А тут еще радийный «Клуб знаменитых капитанов» добавлял пищи для фантазий о ночной жизни библиотек… И четко при том свидетельствовал: ночью библиотека обходится без штатного персонала.
Теперь знаю — справиться с наведением порядка на книжных полках библиотекарям помогает авторский знак. Издатель этот знак помещает среди прочих непонятных кодов на обороте титульного листа, а библиотекари в составе библиотечного шифра пишут на ярлыке, который приклеивают в левом верхнем углу обложки, если книжка тонкая, или на корешке внизу, если потолще. Либо все это пишут темными или белыми чернилами (ах, оксюморон!) в левом верхнем углу обложки.
Оборот титульного листа книги вообще несет на себе много всякой информации. Только надо знать, как читать эту информацию.
С номером ISBN мы уже разбирались. А если страницу изучать так, как положено, сверху вниз и слева направо, увидим, что начинается она в левом верхнем углу с таинственных кодов: УДК, ББК — обе аббревиатуры при ряде цифр. Ниже помещен вот этот самый авторский знак — буква с двумя-тремя цифрами.
Все три кода повторяются ниже — в макете каталожной карточки, при названии книги и краткой аннотации. Притом авторский знак открывает собой этот макет. Уже это расположение свидетельствует о значимости данного кода, в идее своей опирающегося на усвояемый нами всеми в школьном младенчестве алфавит.
Авторский знак определяется по таблицам
Его система, в свою очередь, является основой для классификации книг в США, в первую очередь — в величайшем книгохранилище мира, Библиотеке Конгресса. С методикой Дьюи, его системой
Начинается авторский знак в таблицах Хавкиной, как правило, с той же буквы, что и фамилия автора (или название книги, если эта книга — сборник), вкупе с цифрами означает несколько первых букв этой фамилии или названия. Например: Р11 — это Р; Р12 — Ра; Р13 — Рабо; Р14 — Раг; Р15 — Рад и так далее.
Если в библиотеке формируется фонд книг, для которых название начинается с одного и того же слова (например, каталоги государственных музеев), для создания авторского знака уместно оказывается использовать ключевое слово (Эрмитаж — Э, Третьяковская галерея — Т, Русский музей — Р,
Продумана система детализации. Например, для книги Дюма-отца авторский знак будет Д96О, для книги его сына — Д96С. Возможно отобразить в авторском знаке, например, номер издания — число записывается верхним индексом после ряда из буквы и цифр.
К таблицам Хавкиной «кодировщик» прибегает единожды — при поступлении книги в библиотеку, да и то больше для подстраховки, этого требуют служебные инструкции. В идеале же библиотекарю достаточно довериться профессионализму издателя, который авторский знак поместил на обороте титульного листа, как это требует делать государственный стандарт.
Библиотекарю стоит лишь глянуть на авторский знак — и он сразу определяет, где место книги на полке. Система, как видите, проста, понятна, удобна в использовании.
Так что если вы пришли в библиотеку, искать нужную вам литературу принялись по каталогам — обязательно выписывайте в требование эти самые буковки и циферки. Так вы поможете библиотекарю быстрее найти нужные вам книги.
Отличная статья. Об этом вообще мало писать стали. А это один из важнейших элементов библиотечной грамотности. Спасибо.
Из прошлого опыта. надо учитывать, что бывают особенности алфавитной расстановки книг в некоторых отделах библиотек. Такие есть даже в очень крупных библиотеках. Т.е. согласно выписке из каталога (допустим) должно как бы стоять "по Хавкиной" (т.е. по авторскому знаку), но книга стоит совсем в другом месте. Причин много. Это и текущая редакция каталога, и не всегда грамотная работа тех, кто книгу описывал лет 50 назад или совсем недавно (всяко бывает), разный взгляд на описание, изменение ГОСТов. Поэтому всегда - особенно если речь идет о редкой книге - необходимо все проговаривать с библиотекарем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить