подозрительно относятся к первым: тут еще играет роль такой момент, что посрественность очень осторожно относиться к новому, которое ей понимать сложно.
          Ну, и зависть, конечно же, тут как тут. Личные абиции, желание продлить "жизнь" тем идеям, которые тебя же кормят. А то развалится карточный домик и куда деваться тем, кто десятилетиями зазщищают диссертации, чтобы, скажем, порадовать мамочку, династии продолжают и т.д. и т.п?

          • Евгений Антонов Евгений Антонов Читатель 5 апреля 2012 в 12:08 отредактирован 5 апреля 2012 в 12:14 Сообщить модератору

            Василиса Премудрая, диссертации десятилетиями не защищают. Их могут долго писать. Иногда это даже обусловлено объективными факторами. Диссертация это квалификационная работа. Её не так просто написать. Например, для защиты кандидатской требуется иметь минимум три публикации в рецензируемых изданиях по теме диссертации. Это труд. Но за этот труд бывает вознаграждение. Например, за степень кандидата наук доплачивают 3000 в месяц, если работать на научной ставке. За этот труд появляется возможность подняться повыше в карьере.

            Вам бы поменьше фильмов про сумасшедших учёных смотреть, да агиток антинаучных читать. Я 20 лет в мире науки, а мой коллега и автор статьи все 40. Наверное, нам лучше знать, что и как там происходит.

            Ваши-то сведения откуда?

            Оценка статьи: 5

            • Василиса  Премудрая Василиса Премудрая Читатель 5 апреля 2012 в 13:43 отредактирован 5 апреля 2012 в 13:46 Сообщить модератору

              Евгений Антонов, я в курсе, как пишут диссертации.
              И сколько всего для этого нужно.
              Но, Вы же не будете спорить, что процентов 90 пишут для галочки - иначе ниЗЗя: не дадут степень, не дадут преподавать... Ну и т.д. и т.п. Денег в конце концов не дадут.

              • Василиса Премудрая, у меня нет статистики. Не знаю. А если говорить о нашей стране сейчас, то я просто не вижу никаких материальных стимулов к написанию и защите диссертаций. Оклады у учёных мизерны. Уважения в обществе никакого. Один глумёж. Бабы нос воротят. Разве что только ЧСВ почесать и причислить себя к интеллектуальной элите нации.

                Оценка статьи: 5

                • Евгений Антонов, да при чем тут статистика? Любой преподаватель вуз, подразумевается, что должен защитить диссертацию. Иначе он - на птичьих правах. Прямо, все такие ученые, скажете? Нет, конечно.

                  • Василиса Премудрая,
                    То есть этот статус нужен не для науки, а для карьерного роста. Значит , сам "ученый" не очень-то заинтересован в каком-то научном изыскании. Диссертация - дело формальное, главная задача - дальнейший рост благосостояния. У меня работал один шустрый водитель (товар доставлял). Потом вдруг в разговоре выяснилось, что он - преподаватель. Я был удивлен... Да и ВУЗы , однако, помельчали. Что уж говорить о ВУЗОВской науке? Есть наверное универститетские центры, но в целом - ИП. Деньги куем, РЕН-TV смотрим, открыв рты, все чаще НЛО в небе замечаем, в нано-мойках машины моем. Да за такие деньги, которые вбухивают в рекламу , и слепой станет зрячим. Что уж про ГМО говорить, об иммунитете, об экологии и т.д.?

                    • Олег Ветер, защита диссертации включает в себя некоторые формальные требования. Например, для кандидатской диссертации нужно иметь минимум три научных публикации в рецензируемых журналах из списка ВАК. Если вы никогда не публиковались в таких журналах, то вы и не понимаете, каков должен быть уровень исследования. А сколько труда стоит за каждой статьёй? Надо быть всё-таки увлечённым человеком, чтобы потратить лучшие годы жизни на диссертацию, которая в нашей стране не гарантирует ни уважения, как мы тут видим из некоторых комментариев, ни льгот, ни привилегий, ни высоких доходов. Деньги бы мы ковали сами, будь нормальная поддержка или хотя бы упрощённая схема для коммерциализации научных разработок. Но никому не надо. А так вспоминаем великого астронома Кеплера, который добывал деньги составлением гороскопов для богатых господ. Его учитель Тихо Браге тоже гороскопами промышлял.
                      Если перефразировать известную фразу про армию, то и про науку можно сказать: "Если не будете кормить свою науку, будете кормить чужую". Вот и посмотрите, на каком месте в мире сейчас Россия в области наукоёмких высокотехнологичных производств? А почему?

