Шумеры в 1-й половине 3-го тысячелетия до н. э. видели в Эрец-Исраэль часть «Западной Страны».
Акады в середине 3-го тысячелетия до н. э. называли Эрец-Исраэль — «Страна Эмори».
Во 2-м тысячелетии до н. э. название «Страна Эмори» распространялось на Эрец-Исраэль и Сирию. Слово «эмори» употреблялось в Танахе (Библии) как название одного из кнаанейских племён, а иногда и в более широком смысле.
Древнее наименование страны — Ханаан — фигурирует во 2-м тысячелетии до н. э. в древнеегипетских источниках.
С конца 14-го до 12-го века до н. э. было распространено название «Страна Канаан (Ханаан)». Название «Канаан (Ханаан)» употреблялось в Танахе (Библии) как обозначение западного берега Иордана, а в широком смысле — также и западной части Сирии. Это название подразумевало преимущественно низменные части — прибрежную долину и западную сторону долины Иордан.
После того как вышедшие из Египта сыны Израиля вступили во владение землёй, название «Канаан» стало историческим названием.
Узкая полоска на северо-восточном берегу Средиземного моря, южной границей которой считались город Акко и гора Кармель, называлась «Финикия». Название это впервые встречается в «Одиссее» Гомера (песнь 14-я) и имеет греческое происхождение. Однако сами финикийцы называли себя «кананеями», хотя в Танахе их чаще именуют «сидонцами».
В дни Египетского Среднего царства и в начале Нового царства (до 19-й династии) Эрец-Исраэль, часть Сирии и Ливан были объединены названием «Ратену».
В аккадских источниках 23−16 веков до н. э. применяется название «Амурру» (страна аморреев).
В дни Нового царства Эрец-Исраэль и Южная Сирия носили название «Харру» или «Хурру» (страна хурритов). Эти названия фигурируют в ассиро-вавилонских текстах середины 2-го тысячелетия до н. э.
Древнее широко распространённое название «Эрэц hа-иврим» (земля евреев) употреблялось как в Танахе (Библии), так и в более поздние времена.
Название «Эрец бней-Исраэль» (земля сынов Израиля) также встречается в Танахе.
Под этими названиями уже подразумевается Земля обетованная.
В конце периода Второго Храма в еврейской традиции, литературе и в быту за Израилем окончательно закрепилось имя «Эрец-Исраэль» (страна Израиля). Это название впервые встречается в Танахе (Библии) в повествовании о войнах царя Саула (около 1030 г. до н. э.).
Название «Эрэц-Исраэль» определяет область проживания израильтян, но не страну как географическое целое с её естественными границами. «Эрец-Исраэль», согласно Танаху (Библии) — это царство 10-ти колен Израилевых.
С расколом Объединённого Израильского царства после смерти Соломона (928 г. до н.э.) территории Северного царства (Израильского) стали именовать «Исраэль», а Южного — «Йэhуда».
После падения Израильского царства (722 г. до н.э.) название «Йеhуда» постепенно привилось как наименование всей территории страны.
После окончательного раздела царства название «Исраэль» обозначает область царства Эфраима, а область царства дома Давидова называется «Эрэц Йэhуда».
После изгнания Израиля остатки 10-ти колен приблизились к Йэhуде, и слово «йэhуди» стало синонимом слов «бэн Исраэль» и «иври».
После вавилонского изгнания название «Йэhуда» обозначает область автономного еврейского поселения, а впоследствии — царство Хашмонаим и Гордуса. Этот название сохраняется и при римском владычестве, вплоть до подавления восстания Бан-Кохбы (135 г.), когда римский император Адриан в административном порядке переименовал Иудею в Палестину.
Название «Палестина» возникло как имя прилагательное от слова «Плештет»: существовало название «Сирия ге-Палестине» (Сирия Плештинская). Впоследствии название было сокращено (имя «Сирия» было опущено), и имя прилагательное превратилось в имя существительное.
Название «Сирия Палестинская» (производное от «Филистеи» — заселённой филистимлянами части побережья) было принято в эллинистическом мире и встречается уже в 5 веке до н.э. в сочинениях Геродота.
Это название обозначало то библейский Кнаан, то римскую провинцию возле Финикии и Аравии.
В 356 г. Палестина была разделена на две провинции, а с 425 г. этим именем называется каждая из трёх областей, на которые была разделена страна: Палестина Прима (Йэhуда и Шомрон), Палестина Секунда (большая часть Галилеи и Голан), Палестина Терция (Моав и Эдом до Эйлатского залива).
После арабского завоевания Палестина Терция не существовала более в качестве обитаемой земли. Палестина Прима превратилась в «Джунд (военный округ) Паластин» со столицей в Рамле, а Палестина Секунда — в «Джунд Урдун» (Иордан).
После падения империи крестоносцев название «Палестина» перестало быть официальным, но христиане продолжали пользоваться им для обозначения Эрец-Исраэль на обоих берегах Иордана.
С арабским завоеванием в 638 г. Эрец-Исраэль является одной из провинций халифата под названием «Фаластин» (арабская форма названия «Палестина»).
В средние века Израиль начали называть «Эрэц ha-Кодэш» (Святая земля).
В 1922 г. англичане сузили значение названия «Палестина», которое отныне распространялось только на западный берег Иордана.
Арабское государство на восточном берегу Иордана получило название «Трансиордания».
С 1949 г. восточный берег и арабская часть западной территории Эрец-Исраэль получили название «Иорданское королевство».
Еврейская часть западной территории Эрэц-Исраэль получила название «Мэдинат Исраэль» (Государство Израиль).
Евреи выражали любовь и привязанность к Эрец-Исраэль также и другими именами: Святая Страна, Святая Земля, Удел Господа, Страна желанная, Обетованная Земля.
Познавательно!! Рекомендую почитать. И, конечно, спасибо, Альфред Грибер.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Блеск ! Такого глубокого экскурса в историю Израиля читать не доводилось. Мне понравилось совсем недавнее название страны Израиловка. Его придумать могли только евреи, настоящие патриоты. Мне оч симпатичны как эта страна, так и её жители. Я всё ломаю голову, почему у них не складыватся отношения с соседями? А такому соседству можно бы только радоваться, сотрудничать, перенимать лучшее.
Альма-матер трёх религий не может мобилизовать всю мудрость веков на достойное и мирное проживание.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, а что написал Н.В.Гоголь о прозвищах? Мне кажется, и то и другое - безобидное озорство, типа "Курица не птица, Болгария не заграница".
Оценка статьи: 5
0 Ответить