Да нет. Короли тоже живые люди. И бывает… Скажем прямо, очень редко, но бывает, что и у них чувства одерживают верх над разумом и короли идут-таки под венец с любимыми ими пастушками. Или продавщицами орехов. Правда, как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. И оканчивается для королей очень даже печально. Можно даже сказать, плачевно…
Но по порядку.
29 сентября 1560 года умер шведский король Густав I, бывший первым по той простой причине, что именно он основал династию Васа. И на престол Швеции взошел 26-летний Эрик XIV, старший сын Густава I от его первого брака с Катариной Саксен-Лауэнбургской.
Нельзя сказать, что новый король не понимал важности династических браков. Очень даже хорошо понимал. Поэтому и сделал предложения о замужестве сначала королеве Англии Елизавете I, а потом — королеве Шотландии Марии Стюарт. Но оба раза неудачно. Выгодных политических альянсов заключить ему не удалось.
Наверное, эти неудачи, в какой-то мере, расстраивали молодого короля. А может, и нет. Европа большая и принцесс в ней немало. Но, как оказалось, за личным счастьем не обязательно ехать за три моря. А тем более, там ещё и киселя хлебать.
Как-то в январе 1565 года Эрик, отложив в сторонку все свои важные королевские дела, решился пройтись по стольному шведскому граду. И во время этой прогулки заглянул на городской рынок. Просто так или с намерением прикупить чего-то, об этом история умалчивает. Зато она точно говорит о том, что вот именно там, на рынке, король обратил внимание на продававшую орехи молодую финскую девушку. Можно даже сказать, девочку, т. к. родившейся 6 ноября 1550 года Каарине Маунунтютяр (или, как её зовут в Швеции, Катарине Монсдоттер) на момент судьбоносной для неё встречи два месяца, как исполнилось 14 лет.
С происхождением Каарины много неясного. Но то, что она — не из знатного дворянского рода, можно сказать без малейшего сомнения. Отец её, по всей видимости, был простым солдатом, а мать, которую девушка в тот день так удачно подменила, торговала орехами на городском рынке.
Но хотя Каарина и не могла похвастаться знатностью происхождения, у неё было что-то иное, на что сразу же обратил внимание молодой шведский король, не пожелавший терять из виду приглянувшуюся ему красавицу и для этого определивший её в свиту своей сестры Элизабет. Так девушка оказалась при дворе, а значит — рядом с Эриком, который начал проявлять к своей новой знакомой определенные знаки внимания, одаривая её украшениями, дорогими тканями и нарядами.
По свидетельству современников Каарины, она была не только привлекательной, но и умной женщиной. Обладала твердым решительным характером, позволявшим ей добиваться тех целей, которые она ставила перед собой. Не удивительно, что очень скоро среди придворных вельмож появилось немало таких, которые стали искать расположения Каарины Маунунтютяр.
Тем более что взаимоотношения между нею и Эриком XIV ни для кого не были секретом. И когда в октябре 1566 года Каарина родила дочь Сигрид, вопросов по отцовству ни у кого не возникало. Хотя к тому времени у короля уже было четверо незаконнорожденных детей, он искренне обрадовался рождению девочки. Подтверждением чему может служить не только запись в сохранившемся до наших дней его личном дневнике, но и устроенные им пышные крестины новорожденной.
Но… Девочка — это девочка. Не наследник.
Скорее всего, именно поэтому оформить официальные отношения с Каариной король решился только после того, как 28 января 1568 года она родила ему сына, названного в честь деда Густавом. Чуть меньше, чем через полгода, 4 июля в кафедральном соборе г. Упсала Эрик XIV и Каарина Маунунтютяр обвенчались. На следующий день молодую супругу шведского правителя короновали.
Торжества по поводу обоих этих событий были пышными. В честь королевы возвели две триумфальные арки, а сама она получила собственный герб и печать с именем Монешельд. Правда, праздник был омрачен тем, что на него не прибыли младшие сводные братья Эрика, сыновья Густава I от его второго брака с Маргаретой Лейонхувуд и будущие короли Швеции Юхан III и Карл IX, посчитавшие ниже своего достоинства оказывать какие-то знаки внимания финской простолюдинке.
Разгневанный таким пренебрежением братьев к приглашению на семейные торжества, Эрик заключил их под домашний арест. С этого всё и началось…
Скорее всего, Эрик XIV был хорошим правителем. Он получил отличное по тем временам образование, говорил на четырех языках, интересовался науками. В общем, был одаренным человеком, которого судьба не обделила и военным талантом. Если ещё вспомнить унаследованную им от отца огромную работоспособность… Нет, не мог Эрик быть плохим королем.
Но как хороший правитель, он понимал необходимость централизации власти. Потому во внутренней политике страны Эрик провел ряд мер, существенно ограничивших полномочия дворянства. Естественно, что это не добавило ему популярности среди знати, особенно среди крупных аристократов. Тем более что, бросив в мае 1567 года в тюрьмы многих представителей рода Стуре и даже казнив некоторых из них, король получил в качестве непримиримого врага одно из наиболее почитаемых и влиятельных в Швеции семейств.
А тут ещё недовольство и обида братьев…
Воспользовавшись ситуацией, представители крупного шведского дворянства объявили Эрика XIV недееспособным и провозгласили регентом Юхана. Вышедшие из повиновения короля войска двинулись на столицу.
В общем, шведской королевой финка Каарин Маунунтютяр была… 87 дней.
Хотя официально риксдаг отстранил Эрика XIV от власти немного позже, 24 января 1569 года. Кстати, в качестве одной из обосновывающих это решение причин было указано, что король «…Величество своё унизил постыдной женитьбой».
Вот так, довольно печально, закончилась история женитьбы «по любви» одного из европейских монархов. Но, как ни странно, у меня сложилось такое впечатление, что сам он ни капли не сожалел о содеянном.
Уже из тюремного заключения он писал своей супруге: «Я буду любить тебя, любезнейшая королева Екатерина…» Тоскуя по любимой, Эрик часто её рисовал. И на всех дошедших до нас рисунках на голове Каарин его рукой обязательно «возложена» корона. Для него она, финская простолюдинка, так и осталась королевой.
Королевой его сердца и всей Швеции.
А вот с общественным мнением нам очень повезло,это явление сегодня продается и покупается "со всеми патрохами"!Я знаю одних таких веселых:венчались во храме под иконами,а теперь всех убеждают что иконы,-это поклонение идолу.И при этом дополняют,что одни красную икру смотрят по телевизору,а другие жрут ложками....(а они банками)!
0 Ответить
А у нас теперь все гораздо проще,были бы бабки!!!Кто король, кто королева, кто пастух, кто прачка - фиг поймешь...Одержимых любовью приравнивают к категории душевнобольных,а одержимых деньгами,-очень даже уважают.
0 Ответить
Написано очень хорошо. Очень понравилось.
Но из прочитанного можно сделать вывод, что Эрих 14 был слабым правителем. Когда сильный король хочет женится никто ему не указка. Как Генрих 8 (Англия) поступал с надоевшими жёнами? И ничего, молчали, правда женился на дворянках, но это тоже был мезальянс.
А Пётр 1 женился на прачке иникто ни пикнул, а дочь от прачки Россией правила, да и сама прачка, пусть недолго, но побыла императрицей!
Так что король оказался слабым и к тому же дураком. Так как король с общественным мнением тоже должен считаться (а если надо то самому его формировать, а затем использовать).
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Андрей, во многом Вы правы. В т. ч. и в том, что параллель между Эриком XIV и Генрихом VIII нельзя проводить, т. к. последний, действительно, и разводился и женился на дворянках. А Эрик выбрал себе в жены простолюдинку. Да к тому же финку. Это тоже очень важная деталь.
В части параллели с Петром I, мне кажется, надо вспомнить, что Петр всё-таки уже был абсолютным монархом, а Эрик жил на полтора века раньше, когда абсолютизм в Европе только начал формироваться. И в этом отношении шведскому королю было значительно труднее отстоять свой выбор перед современным ему обществом. Он и не смог этого сделать…
Вы правы – общественное мнение.
Но мне кажется, в то время, Эрик и не смог бы его сформировать. Наверное, он и сам это понимал. Тем значимей его поступок!
