Альфред Грибер Мастер

Какова разгадка загадки «Курочки Рябы»?

Ну кто из нас не слышал в детстве сказку «Курочка Ряба»! Помните? «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое…». Ну, и так далее.

Tompet, Shutterstock.com

Поначалу, в год-полтора, смысл сказки нам был ещё совершенно не ясен. Но плавность повествования, чуть-чуть знакомые слова (дед, баба, курочка, мышка) приятно успокаивали нас перед сном и убаюкивали.

Но вот в двухлетнем возрасте внутренний негативный смысл некоторых слов из нашего личного опыта (бил, упало, разбилось, плакал) уже подсознательно тревожил и неосознанно напрягал эмоциональное восприятие.

Через полгода мы дослушивали эту сказку с грустным выражением лица. И даже обещание курочки снести другое яичко нас не радовало. Мы как-то интуитивно настороженно воспринимали эту, казалось бы, безобидную сказку.

А когда нам исполнилось три года, мы уже слушали эту сказку с полным безразличием, не воспринимая её эмоционально. А почему? Да потому, что в трёхлетнем возрасте мы уже научились усваивать элементы причинно-следственных связей. А в этой сказке мы не увидели не только логики происходящего, но и не поняли эмоционального переживания персонажей — деда и бабы.

Мы ещё смогли допустить, что курочка снесла золотое яичко. А может быть, яичко имело просто золотистый цвет? Ну, да это было не так уж важно.

Нам было не совсем понятно, почему же дед и баба стали это яичко так усердно бить. Можно было, конечно, предположить, что, увидев такое необычно красивое яичко, они решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным. Поэтому они и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать его на вкус.

Но почему деду с бабой не удалось разбить золотое яичко? По всей вероятности, яичко оказалось слишком крепким. Или у деда с бабой было мало сил. Хотя вполне возможно, что сработали оба фактора. Ведь нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать в прошлом. Иначе они бы и не пытались разбить золотое.

Впрочем, в сказках всё бывает. Но дальше снова происходят непонятные вещи. Почему дед и баба плачут после того, как яичко разбилось? Ведь они же хотели этого, когда сами это золотое яичко били-били и не разбили. Следовательно, нужно было им поблагодарить мышку за помощь, а не плакать.

Хотя их плач тоже можно объяснить. Когда яичко упало на пол и разбилось, то всё его содержимое растеклось по полу. Значит, дед и баба лишились возможности попробовать его на вкус.

Но и это не главное. Когда дед и баба не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какой-то маленькой слабой мышке было достаточно махнуть своим хилым хвостиком и сбросить яичко на пол, как оно тут же разбилось. И здесь дед с бабой остро ощутили свою дряхлость и немощь.

Хорошо ещё, что курочка Ряба утешила их тем, что пообещала снести простое яичко, пусть не столь красивое, как золотое, но, по крайней мере, не такое твёрдое: его можно будет спокойно разбить и съесть.

Мы окончательно запутывались в ходе событий и не понимали, что нам делать. То ли радоваться тому, что золотое яичко наконец-то разбилось, то ли сочувствовать плачущим деду и бабе?

А вот детей Древней Руси такие сомнения не мучали, потому что они очень хорошо знали и понимали символику этой сказки. В чём же заключается смысл этой древней, мудрой и эмоционально насыщенной сказки?

В Древней Руси «Золотое яичко» была скорее притчей, нежели сказкой, так как была предназначена взрослым. Она являлась частью богатого русского народного взрослого фольклора. Правда, в первоначальном варианте эта сказка-притча и звучала, и толковалась несколько иначе, чем сейчас.

Курочка Ряба, то есть пёстрая курица, олицетворяла собой посредника между небом и землёй, а также обозначала возможность выбора и перемен.

Золотое яйцо являлось символом смерти. Его получали старые люди, когда им приходило время умирать. Те из них, которым удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить.

Простое яйцо являлось символом новой жизни.

Сказка-притча «Золотое яичко» как бы успокаивала взрослых и давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости. Она символизировала победу жизни над смертью.

Вот и вся разгадка!

Обновлено 19.09.2012
Статья размещена на сайте 14.09.2012

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Золотое яйцо являлось символом смерти.
    Ну и ну...

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 19 сентября 2012 в 12:25 отредактирован 19 сентября 2012 в 12:27

    Интересная статья. И комментарии интересные. Натурально задалась вопросом гуглу про курочку и ее золотое яичко.

    "Ох-ти-мнешеньки!" Чего узнала!!! Дед , не просто дед (плаксивый и мелочный), а есмь он - бог Сварог, он же - бог Брахма, он же - бог Сваямбху, он же - Мороз

    Баба - богиня мудрости Сарасвати, она же - Матерь Сва, она же - матерь Слава, она же - Мать Сва-Слава, она же - Снегурочка.

    Мышка - хтоническое животное, имеющее непосредственную связь с Землей- Матушкой.(Мышиный король - король Земли?)

    Яйцо золотое - Первоматерия вселенной! Сперва была Космотворящая птица - курочка Ряба, а яйцо ее золотое - Мировое яйцо, из обломков которого и сотворился наш мир.

    Вот Дед с Бабой и рыдают,о преломлении мирового яйца, знают однако, чем оно все кончится

  • Сергей Васильев Сергей Васильев Читатель 19 сентября 2012 в 09:00 отредактирован 19 сентября 2012 в 10:42

    Если бы автор проанализировал полную версию сказки, которую приводит Афанасьев, то может быть и интерпретация была бы другой, но это его дело, тем более, что Интернет пестрит различными толкованиями, начиная от эзотерических и кончая обычными бытовыми, но каждый ориентируется в них в соответствии со своими возрениями, образованием и пристрастиями.
    Может быть наиболее полно разбирает эту сказку С. Курий https://shkolazhizni.ru/culture/articles/50871/. Как-то это толкование, кажется, наиболее реалистичным.
    Нужно учесть, что эта сказка имеется только у славянских народов- белорусов, украинцев, русских и может быть более правильнее ее назвать славянской сказкой. Нет ее у поляков (у панов вообще нет сказок о животных), нет ее и у немцев и у французов... .
    И может быть наиболее простое толкование состоит в том, что "шальное" богатство, богатство нажитое неправедным трудом непрочное (мышка побежала, хвостиком махнула и ...) и после него остается Пшик (яичко упало и разбилось).

  • Мы не допросились ссылки на первоисточник, пришлось находить самой. Статья студентки филфака ЯГПУ Марии Некрасовой "Рус. нар, сказки: анахронизм или вечная жизнь". Сайт nsportal. Я прочитала. Студентка явно большая троечница - такого нагородила, что ой! Колобок, оказывается, обозначает лунные циклы, Ряба восходит к древним индусам и к древних скандинавам, где золотой гусь снес золотое яйцо в колени первого человека в мире, Она же, Ряба, означает и диаду Адамоевы и изгнание за грехи. Там, в общем, студентка покурила чего-то нехорошего, ну и понесло. Хотя дала неплохой разбор трансформации русской мифологии пред и послехристианском фольклоре.
    Из ее намеков мождно сделать вывод, что христианизация населения подпортила имидж сказочных персонажей: лесовички обратились в леших, а добрые старушки в бабок Ежек. В общем хорошие парни стали плохими парнями.
    Ну и я до кучи добавлю России повезло в том смысле, что ей не повезло с письменной грамотностью: в Европе байку-сказ-сказку сразу перевели на литературные рельсы как только появилась доступная письменность. В безграмотной России устный фолклор и недоступность письменности сделали сказочное мифотворчество более богатым.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, версию про Колобка-Луну слышал более десяти лет назад и она до сих пор для меня самая логичная и обоснованная, т.ч. студентка не обязательно троечница.
      А фразой про безграмотную Россию просто плюнули в душу.

      • Олег Михайлец, придется утереться душе - ну не было письменности, да и России не было когда Эзоп ЗАПИСЫВАЛ свои басни буквами, где ж я возьму вам грамотную Россию когда она в государство внятно не сформировалась и мимо нее прошла и античная культура, и средневековый ренессанс и христианство в его общеевропейском виде - нету у меня ниче такого. Потому языческие сказки и стали народными что язычество помноженное на византийщину. Плюс территории, плюс климатический приговор...Зато устному былинному творчеству повезло.

        Оценка статьи: 5

  • Александр Ягольник Александр Ягольник Профессионал 18 сентября 2012 в 13:58 отредактирован 25 сентября 2012 в 10:55

    РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

    Короткую детскую сказку
    Мы знаем давно наизусть.
    В ней может сокрыта подсказка,
    А может - великая грусть.
    читать дальше →


    И.Ронин

    samlib_ru/r/ronin_i_f/ryaba_gold_egg_shtml

    Оценка статьи: 4

  • Напишите и про Колобок, сакральный смысл этой сказки тоже...

  • Очень забавно. Приятная статья.
    Сакральное значение яйца можно трактовать как угодно, но: что первично - курица или яйцо? и с какого конца следует это самое яйцо чистить - с тупого или острого? Вот проблемы всех времен и народов...

