Александр Пузанов Дебютант

В каком музее хранят солому?

Солома — побочный продукт при выращивании зерновых культур. Пригодна на корм скоту или используется в качестве подстилки. Так считают многие. Но — не все…

Податливость, легкость в обработке, доступность. Эти качества природного материала не могли быть не замечены. Именно они сделали солому прекрасным поделочным материалом в умелых руках мастеров, позволяя создавать из неё, в зависимости от утилитарного назначения, самые невероятные и востребованные вещи.

Наличие этого материала в различных уголках нашей планеты наложило свой отпечаток на развитие различных техник и приёмов работы с ним. Этим промыслам уже не одна сотня лет. И за столь продолжительное время их существования появилось множество необычных способов применения соломы как материала для творчества.
Табакерка, инкрустированная соломкой
Аппликация, инкрустация, интарсия, в том виде, в каком она нам известна, использует шпон, сделанный из распущенной и расправленной соломы. Технология обработки и наклеивания соломенного шпона ничем не отличается от технологии обработки и наклеивания деревянного шпона.

Первые упоминания об аппликациях из соломки относятся к временам древней Египетской цивилизации. Более поздние работы относятся к Римскому периоду. Аппликация из соломки была широко распространена в Великобритании во времена войны с Наполеоном. Многие военнопленные были прекрасными мастерами по работе с соломкой и во время своего заточения создавали красивые вещи с применением аппликации, которые затем продавали местному населению. В наши дни многие из работ сохранились, до сих пор радуют глаз и являются предметом коллекционирования.
Вышивка по ткани которая может соперничать с вышивкой золотыми нитями
Вышивка соломкой по ткани — вовсе необычная сфера применения соломки. Стежки при вышивании соломенными полосками и косичками точно такие же, как при вышивании обычной нитью, но результат применения такого необычного для этого вида рукоделия материала, восхищает даже бывалых вышивальщиц. Работы старых мастеров, выставленные в музее Виктории и Альберта в Лондоне, до сих пор восхищают посетителей своим великолепием.
Вышивка по сетке с использованием соломки
Для вышивки можно использовать различные тканевые основы: шёлк, атлас, сетку, органзу, муслин, хлопчатобумажные ткани. Ею украшают не только картины или панно, она использовалась в украшении праздничной одежды обычных крестьян, которым не доступна была вышивка золотыми нитями используемая в костюмах знати.
Панно из различных элементов, выполненных из соломки
Из соломенных форм, выполненных в различных техниках, создаются симметричные узоры, цветочные орнаменты, которые используются при оформлении различных панно, которые могут достойно украсить любое, даже современное жилище.
Скатерть швейцарских мастеров. Над её созданием трудились шесть семей
Но самое распространённое применение соломки — плетение. Мастера плетения, могли изготовить из соломки различные по своему назначению вещи — от простой детской игрушки или соломенных шляпок для дам, до прекрасных салфеток, панно, женских украшений, которые смело можно было называть произведением искусства и помещать в музеях.

Достигнув своего апогея к середине 19 века, плетение из соломки было известно практически в каждой семье. Изделия из соломки занимали прочное место в европейских домах моды. Производство соломенных шляп было предметом национальной торговли. Развивались и совсем необычные техники плетения — плетение соломенных кружев, применяемых для ювелирных украшений. Складывались целые национальные школы мастеров плетения, не похожие ни на какие другие.

Особенно широко соломка использовалась для плетения дамских шляпок, которые заняли прочное место в европейских домах моды. По мере того как интерес к плетению возрастал, для изготовления соломенной тесьмы, используемой при плетении дамских шляпок, в Швейцарии в 1840 году была придумана первая прялка, управляемая вручную, которая позволяла скручивать полоски соломки в невероятно прочные соломенные косички. С приходом эры фабричного производства начали строиться целые фабрики для удовлетворения всё возрастающих потребностей вечно изменчивой моды. Весь двадцатый век фабрики выпускали большое количество соломенной тесьмы и других деталей, необходимых для изготовления шляп.

Однако мода переменчива, и начиная с 1950-х годов соломенные шляпы стали терять свою популярность. С приходом новых синтетических материалов на современный рынок и машинной обработки, ручное производство изделий стало постепенно угасать и, к сожалению, практически исчезло. Изделия «золотого века» плетения из соломки теперь возможно встретить разве что в национальных музеях. Воленский национальный музей, расположенный в Швейцарии, до сих пор хранит замечательную коллекцию работ старых мастеров.

Искусство, которое знали в каждой семье, теперь является достоянием немногих, пытающихся сохранить и передать мастерство другим. Но чем сильнее развивается современная промышленность, тем уникальнее и востребованнее становятся произведения мастеров-одиночек, сумевших сохранить необычные ремёсла.

Обновлено 1.09.2018
Статья размещена на сайте 1.05.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр, с первой статьей и - творческих успехов
    Жаль, не сподобилась попробовать из соломки что-нибудь рукоделить
    Какую красоту из них можно сотворить! +5

    Оценка статьи: 5

  • Интересное рукоделие. Помню в детстве, учась в художественной школе, мы делали различные композиции из соломки. Причем нас учили как эту самую солому нужно собрать, подготовить и что можно из нее сделать.

    Оценка статьи: 4

  • Люба Мельник Бывший модератор 7 мая 2007 в 07:05

    Ну, положим, солому в разных видах хранят в самых разных музеях. Так что заготовок подкачал. Впрочем, заголовки в статьях - самое сложное.
    Сам текст - на хорошем уровне. Или, может, хорошее впечатление - заслуга иллюстраций? Вот только размещены они как-то криво-косо, лучше бы их выровнять, чтоб не резались, не бродили по тексту.

    Оценка статьи: 4

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 мая 2007 в 19:58

      "Бродят" картинки потому, что подписи относительно картинки влево выравниваются и не переносятся. Выход - сократить подписи, но жалко.

    • Согласен. Заголовок нужно было сделать другим. Например - "Почему солому хранят в музее".... Или вовсе не связывать солому с музеем...
      Но я не журналист, и тем более не писатель. О чём знаю, о том и собрался поведать.... Как смог.
      Что касается картинок. Как позволил шаблон страницы отформатировать, а затем и отобразить рисунки, так и получилось. Здесь я не могу влиять на их отображение, а может ещё не разобрался, что здесь можно ещё сделать.
      В любом случае, за критику спасибо. Опыт - дело наживное....