0 Ответить
Константин Кучер,
Ну монархом абсолютным стал самостоятельно. Боярскую Думу фактически разогнал. Стрельцов казнил. А ведь совсем недавно, его жизнь висела на волоске, трон делил с номинально с братом, фактически заправляла сестра.
Да и потом, как вы помните, с родным сыном не всё гладко было. Кстати круг царевича Екатерину ненавидил чёрной ненавистью. В случае воцарения Алексея её ждала бы плаха(как и всех выдвиженцев Петра).
У него на глазах стрельцы поубивали близких родственников.
Ну а когда всех к ногтю прижал, смог женится на ком хотел. Так что и Эрик мог бы вначале порядок в стране навести, а потом женится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Андрей, мог бы «навести порядок». Но тогда это, наверное, был бы не тот Эрик о котором написана эта статья.
Если «отмотать» ленту истории чуть назад, то можно увидеть, что Юхан уже давно шел вразрез (поперек) сводному брату. Так 4 октября 1562 года он женился на Катарине Ягеллонке, сестре Сигизмунда Августа, короля Польши, с которой тогда у Швеции были даже не натянутые, а откровенно враждебные отношения (вспомните «Потоп» Генрика Сенкевича). Более того! Юхан не просто женился на сестре врага, он ссудил шуряка крупной суммой денег, в залог которой получил семь ливонских замков.
Не удивительно, что в 1563 году риксдаг обвинил Юхана в измене и приговорил его к смерти. Он был пленён войсками Эрика и заключён под стражу. Только через три с лишним года Юхан был освобожден. У Эрика была куча времени, чтобы привести смертный приговор в исполнение. И Юхан, действительно, практически всё это время жил в ожидании смерти. Но заключение было довольно мягким и его с Юханом добровольно разделила Катарина.
Так что была у Эрика возможность «навести порядок». Но он не смог поднять руку на брата. За что позже и поплатился.
0 Ответить
Константин Кучер,
Как интересно. Надо будет почитать про этот период, а то я как то так считал, что ничего интересного там нет.
Спасибо за очень интересную информацию. Особенно за коментарии. Как обычно, ком. интереснее статьи.
А напишитека продолжения, типа до чего доводят сантименты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за идею, Андрей. Не знаю когда конкретно, но и сам хочу верить, что когда-то вернусь к этой теме.
Другое дело, что она как-то очень непросто из меня "выходит".
Уже давно, чуть ли не год назад, рассказывая о епископском дворце в Пече, обещал рассказать о Турку, как раз имея в виду Каарин. Она же похоронена в кафедральном соборе Турку, в котором мне доводилось бывать. И финны очень гордятся этой женщиной. Как ни как единственная финка на шведском престоле.
И я-то думал, что статья у меня выйдет о Каарине. А вышло, что об Эрике - больше, чем о ней.
Ну, а остальное узнал уже когда статью готовил. И правда, очень такой интересный исторический узелок. Поэтому, вполне возможно, прийдет время и надо будет вернуться к этой теме. Информация, она же, как пиво. Обязательно когда-то попросится наружу.
0 Ответить
Константин Кучер,
Бум ждать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Андрей. Постараюсь не затягивать. Но сейчас что-то возыграло во мне моё лесотехническое прошлое. И вот думаю - не написать ли небольшой материал о мече, который созидает?! О мече Колесова...
0 Ответить
Константин Кучер,
Нифига себе замах!
Тут статьи не хватит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По мечу Колесова что-то уже вытанцевалось. Сегодня предложил этот материал журналу. Посмотрим, что из этого выйдет. Тьфу-тьфу!
0 Ответить
Константин Кучер,Прекрасная статья!Хоть одному королю повезло узнать счастье с любимой женщиной.Пусть и такое короткое!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Марина, за добрый отзыв.
0 Ответить
Марина Вершинина,
Если бы повезло. Содержались я так понял отдельно друг от друга. А вот если бы сожительсвовали неофициально могли дальше любить друг друга.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Немного, не так Андрей.
В Абосский замок (Або – шведское, название Турку, этот город и сейчас так называется, Финляндия ведь двуязычная страна) Эрик был доставлен 15 июля 1570 года вместе с семьёй: женой и детьми — четырёхлетней Сигрид, двухлетним Густавом и полугодовалым Хенриком.
