Римская Британия
В 82 наместник Британии Гней Юлий Агрикола подчинил Нортумбрию и повёл свои легионы дальше на север.
В следующем, 83 — Битва у Граупийских гор. Несмотря на то, что армия пиктов представляла собой ополчение, причём разных племён, её командирам удалось организовать регулярный строй и реализовать некоторые тактические ходы. Но римляне были сильнее и победили. Победили, объявили о полном и окончательном завоевании Острова и отвели войска на юг.
Агриколу вскоре отозвали в Рим. Чисто формально Каледония считалась римской территорией, но никто из римлян не рисковал там появляться.
Впрочем, история о полном уничтожении, или даже исчезновении с концами Девятого легиона — преувеличение многократное, типа «Песни о Роланде». Ещё в 82 пикты крепко наказали Девятый Испанский за отвратительное несение караульной службы, но до полного разгрома дело всё-таки не дошло.
В 123 император Адриан вынужден был признать реальное положение вещей и обозначить чёткие границы Империи. Остатки Адрианова вала ещё и сейчас можно увидеть, он проходил от моря до моря через нынешние Ньюкасл и Карлайл.
Через двадцать лет римляне решили урвать ещё кусочек. Построили вал Антонина, от Форта до Клайда. Но вскоре снова отвели войска на Адрианов вал.
Несколько раз римские императоры заявлялись в Британию и совершали походы в Каледонию. Вроде как победоносные, но без видимого эффекта.
Отряды пиктов регулярно проникали на территорию Римской Британии, невзирая на валы и сидящие на них легионы. Совершали прогулки по Нортумбрии (она тогда называлась Британией Младшей) и, к своему стыду, занимались грабежами. Иногда этому предосудительному занятию пикты предавались в компании с искателями приключений из Ибернии (Ирландии). Считается, что именно римляне прозвали ибернийцев, грабивших их города, скоттами.
В конце 367 года пикты, скотты, аттакотты и саксы большими силами вторглись в Римскую Британию и дошли чуть ли не до Лондиния. Одновременно франки и тоже саксы вторглись в Римскую Галлию. Почти год все они бродили по римским провинциям, но закрепляться особо не пытались. То, что одновременное нападение было заранее подготовлено и тщательно скоординировано, сомнений не вызывает. Вполне вероятно, что в заговоре участвовали также и римские легионеры — подозрительно вовремя вспыхнуло восстание в гарнизонах Адрианова вала. Это происшествие называется, в зависимости от точки зрения, «Заговором Варваров» или «Великим Заговором».
Пикты со скоттами ещё долго терроризировали Римскую Британию, даже и после того, как она стала уже и не римской. Конечно, история о том, как в 445 Вортигерн призвал ютов для защиты Британии от пиктов и скоттов, шита белыми нитками. Но если объективно, то расположившиеся (начиная с 500) в центре Британии воинственные англы заставили пиктов быть поскромнее.
Правда, потом именно пикты англов и окоротили. В 685 англы понесли от пиктов тяжелейшее поражение в битве при Нехтансмере и потеряли свои лидирующие позиции на Острове. Если бы не Нехтансмер, нынешние жители Англии назывались бы не англосаксами, а просто англами, да и вообще непонятно, как бы история повернулась.
Вообще средневековые пикты много разных битв выиграли — со скоттами, с бриттами, с теми же англами. Проиграли тоже. Но это тема не для статьи, и даже не для серии.
Христианство
Ещё святой Ниниан (360−432) достаточно успешно проповедовал христианство среди пиктов. Обращённые были, иначе кто бы церкви строил? А церкви строились.
Около двух сотен лет среди пиктов бытовала свобода вероисповедания, хочешь — будь христианином, хочешь — поклоняйся древним пиктским богам.
Где-то между 570 и 580 святой Колумба убедил Бриде, короля северных пиктов, самого могущественного и, вероятно, верховного, сделать христианство государственной религией. С этих времён пикты — уже вполне настоящие христиане.
Настоящие, да не совсем.
Пока Рим и Константинополь вырабатывали принципы и символы веры, проповедники проповедовали. Проповедовали, ещё не зная, какие теории будут признаны ортодоксальными, а какие объявлены ересью. Вот и получилось так, что кельтская, а за ней и пиктская церкви разительно отличались от ортодоксальной католической. Это вызвало впоследствии множество проблем и многажды аукнулось.
Великая Пиктавия
Римские историки называют двенадцать пиктских племён. Понятное дело, они могут ошибаться, племена могут соединяться и разделяться, уничтожаться и образовываться вновь. Так что может, и не двенадцать. Но около того.
Иногда эти племена друг с другом воевали и земли соседей захватывали. Тем не менее, в общем и целом, было кое-что, их соединявшее. Среди вождей племён, а потом королей, находился один, считавшийся главным или, по крайней мере, самым крутым. От начала времён (насколько позволяют заглянуть письменные источники) лидерами сообщества были северные пикты, каледонии и их потомки.
В конце VII века на первый план выходит королевство Фортри. Или Фортриу (не очень слышная безударная У в конце).
Территория Фортриу как-то у историков перемещается по карте, от Пертшайра до Морэя, в зависимости от взглядов исследователя, есть такое дело. В исторической науке — случай обыденный. Фортриу — южные пикты, или более-менее северные, или вообще переименованные каледонии — вопрос пока открытый. Хотя, вот всё-таки королевский дворец, следы которого найдены в Фортевиоте, рядом с Пертом — за южную версию.
Под эгидой Фортриу в конце VII, практически, после победы при Нехтансмере в 685, начался (или резко усилился) процесс централизации. Пиктавия VIII века — сильное средневековое королевство, немаленькое — от моря до моря и от моря до Форта.
Понятное дело, становление государственности не обошлось без гражданской войны, которая началась в 724 и продолжалась до 732, когда власть окончательно захватил хитрый и агрессивный Энгус мак Фергус. При нём и его преемниках Пиктавия (или Фортриу) всё росла и крепла. Пока викинги не появились.
А что же скотты?
Да, скотты. Но о них — в следующей статье.
Ортодоксальная католическая церковь - звучит как-то нелепо. Есть ортодоксальная христианская церковь (она же православная), а есть католическая. Это две разные ветви христианства.
А пикты, кажется, были все-таки кельтами.
0 Ответить
Владимир Соколов, "ортодоксия" - «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие». Любое учение может быть или не быть ортодоксальным.
Анатолий Рогозин, а вот "Я - православный католик" - действительно неверный перевод.
0 Ответить
Марианна Власова, согласен, привёл этот пример как экстремальный. Возмржно, Григорий имел в виду "правоверный". Хотя на латинском это всё равно будет что-то вроде "ортодокс".
0 Ответить
Владимир Соколов,был такой писатель раннего Средневековья - Григорий, епископ Турский. Может, это издержки перевода, конечно, но неоднократно Григорий повторяет: "Я - православный католик". То есть, не арианин и не гностик.
Это уже гораздо позже возникло противопоставление православия (ортодоксальной церкви) католицизму. да и то это - всего лишь название,лозунг.
О происхождении пиктов сколько исследователей, столько и теорий. Реально никто ничего не доказал. Единственно - ирландцу Колумбе нужен был переводчик.
0 Ответить
Присоединяюсь. Захотелось перечитать "Всемирную историю" - может, там есть что-то в первых двух томах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, очень интересная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить