Вообще-то я люблю быстродействие, лихо закрученный сюжет, сложную интригу. Ничего этого в фильме польского режиссера Леха Маевски нет. Пересказывать его так же бессмысленно, как «Андрея Рублева» Тарковского. Поэтому постараюсь передать свое ощущение, которое у одних, возможно, вызовет желание посмотреть фильм, а у других это желание отобьет. И это — нормально!
Лех Маевски экранизировал, а точнее, оживил с помощью 3D-технологии и специальной камеры картину Питера Брейгеля «Путь на Голгофу», написанную художником в 1564 году. Сама картина, хранящаяся в Венском Музее истории искусств, у неискушенного, но внимательного зрителя может вызвать закономерный вопрос: «Художник, часом, ничего не попутал? Голгофа вроде бы южнее… И народ одет как-то не по-библейски…»
Учитывая пожелания заказчика, живописец переносит евангельское событие в современную ему Фландрию, переживающую тяжелые времена испанского владычества: «Итак, это могла быть группа святых, возвращающихся из прошлого, чтобы оплакать судьбу Фландрии».
Виселицы и пыточные шесты с колесами на картинах Брейгеля — примета времени. Испанская инквизиция в прямом смысле выжигала и вырезала несогласных с догматами католической церкви: «Костры не угасали; монахи, более умевшие жечь реформаторов, чем опровергать их, поддерживали огонь на кострах, подкладывая человеческое мясо». Протестантов оказалось столько, что смертный приговор был вынесен всем жителям Нидерландов. К счастью, привести его в исполнение было затруднительно.
Таков исторический контекст картины и фильма, в основе которого — книга «Мельница и крест», написанная исследователем творчества Брейгеля Майклом Гибсоном.
Лех Маевски не стал ограничивать себя историей создания шедевра, а показал судьбы десяти персонажей картины, в том числе самого художника и его жены (Йоанна Литвин), заказчика картины Николаса Йонгелинка (Майкл Йорк), Девы Марии (Шарлотта Рэмплинг), которая говорит странные и тревожащие душу слова о своем сыне (особая благодарность режиссеру, что оставил его образ за кадром): «Он стал угрозой каждому самодуру, которого не волнует ни Бог, ни человек, а лишь собственная убогая незыблемость и сила».
Брейгель в исполнении Рутгера Хауэра, мистически похожего на своего великого земляка, начинает творить прошлое из настоящего: продумывает композицию картины, подбирает персонажи, одевает их, заботливо расправляя складки на одеждах, расставляет, как шахматные фигуры ему одному ведомой партии… Спаситель, которого собираются распять на кресте испанские солдаты — убийственный аргумент художника против инквизиции.
Актёры в соответствии со стилистикой фильма играют героев живописного полотна. Компьютерная графика, с ювелирной точностью воссоздающая детали картины, настолько органично вплетена в интерьеры мельницы и крестьянских домов, снятых в исторических местах Польши и Чехии, что чувствуешь себя внутри событий. Красота каждого кадра завораживает — хочется растащить фильм на скриншоты.
В фильме почти нет слов и музыки, в основном звуки — смех, ржанье, карканье ворон, скрип колес и жерновов. Мы смотрим вокруг глазами Художника — его шкодные дети, их бесконечно терпеливая мать, люди, преследуемые и жестоко убиваемые за какие-то неведомые нам прегрешения, флиртующие мужчины и женщины — лишь персонажи будущей картины. И над всем этим — Мельник, бесстрастно взирающий на людей с головокружительной высоты Мельницы.
Почти не различимый на полотне, в фильме Мельник играет одну из главных ролей: движением руки он останавливает время, давая возможность Художнику перенести на холст придуманную и выстроенную им реальность. Создатель идет навстречу Творцу, если Ему это угодно.
Режиссер буквально следует идее Питера Брейгеля о том, что время статично — распинают «здесь и сейчас», только меняется ландшафт, фасон мундиров палачей и орудия убийства. Все остальное неизменно, как и нелепый, жуткий танец толпы, завершающий фильм — «и в итоге именно невежество, косные обычаи и нравы одержали победу, и я уже ничего не понимаю».
«Зачем мне смотреть Брейгеля или Босха? Потому что они мастера. Творцы! Как они работали, как писали — попробуй, повтори! Не получится. Поэтому их нужно разделить, положить отдельно — они создавали мир, но они собирали его из мирской суеты. Вот что значит быть художником или даже гением», — сказал как-то Лех Маевски. У него — получилось.
Не знаю. Наверное, всё-таки не буду искать этот фильм в видеосалонах. Но написано о нём в статье просто замечательно.
0 Ответить
Спасибо, Константин, я долго не решалась написать об этом фильме.
0 Ответить
Меня очень заинтересовала ваша рекомендация! Жаль, что "кино не для всех" не рекламируют перед показами так же, как трейлеры многих боевичков и мультиков из проката.
Меня всегда манила и интересовала культура Нидерландов. В Фламандском зале Эрмитажа я долго-долго разглядывала их ажурную резьбу, очень люблю (просто очарована) картинами Брейгеля. Поэтому фильм посмотрю обязательно!
Точно так же был очень удачный советский фильм с Леоновым и Белохвостиковой в типично фламандском стиле. Жаль, что не помню названия...
