Им просто пришлось принять другие имена, они превратились в ангелов-хранителей, а функции древних добрых сил приняли на себя христианские святые.
«Берегиня» — так называется фольклорный ансамбль, созданный двадцать лет назад в Ломоносове, в доме детского и юношеского творчества. Его руководитель — Татьяна Аксененко — прошлась по городским школам, набрала группу девчонок, которые хотели петь, и стала с ними заниматься. Фольклор притягивал Татьяну всегда: еще со времен учебы в Московском институте культуры. Несколько лет ансамбль не имел названия, а когда стали искать ему имя, то прозвучало «Берегиня». Оно понравилось всем и сразу прижилось. Тогда это слово уже выплыло из забвения беспамятных времен, а в конце девяностых даже превратилось в торговые марки. Так стали называть творческие и экологические организации, клубы и объединения.
Наша рамбовская «Берегиня» очень скоро приобрела свой неповторимый облик. Спасибо тогдашнему городскому отделу образования — ансамблю выделили довольно приличные деньги на костюмы. Татьяна Аксененко нашла в Питере толкового художника по костюмам, вместе искали по музеям и книгам описания женских костюмов, которые носили в разных российских губерниях: хотелось совместить русскую традицию и праздничную концертную нарядность. И решили расширить географию, не привязываясь к конкретной местности. Теперь на девушках из ансамбля «Берегиня» — живописные костюмы орловской, курской, рязанской, каргопольской, тульской и других российских земель.
В репертуаре фольклорного ансамбля в первую очередь — песни русского земледельческого календаря. У древних наших предков любое значимое, важное дело предварялось обрядом, песней, чтобы хорошо и споро пошло, чтобы земля дала обильные плоды, а природа оставалась милостива к человеку. Святочные песни, свадебные, на Масленицу и Сороки, плясовые и игровые, хороводные, песни-заклички — вот из чего складывается репертуар «Берегини». Поют девчата без музыкального сопровождения, только иногда, когда сюжет подсказывает, берут в руки инструменты.
Состав ансамбля за двадцать лет, конечно, менялся. Кто-то уезжает из города, подрастают и приходят на смену певуньи из младшей группы. Одними из первых пришли в «Берегиню» Наташа Гончарова, Лена Пак, Аня Быстрова, Маша Журавлева, Тамара Степанова, — все они давно закончили школу, но продолжают петь в основном составе «Берегини».
Ансамбль «Берегиня» выступает не только в Ораниенбауме. Ездили на международный фестиваль фольклора, проходивший в Сестрорецке, на святочный карнавал в Манеж, на Васильев вечер в Аничков дворец в Петербурге, играли масленицу в Красном Селе и Красную горку в русской деревне Шуваловка. На свое десятилетие ансамбль получил в подарок от города — поездку в Туапсе, на Фестиваль фольклорной песни в детский лагерь «Орленок». В прошлом году записали свой первый компакт-диск, состоящий из русских обрядовых песен.
Благодаря содействию общества побратимских связей «Калинка» и финансовой поддержке немецких партнеров ансамбль «Берегиня» побывал в германском городе Оберурзель на празднике фонтанов. Палатка под российским флагом прописалась в Оберурзеле несколько лет назад, а нынче «Берегиня» представила немцам русское искусство. Как оказалось, в Германии фольклор уважают. Даже не понимая смысла песен, «Берегине» все дружно подпевали. Два концерта «Берегиня» дала в местной школе. Дети сначала слушали напряженно, а потом, войдя во вкус, высыпали во двор и стали играть в древние игры русичей. Особенно всем понравился «плетень». Наших юных артисток удивили радушие и простота официальных лиц. Бургомистр, председатель городского совета и другие чиновники приходили на концерты, приглашали на встречи к себе, дарили подарки.
По древним мотивам создана эмблема ансамбля в виде русалки — так виделся древним людям образ берегини. Берегини — это те, кто подобно девушкам из фольклорного ансамбля Ораниенбаума, способен беречь и развивать народные традиции и не забывает песни своего народа.
В 2012 году фольклорному вокальному ансамблю «Берегиня» из Ораниенбаума исполнится 20 лет!
У меня на личной страничке есть статья "Как родилась Берегиня и каким именем ее окрестили?". Цитата:
"...Оказывается, что сегодня никакого противодействия фольклорным песням и изучению старинных обрядов сейчас у церкви нет. Я имею в виду умных церковных иерархов. Многие церковные приходы становятся – сейчас это модное слово – спонсорами фольклорных коллективов. На вечере, посвященным памяти писателя Федора Абрамова, проведенным несколько лет назад под патронажем Православной церкви в рамках «Первого международного православного конгресса» в Александро-Невской Лавре в Свято-Духовском соборе, были приглашены бабушки из Архангельских староверческих деревень, которые пели на вечере обрядовые песни: русальные, хороводные, величальные. Даже «антиклерикальную» песню про жадного и глупого чернеца спели. Вроде бы – антагонизм?
Но настоятель собора о. Назарий сказал так: «Хоть со мной может кто-то и не согласится, но мне кажется, что в народных песнях присутствует тот же Святой дух, как и в православном храме. Спасибо всем, кто собирает и развивает народные традиции!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
щас набегут "христиане" и расскажут вам что и почем, ваше язычество)
0 Ответить
Просто здорово. С юбилеем, талантливый коллектив !
1 Ответить