Похоже, что зависит это не столько от социальной и культурной «продвинутости» того или иного народа или этнической группы, сколько от значимости объекта поклонения в его повседневной жизни.
Для наших предков значение воды было чрезвычайно велико. И это были не пустые суеверия, точнее, не на пустом месте они возникли. Жизнь земледельца напрямую зависит от воды, в частности вод небесных. От своевременности осадков зависит урожай, а от урожая — сама жизнь. Поэтому моления о дожде занимали в культе древних славян столь важное место.
Важно отметить, что объектом поклонения являлась как вода земная — реки, озера, ручьи (а всякое древнее поселение располагается поблизости от источника воды), так и вода небесная и подземная, являющиеся людям по милости богов из верхних и нижних ярусов мира. В верхнем ярусе мироздания это хляби небесные (запасы дождевой воды), ниже уровня земной тверди — подземные воды. В подземном — Нижнем — мире живет его владыка, Ящер. Туда опускается на ночь солнце и, пропутешествовав по водам Нижнего мира с запада на восток, утром восходит.
Кстати, небо в представлениях славян также имело несколько уровней, которые изображались на оберегах. Эти обереги и их производные в том или ином виде дошли до нашего времени. Прежде всего, это орнаментальная вышивка и резьба, украшающие утварь и жилище. Водные знаки часто включаются в орнаменты, в обереги и древние календари. Впрочем, это относится не только к славянам. Всем известный греческий меандр символизирует в том числе и воду. Для славян характерно изображение воды в виде волнистых («зигзаговых») или витых линий над и под земной твердью. Дождь мог также изображаться в виде узора из капель.
С целью привлечь воду на поля или, напротив, уберечь урожай от несвоевременного дождя — словом, повлиять на погоду — использовались примитивные, на наш взгляд, но вполне логичные с точки зрения людей той эпохи приемы. Помимо привычных нашим современникам форм религиозного поклонения, таких как молитва и жертвоприношение (подношение божеству), носители архаических культур прибегали к архаическим же — магическим — средствам. К их числу относились многочисленные манипуляции, связанные с земной водой, с водоемами и источниками.
Как принести жертву небесным водам, не вполне понятно, но способы подношения духам, источникам земной воды очевидны. Источникам или возле них приносили жертвы и осуществляли моления. Вступая в контакт с духами земных водоемов, люди пытались таким образом воздействовать и на воду небесную. Разумеется, никто из нас не имел возможности расспросить далеких предков о том, что они подразумевали, принося в жертву роднику курицу или козла. Однако предположение, что предки проводили эту аналогию, прослеживали прямую взаимосвязь между земной и небесной водой, представляется убедительным.
Богам приносились и человеческие жертвы. Современные приверженцы славянских верований и русофилы-националисты это часто оспаривают, утверждая, что человеческих жертвоприношений у нас не было. К сожалению для тех, чью национальную гордость это почему-то задевает, наука утверждает обратное! Прямые документальные свидетельства до крайности скудны, но косвенные слишком достоверны, чтобы от них можно было отмахнуться. (Впрочем, надо ли отмахиваться от правды? Риторический вопрос!) За давностью лет, даже этнография и фольклор обнаруживают в основном намеки, отдаленные следы обрядовости, связанной с человеческими жертвоприношениями.
Тем не менее такие свидетельства существуют, и их подлинный смысл прослеживается весьма отчетливо. Было бы небезынтересно рассмотреть эту неоднозначную тему в одной из последующих статей.
Понравилось. Ждем-с следующие части водяной саги
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, уже выложена. одна, вторая часть. думаю, дальше будет о традиционных праздниках. ну и естественно, об элементах водного и огненного культов там будет.
0 Ответить
Александр Смирнов, четвертая стихия - земля. Не забудь про неё Подожду всю серию.
0 Ответить
Олег Силантьев, не знаю я особо о культах земли у славян! по крайней мере земли, как стихии. безусловно, поклонение земле как рождающей и кормящей силе было - но едва ли как стихии.
0 Ответить
Тема интересная. Прослежу. Пока всё сплошь верхоглядство. И к чему тут примазаны русофилы-националисты... сам-то автор не русофоб случаем?
0 Ответить
Яак Жетак, ага, русофоб
еще не чисто русский по крови... вот ужас-то!
русофилы (хотя они всего лишь мельком упомянуты) тут к тому, что поборники духовной чистоты славян напрочь отрицают и человеческие жертвы, и другие как бы неприглядные с нашей т.з. вещи. но из песни слов не выкинешь.
верхоглядство... да. краткая статья о том, чему обычно посвящают тома монографий. и то не могут толком разобраться. стараюсь. как могу. на самом деле даже такая статья требует серьезной работы с материалом.
0 Ответить
Александр Смирнов, на самом деле даже такая статья требует серьезной работы с материалом.
Поддержу Вас. На мой взгляд, и по моему опыту, сделать короткий текст гораздо труднее, чем длинный. Точно так же, как сделать короткий фильм. Старания и усердия вкладывается очень много. Всё спрессовывается до насыщения. Нередко приходится выбрасывать чуть ли не самые ценные кадры, если они хотя бы чуть не лезут в контекст. Короткий формат просто не допускает каких-либо неточностей. И, стало быть, короткий формат - это высший пилотаж.
0 Ответить
Прямые документальные свидетельства до крайности скудны...
Точнее их просто нет. А все косвенные можно толковать по разному, как вздумается или хочется "толкователю".
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Алексей Латухов, в общем-то они есть, и даже материальные. в т.ч. захоронения при святилищах. да, глубокая древность. но учитывая преемственность культур, прямые свидетельства летописей, плюс фольклорные свидетельства...
0 Ответить
Хорошо написано. Текст ровный. Но цепляет мало. Хотя и всё вроде бы правильно.
В этом предложении: Однако предположение, что предки проводили эту аналогию, прослеживали прямую взаимосвязь между земной и небесной водой, представляется убедительным. - вторую запятую хочется заменить либо союзом "и", либо взять что-нибудь в деепричастный оборот. А то как-то ... не то.
0 Ответить
Николай Лаврентьев, ну, возможно! постараюсь учесть, спасибо. вообще конструктивная критика уместна, все на пользу
0 Ответить
Александр Смирнов, перечитал еще раз. Местами. И увидел, что ответ на вопрос в названии статьи отсутствует. Во всяком случае, я не нашел. Это первое. Второе: мне кажется, что повысить проникающую способность текста можно путем укорочения предложений, полного изъятия скобок, и главное, точного следования логике "вопрос - ответ". Это я о названии и идущем за ним тексте. Они должны быть одним целым. Тогда статья может заиграть по-другому.
Тема очень хорошая. Чистая. Ясная. Незамутненная. Вот и писать надо так же. Думаю, Вы справитесь.
0 Ответить
Николай Лаврентьев, спасибо! искренне!
0 Ответить