В их распоряжении находилось несколько комнат и одна из кухонь. К обслуживающему персоналу относились, кроме прочих, четыре повара, личный слуга короля Бувик Таттаре, няня, парикмахер, ловчий, официантка Йоэн Перинсон и служащий подвала Лассе Перинсон. Ежедневная еда включала в себя сильно приправленные пряностями мясные блюда, рыбу, хлеб и яйца, из напитков предлагались вино и пиво.
В качестве охраны в замке были 63 вооружённых стражника. В воротах и дверях замка были установлена опорная железная обивка, а на окнах — железные решётки.
Но как раз в это время шла Ливонская война (1558—1583). Вполне возможно, что Иван Грозный, действительно, хотел разыграть карту разногласий между наследниками шведского престола (о чем, правда, косвенно, говорит и судьба сына Эрика, - Густава, но об этом – ниже). Так это или нет – трудно сказать, заговорщики, как правило, бумаг не оставляют. Но до Юхана дошли слухи о том, что Иван IV собирается освободить Эрика и посадить его на шведский престол.
Поэтому в апреле 1573 года Эрика отлучили от семьи, а условия его содержания сильно ужесточили. Он был заключён в маленькую арестантскую комнату шестиугольной башни переднего замка.
Скончался Эрик в феврале 1577 года и, как показала проведенная в 1958 году эксгумация останков, он был отравлен мышьяком, который ему регулярно подмешивали в пищу.
Теперь о Густаве. Опустим детство и юность, об этом можно писать много, и остановимся только на русской составляющей его биографии.
В 1600 году он, по приглашению тогдашнего русского царя – Бориса Годунова, прибыл в Москву. И не просто так прибыл. Годунов планировал поженить Густава на своей дочери Ксении. В качестве досвадебных даров Густаву были пожалованы Калуга и ещё несколько городов (например, Суздаль)
Но свадьба, по версии наших историографов – по вине Густава, не состоялась. Поэтому Густава, перед этим лишив его всего, ранее пожалованного, сослали в Углич, который опять же был ему пожалован вместо отобранного. Умер в 1670 г. в Кашине. Погребён в монастыре Димитрия Солунского.
Удивительная судьба, не правда ли?
2 Ответить
Константин Кучер,
Весьма достойное дополнение к статье.
1. В шведской истории не особо силён.
(После Карла 12 эта просто захолустная страна).
2. Насчёт отдельного содержания сказал (кстати в предположительной форме), так как прочитал у вас о том, что он писал семье письма. Но в итоге всё так и кончилосЬ?
3. Очень ценно дополнение про сына.
П.С. Однако, опять Углич. У Годунова на него бзик что ли был? Интересно, а Густав "в ножички" не любил играть?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
1. Про "захолустную" я бы не стал говорить так однозначно.
Ведь именно благодаря Швеции мы имеем возможность хлопать в ладоши, приветствуя Нобелевских лауреатов. Ну, и, помимо прочего, её заслуга в том, что весь мир узнал, что такое, например, "шведский социализм". Или "шведская семья".
2. Да, так всё по итогу и закончилось. В в апреле 1573 года Эрика отлучили от семьи.
3. О "ножичках", Андрей, история умалчивает. А если не умалчивает, то покрывает всё плотной завесой тайны...
0 Ответить
Константин Кучер,
1. Забыл спросить:
"Эрик был доставлен 15 июля 1770 года вместе"
Он что 200 лет прожил или опечаточка?
2. Против шведов ничего не имею. Кроме шведской семейки там была ещё группа АББА и машина "вольво".
Но с точки зрения истории краток был миг могущества швеции.
С 30 летне1 войны, до Северной.
потом всё время была игрушкой в руках великих держав.
Последний раз Швеция участвовала в большой политики во времена Напооленовских войн.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нет, Андрей, конечно же, не 200 лет. Элементарная опечатка. Спасибо, что подсказали. Я уже подправил.
0 Ответить
Андрей Владимиров,для истинно любящих компромиссов не должно быть.Но это мое мнение,можете не соглашаться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить