Игорь Вадимов Грандмастер

На скольких островах стоит Петербург?

Все знают, что Петербург стоит на реке Неве — в том месте, где она впадает в Финский залив. Многие знают, что Васильевский, Каменный и Крестовский — острова.

Sergei Butorin Shutterstock.com

Но часто люди не задумываются над тем, что Петроградская сторона — такой же остров, или что весь центр города, тот, что к югу от Невы (Центральный район), — тоже множество островов. Петербург стоит «на реках и каналах». Сколько же тут островов?

Когда-то я прочитал: «Ленинград — город тысячи островов». Понятно, тут было чисто журналистское преувеличение — уж больно круглой выглядит названная цифра. Потом в какой-то публицистике о Ленинграде я прочитал, что островов видимо-невидимо, подсчитать их слишком сложно, но — где-то около трехсот.

Потом из атласа (все еще) Ленинграда я узнал, что количество островов, входящих в состав города, меняется в зависимости от хозяйственной деятельности людей, и что с середины XIX века до середины 70-х годов XX века их количество уменьшилось со 147 (101 — разные источники дают разные цифры) до 46 (или даже до 42).

Царь Петр строил свою новую столицу на весьма заболоченной местности и видел в новом городе будущую северную Венецию. Сам Петр в Венеции не бывал (собирался, но не вышло) и был влюблен в этот город заочно, по рассказам очевидцев. А бывал он в Голландии, тоже стране каналов и, наверное, свои впечатления от Голландии перенес на воображаемую Венецию — и на будущий Санкт-Питербурх.

Так что каналы по его приказу копали не только для дренажа и осушения почвы, но и для антуража будущего города на воде, где к домам можно будет запросто подъехать на лодке, а к верфи или мануфактуре на барже подвезти материалы и отвезти произведенный товар.

По приказу Петра на Васильевском острове были вырыты каналы (на месте нынешних первых линий), были вырыты судоходные каналы к югу от Невы. С точки зрения современной логистики, можно говорить о некоем «бзике» царя Петра, но перевозка материалов по каналам и впрямь была и быстрее, и намного дешевле, чем перевозка гужевым транспортом.

После смерти царя-реформатора каналы, выкопанные по его приказу, начали потихоньку засыпать. Так, каналы Васильевского острова были закопаны еще в XVIII веке. Лиговский канал, прорытый в 1718—1721 годах и для водоснабжения города, и как транспортная артерия — был засыпан кусок за куском в XIX и XX веках.

И в XVIII, и в XIX, и в XX веке люди продолжали засыпать на территориях Петербурга и болотца, и озера, и речушки — и многие ранее вырытые каналы. В конце концов с нашими-то зимними морозами — и не вышла бы из Питера Венеция…

И все-таки каналы Петербурга много и тяжело работали! По Фонтанке, Екатерининскому каналу (ныне каналу Грибоедова), Мойке, Обводному каналу бегали пассажирские и прогулочные лодки, ходили суда, перевозившие грузы, ввозившие материалы для фабрик и вывозившие их продукцию. Даже до сих пор по Обводному каналу, возле Александро-Невской лавры перегоняют по воде плоты бревен для деревообрабатывающей фабрики.

А уж как работала и работает Нева! На пристанях на Неве и вблизи реки на каналах производилась перевалка товаров с бортов легких речных судов на склады, а со складов — на суда «река-море» для экспорта в Европу. Да и нынче во время навигации много пароходов собирается у «крайних» мостов через Неву, чтобы пройти, когда их глубокой ночью разведут.

В наше время реки и каналы отданы на откуп туристическим маршрутам. Возле каждого моста на Невском стоят и ходят зазывалы с мегафонами и плакатиками с информацией об экскурсиях. На Мойке, Фонтанке — не протолкнуться от пароходиков с прозрачными крышами и огромными окнами по обоим бортам. С утра до вечера один за другим ходят они по стандартным маршрутам. Но если в советские времена все теплоходики были старыми однотипными, то теперь экскурсантов возят еще и катера, и как-то переделанные бывшие «легкие речные грузовички», в общем — «велико есмь разнообразие ходящих по рекам и каналам Питера калош».

В двадцатом веке с изобретением двигателей внутреннего сгорания и упрощением логистики, которая теперь оторвана от конной тяги, значение каналов города резко упало. За десятилетия, прошедшие почти без эксплуатации, они заилились, стали несудоходными.

Но с начала нынешнего века на их берегах и в акватории закипела работа — начался ремонт набережных, очистка и углубление каналов. Похоже, эту работу стоит планировать на десятилетия, уж больно много мусора и ила накопилось на дне. Восстанавливаются поврежденные временем набережные Фонтанки и канала Грибоедова.

Всю навигацию по рекам и каналам медленно и внушительно проплывают один за одним теплоходики. На набережной слышен голос экскурсовода из динамиков: «Справа от нас дом, построенный в…», «Обратите внимание на …» Особенно забавные комментарии слышны, когда водные экскурсии проплывают мимо общежитий вузов. Сам слышал нечто типа: «…А теперь тут размещается студенческое общежитие, обратите внимание на голые пятки в окне третьего этажа. Скоро сессия…»

Статья размещена на сайте 15.11.2012

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С Петербургом произошел забавный случай: город начали строить как Амстердам, а в результате получили Париж. Нет в Европе более разных городов, чем эти два! А Петербург изящно проплыл от скромного и делового Амстердама, живущего для своего удобства, до живущего напоказ Парижа.

    Оценка статьи: 5

  • "А с платформы говорят:"Это город, Ленинград!"
    Это название - вторичное " помутнение разума ......" Кабы не было первого, небось, и второго не случилось бы.
    "Что-то стали здесь все умненькими вдруг? и Лада"?

  • Лада Крымова Лада Крымова Профессионал 17 ноября 2012 в 22:58 отредактирован 17 ноября 2012 в 22:59

    Я родилась и выросла в Ленинграде. Вот написала - и как-то дико даже видеть это. Мы сроду были "питерские" - когда на студенческую картошку ездили, в этнографические экспедиции...
    Вы откуда? - Мы из Питера...
    Когда я пишу на блокадную тему, мои собеседники чаще всего говорят "Питер", а не Ленинград - это название - мгновенное помутнение разума в трехвековой истории истории прекрасного города.

    А статья и вправду скучная. Никакая.

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 17 ноября 2012 в 19:25 отредактирован 17 ноября 2012 в 19:40

    Хорошая статья . А город...странный. Место действительно гнилое, гиблое. Архитектура - прекрасна, но только центр. Окраины, особенно промышленные - отвратительны. Да и жилые "спальные" постройки оставляют желать. Например (прошу прощения за неточность описания, но питерцы поймут), когда съезжаешь с КАДа и едешь вдоль Невы, на правом берегу стоят жуткие многоэтажки, не пойми какого омерзительно-облезлого цвета. У меня при их виде возникала мысль: как же надо было ненавидеть этот город, чтобы выстроить такое с видом на Неву.
    А ещё где-то прочла: беда Петербурга в том, что он со всех сторон окружен Ленинградом...

    Оценка статьи: 5

    • Елена Максимовская, проедьте по Московскому проспекту, проспекту Стачек и вы измените мнение о Ленинграде

      Оценка статьи: 3

      • Александр Петров, 18 лет прожила на Московском напротив Фрунзенского. И это было еще до нынешней облезлости города, при Романове. Это со всеми питерскими (да и так оно и есть): Питер был действительно самый красивый город на шестую часть суши. Просто все познается в сравнении с остальными 5\6 частями суши. Беда в том, что он окружен не только Ленинградом, но Ленобластью. Вернее будет сказать, что и на правительственном Московском во дворах и по закоулкам все равно Шкапина. То, что было красиво, было нежилое, а сам город как место для жилья людей, никогда не был устроен для комфортной жизни.
        Толку ли людям, что на фасадах Московского лепнина. Во дворах, самих домах - все равно Шкапина. А сейчас и подавно.
        Любили люди Питер, думаю, все же не за пару красивых районов, что достались от прежних времен Петербурга, а за особый дух города, за особую , скажем, национальность - ленинградец, питерец. Теперь и это стало полным фейком. Где еще можно как-то удержать остатки того былого значения, так это пригороды - Гачина, Рождествено, Ломоносов, Пушкин, Петродворец, Крондштадт, если хотите. Тихвин, пожалуй. Там еще этот виртуальный "ленинградец" сохранился в заповедных условиях. На мой нос, ращрушение духа там не так чувствуется. А вот на Васильевский уже не хочется ходить умирать. Шкапина там!

        • Лаура Ли,и что вы мне хотите доказать? Или я не умилялся над ленинградскими бабушками, которые пропускали свой трамвай, что бы меня, мальчишку-школьника мало того что посадить в нужный мне, так еще и передать с рук на руке такой же бабушке, что бы она проследила что бы я вышел на нужной остановке. Только я не понял, при чем Ленинградский дух и ул.Шкапина. Разве Рождествено не Шкапина? ул.Карла Маркса или Советская в Гатчине не Шкапина? Держите меня восемь человек. А может район гатчинского аэродрома шедевр домостроительного искусства? Если раньше Рождествено, Вырица, Сиверская - дачная зона Петербургской интеллигенции, то сейчас там дачи новых воров, разбогатевших на приватизации. Гатчина - вотчина гастарбайтеров и цыган, о которых никак не скажешь, что они пропитаны ленинградским духом.
          А если кто хочет найти грязь, то не найдя ее возле дома, обязательно зайдет во двор или на помойку.