                      Оценка статьи: 5

                      • Олег Ветер Читатель 6 апреля 2012 в 08:37 отредактирован 6 апреля 2012 в 08:52 Сообщить модератору

                        Евгений Антонов, Ну и почему она на таком месте? Потому что своих перебили, в газгранице платят больше? А у нас в России срач,... I'm happy very much?

                        А Вы не считаете, что все эти рейтинги, места, утечка мозгов - управляемый процесс, в котором задействованы несравненно большие материальные средства и администр.ресурсы?

                        Да Вам при всем желании что-то открыть, первым застолбить, освоить технологию всегда найдутся силы, которые попытаются вас бортануть. А если не получится так, значит купят. Судя по анализу материальной стороны вопроса, сделать это не так уж сложно. Подчеркну, не о Вас конкретно речь.

                        Сегодня можно посмотреть большое кол-во фильмов о том, как и в каких условиях работали наши конструкторы, поднимались глобальные проекты, страна за 10 лет после разрушительной войны подняла промышленность, науку, спорт, создала передовые по мировым меркам отрасли, технологии и т.д.. Не так? В мире и по сей день, не все страны способны освоить подобные технологии, постоить рабочую ракету... А наши деды, за кульманом и с логарифмической линейкой, вернувшись с войны, сумели сделать то, что не под силу сегодняшним компьютерным гениям, обвешанным гаджетами.

                        А Вы ... пострадали, стучали.., гонения, генетика, три монографии.... Зарплаты сравниваете "с заграницей"... Любой школьник, чуть знающий основы экономики скажет, что это неадекватная база для сравнения.

                        Более того скажу, и по сей день работают и производства, и НИИ, и молодежь идет. И тренд, скажем, обозначился именно в сторону реального сектора экономики, а не инспекторов ГНИ, ГИБДД и маклеров. Как часто спрашивают в западной бизнес-литературе: Если ты такой умный, то почему такой бедный? Преподаешь, знаешь об экономике все.., но не можешь заработать 1000 $? А согласитесь, что Россия не просто так отодвинута на обочину науки и технологий. Есть тому искусственно выстроенные, продуманные барьеры. Есть даже известная поправка "Венника", которая запрещает передачу России передовых технологий, к продлению которой недавно призывал США один из наших бывших Премьеров, очень радеющий за благоприятный экономический климат России. Это не так? А мы обсуждаем про Бруно и по поводу несостыковочек кол-ва костров в эпоху инквизиции, на которых попалили некоторых ученых от алхимии.

                        • Евгений Антонов Евгений Антонов Читатель 6 апреля 2012 в 08:46 отредактирован 6 апреля 2012 в 08:56 Сообщить модератору

                          Олег Ветер, я очень рад, что у вас всё хорошо. А зарплаты я буду сравнивать именно с заграницей, с зарплатой моих коллег. И материально-техническое обеспечение я тоже буду сравнивать с ними же. No money - no honey.
                          Что вы дедов-то вспоминаете? Ещё Ломоносова вспомните. Современная наука требует современного оборудования, а не логарифмических линеек с кульманами. Может ещё раз повторить сталинский эксперимент и загнать учёных в шаражки. Кормили там не как ЗЭКов. Гораздо лучше. Сам Лаврентий Палыч банкеты для академиков устраивал. Нормально так. "Свободным" трудом "свободных" советских учёных ковался ядерный щит страны.

                          Оценка статьи: 5

    • Григорий Николаевич Похвалит, позабавили с избытком. Вашу "очевидную" версию тоже можно считать пудрой для мозгов, особенно по воде. Но наука не зациклилась на геологии, копните другие сферы, где засели "шарлатаны", благодаря которым мы так, не слезая с кресла, обсуждаем их происки и козни в реальном времени и на большом удалении.

  • Везде, где есть мысли о "кощунстве", будут гонения.
    Можно было в советское время публично и безнаказанно пририсовать рожки портрету Ленина?
    Можно сейчас пририсовать хвостик Христу?
    Вот больные темы.

  • Уж лучше бы сфокусироваться на Галилее, а советские гонения на генетиков-кибернетиков дать отдельной статьёй. Такое впечатление, что Галилей только повод, чтоб походя лягнуть в больное место,(чёрное пятно) " передовой советской науки".
    Капица,Ландау,Гамов и др. состоялись вопреки моде на гонения. Статья о Галилее обошлась без знаменитой реплики после последнего слова обвиняемого:" ...А всё-таки она вертится!"