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Ксения Печий, это был действительно великолепный фильм Алова и Наумова "Легенда о Тиле" по роману Шарля де Костера "Тиль Уленшпигель". В свое время прочла на одном дыхании, хоть временами было стррррашно. После также на одном дыхании смотрела фильм. Белохвостикова там - точно с фламандской картины...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, вы меня подловили Как будто мысль -- материальна.
Я посмотрела "Мельницу и крест" неделю тому и фильм не отпускает. Но если "Мельница..." всё таки символична, да и там больше акцент на неких вещах социальных -- как, например, народ может жить, веселиться и пережить смерть своих земляков? Смерть несправедливую? Как можно быть таким вялым, покорным? Я стала приставать с такими вопросами к своим знакомым. Вспомнился ещё один пример -- евреи тоже покорно шли на смерть, когда получали приказ от гитлеровцев... Откуда это?
Кто-то говорил: "Читайте Гумилёва, у него есть такое понятие -- усталость старого народа." Я не читала Гумилёва, увы, я постараюсь восполнить пробел, но...
Пока один человек не сказал мне:"Почему ты думаешь, что они не боролись? Они борятся по сей день! Как и Шотландцы!" И я вспомнила наш чудеснейший, дивный фильм "Легенда о Тилле". Я обязательно его пересмотрю!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ксения Печий, я не хотела писать комментарий и "подлавливать" , но иногда не могу удержаться от проявления "всезнайства" . Тем более, прошло 2 недели после статьи. (Я некоторое время была вне интернета и теперь наверстываю, пробегая ШЖ "по диагонали").
"Мельница и крест" - тяжелый фильм, судя по скриншотам. Пока не решаюсь его скачать и посмотреть, настроение лежит к более радостным. Открыла для себя "недавнего" Вуди Аллена: "Вики Кристина Барселона", "Полночь в Париже" - прелесть!
Про Гумилева напомнили, спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, так "подловили" в хорошем смысле! Потому что мысли о фильме до сих пор варятся в моей голове... И хочется поговорить, но нету слов. Скорей вопросы. А тут -- напоминание о нашем фильме, о Тилле Уленшпигеле. Это хороший противовес некой покорной безысходности "Мельницы и креста", как-то более жизнеутверждающий, что ли? Дух борьбы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, да, "Уленшпигель" - очень светлый фильм, несмотря на тяжелую тему инквизиции. Мне он запомнился даже лучше, чем книга. Кстати, нашего первого барбоса (это был доберман) мы назвали Тилем , под впечатлением, так сказать.
А Ваш отзыв о фильме "Мельница и крест" утвердил меня в мысли не смотреть его сейчас. Но настанет и ему время...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, спасибо! Не знаю, можно ли считать статью рекомендацией, просто поделилась впечатлением и постаралась понять замысел режиссера. Тоже очень люблю фламандцев. И вообще "пепел Клааса стучит в мое сердце"
0 Ответить
Галина Резапкина, вы просто очень красиво описали! Я и так неравнодушна к этой теме, но если кроме внешнего эстетсва в фильме есть и смысл -- это как вкусное блюдо для ума и души
Не по теме: из "картинного" жанра меня ещё цеплял в своё время Питер Гринуей, каждый кадр он придумывал, как театральную сцену, будто занавес раскрывал.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Да, особенно его "Повар...". А "Амаркорд" Феллини? Помню по кадрам, и смотреть не надо, будто проектор в мозгу включается! Когда посмотрите МиК, напишите, как он вам, ладно?
0 Ответить
Галина Резапкина, я посмотрела: очень эстетски! Несмотря на довольно мрачное окружение и тревожное состояние. Все эти жанровые сценки, когда жизнь течёт, не глядя на ежедневные трагедии рядом. И не знаешь: то ли так правильно, так и надо жить, или нужно тряхнуть всех и крикнуть -- люди, посмотрите, ведь если вы не вступитесь за соседа, завтра придут за вами, и никто не вступится за вас! Действительно две правды, два круга жизни и смерти, указанных художником на картине. И лицемерное моралите чиновника (почти Пилата).
А мастерское использование звуков в картине напомнило мне такое же обострение восприятия при помощи акцентации внимания на звуках в британкой картине "Лолита"!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Ксения, спасибо! Меня почему-то греет, что у нас схожее восприятие. Британскую "Лолиту" надо будет посмотреть...
0 Ответить
"Фильм не смотрел, но понравился" в Вашей подаче. Вы использовали лагерный жаргон (наводка), ставшей уже почти литературной нормой. (к вопросу о потере языка)
По фильму, который вряд ли увижу. Страшилки прошлого хорошо перекликаются с современными. Тогда хоть была какая-то "идейная" мотивация резни, а сейчас просто так и никто не берёт ответственности за "взрывы и пожары".
Меня давно занимает идея постановки фильмов такого пошиба по стихотворениям, напр., Маяковского. "Бруклинский мост", "Стихи о сов. паспорте", "Рассказ литейщика..." и др.. просто жаждут современного видеоряда, напрашиваются на экранизации, так они живо, наглядно, рельефно написаны.
Стихи других поэтов тоже можно экранизировать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо за комментарий, рада, что фильм Вам понравился . А то мама прочитала статью и сказала, что ничего не поняла, я уж думала, совсем бестолково написала... Фильм можно посмотреть в инете, хотя будет не так эффектно.
0 Ответить
Галина Резапкина, "Мельница и крест" буду рыпаться посмотреть.Буду нагружать своих помощников.
Пишите без оглядки - Вы же Профессионал. А мама ещё поймёт, какие её годы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить