В языческом Риме богов было много и каждому полагался свой храм. Иногда строились и пантеоны, храмы, в которых служили всем богам. Пантеон в переводе с греческого языка и означает «храм всех богов».
Римский Пантеон, пожалуй, самый знаменитый из всех. Он построен в 123 году императором Адрианом. Построен на том же месте, где приблизительно за 120 лет до этого, во времена императора Августа, был построен другой пантеон. Строительством первого Пантеона руководил зять Августа, выдающийся полководец и архитектор Агриппа. В знак уважения к великому предшественнику на фронтоне нового храма поместили надпись о том, что это строение — деяние Агриппы. Хотя новый Пантеон был зданием абсолютно новым и абсолютно новаторским. Но об этом чуть позже.
Почти через 500 лет после возведения, 1 ноября 609 года, Пантеон превратили в христианскую церковь. Вполне логично, что бывший храм всех богов стал называться церковью всех святых мучеников. С тех пор день 1 ноября празднуется как День всех святых и у католиков, и у протестантов.
Любой человек, впервые зайдя в Пантеон, не сможет сдержать возглас восхищения. Людей гуманитарного склада в первую очередь восхитит великолепие внутреннего убранства, в создании которого принимал участие знаменитый Рафаэль. Может быть, поэтому он был и похоронен здесь же.
Те же, кто изучал сопромат или строительную механику, тут же поднимут голову вверх, чтобы восхититься гениальнейшим куполом. Купол Пантеона не просто красив. Этот купол не только в высшей степени функционален. Этот купол знаменит еще тем, что он — вообще самый первый купол здания в мире. При строительстве Пантеона для перекрытия большого круглого зала диаметром в 45 метров римские архитекторы впервые применили купольное перекрытие.
«Ну и что?» — пожмет плечами сугубый гуманитарий. И тогда ему придется объяснить, что без купола красота бы пропала. Ведь для перекрытия такого большого пространства традиционным способом пришлось бы поставить здесь лес колонн. Колонны нужны не столько для красоты. Они являются опорами для балок. А балку — каменную ли, деревянную ли — слишком длинной не сделаешь. Не выдержит она собственного веса и обрушится. Ученые резюмируют: камень плохо работает на изгиб.
Впрочем, существует конструкция, обеспечивающая перекрытие больших пространств. Эта конструкция называется аркой. Благодаря своей кривизне, арка перераспределяет поддерживаемый вес так, что камни, образующие свод, работают не на изгиб, а на сжатие и выдерживают при этом гораздо большую нагрузку. Все потому, что на сжатие камень работает гораздо лучше, чем на изгиб.
Однако построить арку совсем не просто. До укладки верхнего, замкового, камня арка неустойчива и ее все время нужно поддерживать. Но как только замковый камень будет уложен, он станет распирать всю конструкцию и арка приобретет устойчивость. Все, опоры больше не нужны!
Древнеримские архитекторы умели прекрасно строить арки и применяли их, например, при сооружении акведуков. А вот купола они научились строить только во втором веке н.э.
Купольное перекрытие Пантеона возводили лучшие архитекторы того времени. И применяли при этом самые передовые на тот момент методы. При строительстве широко применялся бетон. Его делали из негашеной извести, морской пемзы, щебня и вулканической пыли. В Пантеоне бетонный пол, из бетона же частично изготовлены стены. А сам купол — полностью бетонный.
Перед тем как начать возведение купольного перекрытия, построенную ротонду доверху наполнили песком. Для сведения: высота стен Пантеона — почти 43 метра, а диаметр внутреннего круглого зала — около 45 метров. Так что объем этой песчаной горы впечатляет. По технологии в песок замешали изрядное количество золотых и серебряных монет. Предлагаю читателям проверить свою сообразительность и прежде, чем читать дальше, ответить на вопрос: зачем это сделали?
На вершине огромного песчаного холма соорудили опалубку, несколько деревянных колец, постепенно сужающихся и утончающихся кверху. В каждом таком кольце предусмотрели квадратные выемки-кессоны. Кессонирование потолка для уменьшения его веса и для украшения использовали архитекторы, начиная со времен Древней Греции. Их можно увидеть и в советских зданиях, построенных относительно недавно в стиле «сталинского ампира».
Опалубку заполнили бетоном. Пока бетон не застыл, она удерживалась специальными столбами-опорами. После полного затвердения бетона купол стал держать себя сам. Весь его огромный вес распределился по окружности здания. Тогда опалубку разобрали.
Для освещения и вентиляции помещения Пантеона в верхней части купола сделали отверстие диаметром в 9 метров. В солнечный день в это отверстие проходит луч света, который не рассеивается, а образует как бы световой столб. Зрелище очень красивое!
В дождливый день через отверстие в крыше в храм попадала вода. Находившиеся на полу каналы служили для удаления осадков. Но — удивительное дело: если в Пантеоне собиралось достаточное количество людей, даже в очень сильный дождь вода под купол не попадала. Поток выходящего из отверстия теплого воздуха уносил капли в сторону.
Ну, а теперь позвольте спросить: для чего все же в песок, которым наполнили строящийся Пантеон, замешали монеты? Да для того, чтобы сэкономить на уборке этого песка по окончании строительства. Было объявлено, что жителям Рима позволено выносить песок из построенного храма. Причем все найденные ими в песке монеты становятся собственностью того, кто их нашел. И песок был удален из здания в рекордно короткие сроки.
Оказывается, римские строители в совершенстве превзошли не только строительную механику, но и психологию знали неплохо!
что вы имеете в виду утверждая "На вершине огромного песчаного холма соорудили опалубку, несколько деревянных колец, постепенно сужающихся и утончающихся кверху"!?!?!на самом деле на вершине холма построили вагранку,в ней расплавили бронзу и спустили расплавленную бронзу в заренее изготовленную в той же замле форму отлив таким образом кольцо которое окаймляет окулюс,после чего кольцо очистили от земли и убрали вагранку...потом от кольца к основанию купола выкладывали пирамидки из положенных друг на друга квадратных плит из дерева или другого материала которые служили формой для образования кессонов после чего всю эту гору земли одновременно залили бетоном вместе с пирамидками и кольцом.Землю (песок) и материал пирамидок удаляли через окулюс!!!используя уровень земли внутри сооружения в качестве строительных лесов для отделки внутренней поверхности купола и стен.В дополнение хочу заметить что песком засыпали не только внутри сооружения но и снаружи для сооружения пандуса для транспортировки материалов на вершину горы
0 Ответить
Хороша интрига!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Название неудачное. Нужно вставить слово "большой" или "огромный". Мазанки для покойников диаметром купола 2м на много тысяч лет раньше построены.
А уж алеуты свои иглу только из купола на 5 часов для поспать строят меньше чем за 40 минут
0 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, полагаю, достаточно вставить "здания".
Но вроде бы купол Пантеона - старейший из сохранившихся, не могли начать обкатывать технологию с такого грандиозного сооружения...
0 Ответить
Марианна Власова, в названии нет слова "сохранившийся" Автор имеет в виду не все купола, а каменные, шарообразные, большие, для итальянского здания.
Купол цирка тоже большой, но конусный,
купол иглу тоже сферический и древний, но из сделанных не сохранившийся,
Купол сферического бокала каменного века не для здания
Ну не буду продолжать про травяные, палаточные, деревянные...
0 Ответить
Я изучала сопромат и строительную механику! Жуткие науки, но без них невозможна архитектура.
Спасибо за интересную статью.
0 Ответить
Очень познавательно, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! О куполе нам рассказывали в художественной школе, но о песке с монетами -- нет
Оценка статьи: 5
0 Ответить