          Оценка статьи: 3

          • Александр Петров, читать дальше →

            • Лаура Ли:читать дальше →

              Оценка статьи: 3

        • Лаура Ли, вот поэтому вы и уехали оттуда...я вот не чувствую Ленинграда, хотя и родилась именно в городе Ленинграде, для меня мой любимый город это Санкт - Петербург, город Петра и Екатерины, город, где Пушкин в Летнем саду гулял и даже, где Достоевский мрачно разгуливал в своих серых мыслях, обдумывая следующее свое произведение или хотя бы, где .."на улице Марата я счастлив был когда - то"...А Зимний дворец для меня не есть олицетворение вражеской крепости, которую штурмовали большевики, а крейсер Аврора является памятником огромной ошибки истории...

          Оценка статьи: 5

      • Александр Петров, Вы имеете в виду, что там вполне красивые жилые дома? Я не совсем поняла, в какую сторону должно измениться моё мнение?. Что до меня, я много ездила там по заводам ЖБИ (Баррикада, Объединение-45 и др.). Оттуда и впечатление от окраин.

        Оценка статьи: 5

  • Довольно скучная и невыразительная статья о красивом городе. Жаль.

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 17 ноября 2012 в 11:47 отредактирован 17 ноября 2012 в 11:51

      Александр Петров, довольно давно меня поразило несоответствие. Насколько красив нынче Питер - и насколько было неподходящим место, на котором он построен.
      Ведь сотни лет приводили землю в порядок, копали даже не канавы - каналы - для дренажа, для осушения той самой "топи блат", о которой так красиво написал Пушкин. Десятилетия и десятилетия!Вначале ликвидировать жуткие болота. Потом углубить и упорядочить реки. Ведь Фонтанка во времена Петра была шириной аж в 200 метров! Это теперь мост длиной всего метров в 20-30.
      Вся земля на десятки километров вокруг - ручной работы!
      Красиво? ДА, ОЧЕНЬ! А стоило ли оно того? Не знаю...

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 ноября 2012 в 15:29 отредактирован 17 ноября 2012 в 20:09

        Игорь Вадимов, конечно, стоило ! Чего стоит один "береговой её гранит". По трудозатратам возведение Питера можно сравнить с работами в Голландии: не зря же Пётр езжал туда на экскурсии.
        Эти острова воспринимаются как таковые только на карте, а так.., каналы, речки, прооспекты,"переулки и улицы".

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 17 ноября 2012 в 05:43 отредактирован 17 ноября 2012 в 05:44

    Ни судьбы, ни погоста
    Не хочу выбирать
    На Васильевский остров
    Я приду умирать.
    А наши чикагские пишущие часто приезжали в Нью Йорк к Довлатову побухать. И всех, конечно, интересовал вопрос где живет Бродский. (у него, кстати, не бухали в доме, хотя часто шутили, что если он женат на графине, то можно зайти выпить с мэтром - рюмки всегда найдутся).
    Сергей отвечал: а хрен его знает, где он живет, но умирать он ходит на Васильевский.
    Эмигранские приколы

    • Лаура Ли, Ни СТРАНЫ, ни погоста... так у Бродского. Извините за умничание, но И.Б. очень люблю

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 ноября 2012 в 23:17 отредактирован 17 ноября 2012 в 23:22

        Елена Максимовская, почему же его "не растаскивают на цитаты", как иных ненобилей? Все какие-то непонимахи "высокого искусства".
        ...Хотя про В. остров понравилось.

        • Сергей Дмитриев, это не растаскивание:читать дальше →

          • Лаура Ли, спасибо за дополнение о И.Б. Одна из моих любимых цитат:
            ...
            Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
            Только с горем я чувствую солидарность.
            Но пока мне рот не забили глиной,
            из него раздаваться будет лишь благодарность.

            Что поделать, действительно Гений.

            Оценка статьи: 5

  • При всём при том Питер оч урбанистический город. Достоевский воспел его адекватным образом. Безусловно, Питер "гением начатый труд". Сейчас я читаю "Историю Петра" А. Пушкина и поражаюсь масштабами деятельности основателя города. Сейчас РФ не хватает деятелей хотя бы в пол-калибра от прежних.

  • Ай да, Петр, ай да, молодец, и окно в Европу прорубил и каналов нарыл такой шедевр соорудил! Иногда, бзики великих людей, бывают полезными добрая статья, сразу видно, вы любите Питер...

    Оценка статьи: 5