В результате четыре еврейских поселения — Метула, Хамара, Кфар-Гилади и Тель-Хай — оказались один на один с многочисленным местным арабским населением, настроенным антисионистски.
12 декабря 1919 года арабы напали на поселение Тель-Хай. Один из оборонявших поселение был убит.
Наступление арабов на поселения Верхней Галилеи продолжилось.
1 января 1920 года было оставлено поселение Хамара, созданное лишь в октябре 1919 года. Оно было отрезано от остальных поселений, в нём не было даже каменных построек. Через два дня поселение Хамара было сожжено арабами.
Через короткое время была эвакуирована Метула.
6 февраля 1920 года при обороне Тель-Хая погиб Аарон Шер.
25 февраля 1920 года Метула снова перешла в руки евреев. Руководил группой бойцов, изгнавших арабов, Иосиф Трумпельдор, который лишь около полугода назад приехал из России.
1 марта 1920 года произошёл решительный бой за Тель-Хай.
Утро выдалось тёплым и солнечным. И. Трумпельдор со своими друзьями заканчивал завтрак в Кфар-Гилади, когда появился посыльный из Тель-Хая с вестью, что бедуины окружили их поселение и требуют впустить их внутрь для поисков будто бы спрятавшихся там французских солдат. Трумпельдор с ещё несколькими бойцами немедленно отправились в Тель-Хай.
Оказавшись на месте, они начали переговоры с Камалем-эфенди, главой осаждавших. В конце концов, стороны пришли к соглашению о том, что вожаку бедуинов и его нескольким телохранителям будет позволено войти на территорию поселения.
Камаль-эфенди вместе с Трумпельдором и четырьмя вооружёнными ружьями и гранатами повстанцами начали подниматься на чердак, а пятый со своим пулемётом устроился в одной из комнат на втором этаже. Оставшиеся разместились на подворье.
И в этот момент со двора раздался истошный вопль одной из еврейских жительниц поселения: «Трумпельдор! У меня отбирают пистолет!» Для бедуина вид вооружённой женщины был просто невыносим, и он решил действовать на свой страх и риск.
Услышав крики, Трумпельдор выскочил во двор, застрелил обидчика и дал команду «Огонь!» Началась беспорядочная стрельба как со стороны арабов, так и защитников Тель-Хая. В ходе этой перестрелки были на месте убиты шестеро жителей поселения, а Иосиф Трумпельдор и ещё один поселенец были тяжело ранены.
Вскоре между воюющими сторонами было достигнуто временное соглашение о прекращении огня. Арабы вывезли своих раненых и убитых.
Трумпельдора, получившего ранения в плечо и живот, перенесли в одну из комнат крепости. Там его положили на кровать, и он попросил, чтобы кто-нибудь засунул обратно в его живот выпадавшие кишки. И когда таких не нашлось, произнёс: «Ничего, вымойте мне руку, и я покажу вам, как это делается». После чего самостоятельно выполнил эту операцию…
Находившиеся в комнате покрыли его живот полотенцем и покинули помещение: перемирие заканчивалось и вновь начиналась перестрелка. Стихла она только к вечеру, когда у арабов кончились боеприпасы и они ушли.
Всё это время И. Трумпельдор находился в помещении, куда его отнесли товарищи. Очевидцы событий отмечали, что он не стонал и не жаловался, а наоборот, пытался всячески подбодрить защитников поселения.
После ухода бедуинов в Тель-Хае появились посланцы из Кфар-Гилади. Они обследовали поселение, и только тогда открылась вся драма происшедшего. Прибывший в поселение врач определил, что Иосиф Трумпельдор практически безнадёжен…
Его последними словами были: «Тов ламут беад арцену» — «Хорошо умереть за свою родину». По другой версии, он просто выругался по-русски, по третьей — сказал своё любимое «Ничего».
Вместе с Йосифом Трумпельдором в бою за Тель-Хай, продолжавшемся 7 часов погибли Двора Дарклер, Беньямин Монтер, Сара Чижик, Зеэв Сараф, Яаков Токер, Шнеор Шапашник и Аарон Сар.
В 1934 г. на месте захоронения защитников Тель-Хая, на кладбище в Кфар-Гилади был установлен памятник работы скульптора А. Мельникова. Он изображает рычащего льва, а на постаменте высечены имена погибших в том неравном бою. С противоположной же стороны памятника можно прочесть фразу, которую, по словам врача, сопровождавшего Трумпельдора в Кфар-Гилади, произнёс перед смертью герой Порт-Артура и Тель-Хая: «Хорошо умереть за родину».
В честь восьми бойцов, погибших в том бою, и назван город Кирьят-Шмона. Об этом знают все, кто живет в этом чудесном городе. Одна из красивых улиц носит имя Иосифа Трумпельдора.
3 марта 1920 года поселенцы оставили Кфар-Гилади и Метулу, обозначив этим самым конец еврейского присутствия в Верхней Галилее.
Альфред, ну вы прямо как учитель. Нашел. Как понял, сердце его изначально было на исторической родине, а не в России. Жаль: такие герои очень требовались России в смутное время. Но статьей о нем навряд проявлюсь - за русских-то патриотов не получается взяться. Спасибо за пожелание.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемый Ал Алекс! Вот видите, Вы уже заинтересовались Иосифом Трумпельдором. Теперь у Вас появится стимул что-либо найти о нём в интернете или в книгах. Из-за ограниченного объёма статьи невозможно написать обо всём и обо всех подробно. Главное, что статья подвигает Вас к поиску. Возможно Ваши поиски проявятся новой статьёй о Трумпельдоре, но уже Вашей, а не моей. Пожелаю Вам удачи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Г-н Грибер, ну вот вы пишите для русских читателей здесь - тогда почему так мимоходом о русской жизни этого героя (И.Т.)? Судя по его военным навыкам, он участвовал и в событиях 1917-1920. И на чьей стороне - России или Интернационала?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К сожалению,статья выглядит вырванной из контекста,очевидно из-за небольшого объема,поэтому малоинформативна.Я уважаю евреев.Чего стоит лозунг в аэропорту"каждый еврей живет на линии фронта"!Всего добились сами,и свободы и благосостояния.Из каменистой бесплодной пустыни сделали "город-сад".Нам бы столько трудолюбия,настойчивости и целеустремленности.
1 Ответить
Понравилось, ибо, к сожалению, по этому вопросу ничего не знал. И комментарий хорош - не злой и информативный. Спасибо за статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Заинтересовало название статьи, которая насквозь пронизана патриотическим чувством. Только мне не совсем понятно : какой ответ может быть на такой вопрос? Лично мне, этот самый вопрос является очень субтильным. Понятно, что евреи боролись храбро. Но в 20е годы я не думаю, что можно говорить об "антисемитизме" арабов, в эти времена Верхняя Галилея действительно поддавалась колониЗации, как арабами и друзами, так и евреями. А вот Сефарды, "коренные" евреи этого региона (которые обосновались там в 16 веке в связи с инквизицией в Европе) , так они и подавно были защищены статусом дхимми, согласно которому иудеи и християне это "люди письма". Спасибо за статью
0 Ответить