    Оценка статьи: 5

  • Наконец-то! Ура! Стало все ясно!

    Оценка статьи: 5

  • Занимательная версия. Интересны еще и ее истоки. Кстати, я задал в поисковике "Золотое яичко" и столько нового для себя обнаружил в смысле вариантов, казалось бы вполне известной сказочки. Рекомендую.

    Оценка статьи: 5

  • Если читать сказку в варианте Ушинского, то можно и такой "смысл" прикрутить. А вот если в варианте Толстого или Афанасьева, то уже не получится.

  • Интересно Забавная версия. Хотя к русским никаким боком. Сюжет античный,еще от басен Эзопа -Гусь, несущий золотые яйца. Потом переиграно в Черной Курице,в Золотом гусе братьев Грим. В средние века золотое яйцо было сакральным символом алхимиков. Отсюда из старой Англии такая же тема по всей Европе, но без дурости с разбиванием (уничтожением)яйца, а с моралью: бедная и очень добрая девочка со всеми делилась последним. И волшебник дал ей курицу. Та выдала золотое яйцо. Его продали ювелиру и девочка с мамой стали богатыми. Но девочка оборзела и ничем не поделилась с бедными, зажала...Тогда курица назло снесла ей простое яйцо, возник конфликт с битьем курицы метлой. Но тут появился волшебник и объяснил за какую подлянку курица наказала девочку. Та осознала, что скрысятничала, раскаялась и стали они жить-поживать и бедным помогать за счет золотых яиц.
    Сюжет про домашнюю птицу, имеющую какую-то ценность внутри идет корнями в самую простую реальность - птица любит проглотить блестящий гладкий камешек - они ей нужны в желудке в виде мини-жерновочков перемалывать твердые зерна. Очень часто в желудках уток-гусей-кур находили колечки, бусины, украшения. Отсюда и сказка.
    такой же сюжет во многих фольклорах: что-то ценное внутри выловленной рыбы как награда за добродетель. (И даже целый Иона в чреве кита). В русском фольклоре это переродилось в сказку о Золотой рыбке.
    А смерть действительно в яйце, на кончике иглы - это во всем мировом фольклоре. Странно, однако - должно яйцо быть символом новой жизни. И на Паску яйца идут как символ воскресения Христа.
    Действительно, интересно бы ссылку на автора версии.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
      • Алексей Латухов, почему,знаю точно. Между 560 и 526 годом до нашей эры. Жил такой эмигрант Эзоп, РРрусский-рррусский грек православный крепостной. Басни писал, в т.ч. про рябу.А сюжет он вполне мог тиснуть у египетского фараона - знал арабский

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий скрыт
          • Алексей Латухов, басни Эзопа есть в любом приличном доме, его много издавали. А для эзоповского первоисточника у меня тесновато, но в Гизе эти три издания стоят. Если русские туристы еще не сперли пирамиды.( Не зря у греков есть пословица - прошел русский, пересчитай оливковые деревья).
            Очень чешется доказать, что Россия - родина слонов? Та нехай, мне не жалко.

            Оценка статьи: 5

            • Комментарий скрыт
              • Алексей Латухов, лежит кошелек на дороге, да? Идет русский народ. Оглянулся - никого нет. Взял и стал пользоваться. Мой, говорит, лапатник - документальных свидетельств нет! Да нету ничего в устной и письменной литературе чисто национального - все сплошь перепосты. В данном случае перефраз на русском языке общевойского мифа о яйце и курице, но а уж тупые дед и баба - это особенности национальной кухни. Пусть будет русская пока хозяин не сыскался. Мне в принципе не жалко

                Оценка статьи: 5

                • Комментарий скрыт
                  • Алексей Латухов, не мышь, а бэтмен! это ж надо!: яйцо лежит в деревянной из осины упаковке в куте под лавкой. Бежит себе по делам мышка массой меньше яйца и ударом хвостика на фиг разносит яйцо! Не мышка, а просто переодетый майор Пронин. В общем, плачет дед, плачет баба...А чего плачут - вполне можно утилизировать яйцо - его все равно для яешни разбивать надо... Но плачут. Одна курица ни хрена не плачет - у ней ребенка приломали, а ей по фиг. Она уже на новое яйцо запрограммировалась. Хотя у ней предъяв было в теме больше. Несеръезно все как-то. И дед какой-то мелочный...

                    Оценка статьи: 5

  • Ну и ну!! Очень занимательно! Объяснение вроде логичное, но откуда такие познания? Ничего подобного я раньше не слышала, а я читала очень много разной литературы. Подскажите источники.