В наши дни общепринято полагать, что область применения криптографии, шифров и кодов ограничена военной и дипломатической сферой, компьютерными технологиями и банковским делом. Между тем, еще несколько веков назад криптограммы играли важную роль в литературе и философии.
Литература 15, 16 и 17-го веков пронизана шифрами: средневековые писатели обучались этому мастерству по произведениям античных авторов и публиковали книги с зашифрованными в них сообщениями, из которых немногие были раскрыты. В то время секретная тайнопись была повальным увлечением европейских дворов. В каждом из них был собственный шифр, и просвещенная публика общалась между собой с помощью изощренных криптограмм.
Уже в 12 веке обращались к тайнописи и русские писцы, использовавшие и замену одних букв другими, и математику. Царь Тишайший Алексей Михайлович сам составлял тайные, «затейные» системы письма, что, кстати, во все времена считалось весьма почитаемым занятием для философов и математиков.
Зашифровывать свои произведения или часть их издревле было принято среди членов секретных политических и религиозных организаций. Кроме того, криптография могла быть интеллектуальной забавой, и в свое время дань этому увлечению отдали Рабле, Шекспир, Данте, Эдгар По, считавший себя великим криптоаналитиком.
Иногда обращение к шифрам диктовалось заботой о признании приоритета за автором научного открытия, прямое сообщение о котором было по каким-либо причинам нежелательным или преждевременным. Последним обстоятельством, в частности, объяснялось неоднократное использование анаграммы (перестановка в слове букв, образующая другое слово) Г. Галилеем.
Некоторые великие ученые и философы не смели публиковать свои работы из-за религиозной нетерпимости окружения. Чтобы сохранить плоды своих интеллектуальных трудов для человечества, эти люди скрывали свои открытия в шифрованных текстах, полагая, что будущие поколения, более терпимые, нежели их современники, раскроют шифры и оценят достижения опередивших свое время предков.
В царской России, в условиях жестокой цензуры, журналисту удалось протащить на страницы газеты крамолу по поводу кончины одного из сатрапов, используя под набранным материалом невинную картинку с изображением могильной ограды: сквозь витиеватые прутья решетки проглядывала надпись на немецком языке: «Вот где собака зарыта».
Писатели Советского Союза тоже были поставлены в такие условия, что не могли открыто излагать свои мысли, если те не совпадали с генеральной линией партии и правительства в литературе. Кроме общеизвестного приема — аллюзий (намеков) — писатели использовали прием скрытой цикличности своих произведений. Так, например, творчество Евгения Шварца может быть по-настоящему понято только теми, кто знает, что некоторые его пьесы составляют скрытый цикл.
Случались и анекдотические ситуации: один веселый поэт времен первых лет советской власти поспорил с товарищем, что сумеет опубликовать похабщину на страницах центральной газеты. И выиграл! Он использовал акростих — первые буквы каждой строчки стихотворения составляли нецензурщину. Издателя чуть было не уволили, но тот сумел оправдаться, заявив, что читает тексты, как все нормальные люди, по горизонтали, а не по вертикали.
Шестидесятые годы ушедшего столетия ознаменовались очередным всплеском интереса к литературной игре со словом. Изощренные ее примеры представила тогда французская группа Улипо (Мастерская потенциальной литературы). В нашем отечестве драматург Эдвард Радзинский в одну из своих пьес умудрился вставить полноценную криптограмму, использовав один из самых тонких методов шифрования с двойным усложнением: текст пьесы скрыл не только тайное послание читателю — скрытым оказался и сам шифр, воспринимаемый как заурядный диалог персонажей.
С Днем шифровальщика вас, друзья!
Почему такая убогая система оценок? Данная статья достойна большего, чем несчастной пятёрки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вознаграждайте автора своим восторгом!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Очень интересная статья, необычная тема. Знающий языки культуры понимает гораздо больше, чем широкий зритель. Это очевидно для разных видов искусства.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пришлось одно время поработать. Но это все не так. Дэйта ентри дают шаблон. Легко. Думать не надо. Аналитики - другое дело. Они шаблоны готовят. Жениться нельзя. В город нельзя. Жрут отдельно. Тюрьма. Живут под табличкой " вход запрещен!". Стены экранированы. Духота, а особо, если курят - газовая камера. Спят вахтами, пашут вахтами. Телефонов не имеют.
В литературе - хулиганство, не шифры, забавы.
День кого по именам не знают. Они сами свои фамилии не помнят. Спасибо, однако, России за высокую честь, вспомнили, кто? Раша, чьи шифры раскалывали как орехи. Правда, бывало, что и наши кололи. Но редко, с похмелья если кто.
В литературе - мелко пакостничали, кто умней Горлита был! Смешно, однако, Зачем день вводили, если льгот не дали? Собаки все-же, шныри! Под себя день загребли, в междусобойчике поделили.
0 Ответить
Лаура, спасибо за комментарий.
В литературе - мелко пакостничали
Криптография - раздел математики, а я по образованию литературовед. Так что меня не особенно интересовали шифры вне литературы. А про литературные (включая библейские шифры) могу сказать следующее:
1) оказалось, что невозможно доказать наличие шифра в произведении, если шифр представляет собой связный текст;
2) невозможно доказать, что данный шифр разгадан правильно.
Во всё это можно только верить. Если Вам интересно, посмотрите мою статью https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/6796/
0 Ответить
С удовольствие прочитала и знаете, что я Вам скажу: не раскусил Радзинского пазл даже такой тонкий Издатель из Греции как Филипп Пунис. Его издательство перевело на греческий (Narcissus Publishing House) Радзинского и представляло в 2004 или 2005 году (не помню) свою полиграфию на Франкфуртской нижной ярмарке. Мне стало тогда интересно почему он остановился именно на этом авторе, ведь были более яркие писатели (если уж знакомить греков с совр. русской литературой). Первое, что он ответил, что их интересует русский взгляд на Сократа, а второе, что автор - писатель без затей, пишет просто, для плебса, что доступно для греческого плоского понимания. Книгу его разорвали на бригаду из 6 переводчиков - представляете, какое было качество перевода! Радзинский давал интервью на Афинском ТВ вместе с издателем. У меня есть на память фотография издателя с автором в телестудии. Дело не в этом - сам Филипп исключительно тонкий книгочей, прекрасный литературный критик, энциклопедист, а не искал криптограмм и пазлов у автора. Может, это переводчики дров наломали. Хотя у него жена русская.
Насчет верить - не верить: или это сразу просекаешь и тогда оно действительно есть, или все за уши притянуто, как у кабаллистов или литовщиков.
Статья по сноске очень понравилась. Я сегодня посвящая день полностью только Вашему архиву. Где раньше мои глаза были?
0 Ответить
Радзинский и чей бы то ни было взгляд на кого- или что-либо - две вещи несовместные. Это насквозь театральный человек, человек игры, на обыденном языке и на примере своих героев передающий, по его словам, "чертеж Бога", а вернее, индивидуальную концепцию бытия (если еще точнее, концепция эта принадлежит Платону). Это такая обширная тема, что в комментариях ее можно лишь обозначить.
Я тоже не сразу пришла к открытию у него криптограмм. Сначала установила завуалированную, неявную, но всё же существующую связь, скрытую цикличность его произведений, тут-то всё и началось...
0 Ответить
О! И я эту не видела статью....
Очень интересно... и комментарии
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот это для меня новость. Каких только праздников нет. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за картинку!
0 Ответить
Вот, оказывается, пропустила интересную статью.
Спасибо, Галина, принимайте +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Этой статье на самом деле больше 10 лет! Точнее, это кусочек из одной моей работы. Тогда информации об этом не было вообще, приходилось собирать по крохам из самых разных и неожиданных источников.
0 Ответить
Зато сколько насобиралось! "По сусекам, по амбарам"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Опа, а я честно говоря и не знал что у братьев-восьмериков есть профессиональный праздник. Спасибо что напомнили. При случае напишу статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дружно читаем Дэна Брауна "Ангелы и демоны"
0 Ответить
? Не уловила связи, потому что из Дэна Брауна читала только "Код да Винчи".
0 Ответить
http://fenzin.org/book/612
Есть у него же "Цифровая крепость" -- но это уже о современных технологиях шифрования
0 Ответить
Интересный материал, ничего не скажешь... Особенно интересен для пытливого ума. Так и хочется взять и поискать в творениях скрытый код
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Это и будет называться изучением литературы. Не все, конечно, шифровали, но со времен Библии и до наших дней эта традиция никогда не прерывалась.
0 Ответить
Да уж...Но вообще-то интересно.
0 Ответить
5 мая был днем печати. Оказался днем зашифрованной печати.
0 Ответить
5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов, День шифровальщика, День детей, День Освобождения, День печати, День Конституции Кыргызской Республики и т.д. Я выбрала День шифровальщика, но поздравляю Вас, конечно, и со всеми остальными Днями и праздниками, которые отмечаются 5 мая.
0 Ответить
Еще день рождения Карла Маркса.
0 Ответить
И моей мамы
Оценка статьи: 5
0 Ответить