Сказки Александра Роу традиционны для России, как матрешки или березки. Мог ли когда-то ирландец Артур Говард Роу, приехавший в Россию и женившийся на гречанке, мечтать о том, что его сын прославит ирландскую фамилию на весь Советский Союз, да и, пожалуй, на весь мир.
Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые, родные, какие-то уютные. Именно такими представляли мы себе героев русских народных сказок, когда читали в детстве с упоением о Кощее, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной. У Александра Роу был уникальный талант, дар, который в современном кинематографе редко у кого попадается — он мог чувствовать сказку, переносить ее на экран очень осторожно, как нечто хрупкое, стараясь не разрушить сказочного волшебного очарования.
У него был талант к подбору актеров на роли сказочных героев. Чего стоит только Георгий Милляр, сыгравший во всех сказках Роу — где Кощея Бессмертного, где — бабу Ягу… Человек редкого дара перевоплощения, Георгий Милляр стал одной из составляющих волшебства изобразительной кинематографии в сказках Роу.
О сказках Александра Роу можно говорить долго, и всего не расскажешь, но есть несколько, что дороги нашему сердцу особенно.
Это, конечно, в первую очередь, «Морозко», где в главной роли снялась замечательная Наташа Седых, сама словно сошедшая со страниц книги сказок. Сказка «Морозко» увидела свет в 1965 году и сразу полюбилась советским зрителям. В том же году она завоевала невероятно престижный по тем временам приз «Золотой лев Св. Марка» на семнадцатом международном фестивале детских и юношеских фильмов в Венеции.
Эта сказка полюбилась и чехам — настолько, что каждый Новый год ее показывают по телевидению так же традиционно, как у нас показывают «Иронию судьбы» или «Чародеев». Фильм является одним из любимых у Стивена Спилберга, он даже заявил, что именно «Морозко» стал «предтечей многих киношедевров Голливуда». Американцы назвали сценарий сказки лучшим для семейного просмотра, хотя в целом единственным положительным персонажем американцы считают Марфушеньку, поскольку, по их мнению, именно такой должна быть современная женщина — стремящейся найти хорошего мужа и обеспечить достаток в семье.
Еще одна замечательная сказка Александра Роу — «Марья-искусница». История о том, как отставной солдат-барабанщик по дороге домой встречает мальчика, мать которого, Марью-искусницу, похитил водяной царь Водокрут Тринадцатый. Вызвавшись помочь мальчишке вернуть маму, солдат обретает друга, любимую женщину и семью. Сказка очень добрая, интересная, веселая. В фильме задействованы замечательные актеры, как люди, так и животные — сцена с медвежатами стала одной из самых любимых у советских ребятишек. На роль Марьи-искусницы взяли прекрасную Нелли Мышкову, а Георгий Милляр выступил в роли потрясающе харизматичного Квака — слуги Водокрута Тринадцатого.
Сказка «Огонь, вода и… медные трубы» стала одной из последних сказок Александра Роу. Она получила приз за самую лучшую музыку к фильму на Всесоюзном кинофестивале. Здесь вновь в роли Аленушки выступила прехорошенькая Наталья Седых, любимица Роу, а Георгий Милляр выступил сразу в двух ролях — в роли бабы Яги и Кощея Бессмертного. В фильме принимали участие такие звезды кино, как Михаил Пуговкин, Вера Алтайская, Муза Крепкогорская, Леонид Харитонов, Алексей Смирнов и другие. Совершенно очарователен в этой сказке известный по роли отца Настеньки в сказке «Морозко» Павел Павленко, сыгравший Водяного — такого трогательного, беззащитного и умилительного в своем гневе Водяного в сказках Роу еще не было. Фильм замечательный, интересный и яркий.
Помимо этих фильмов, мастерству Александра Роу принадлежат такие работы, как «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Конек-Горбунок», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал». Последним фильмом Роу, сценарий к которому он написал, но снять уже не успел, стал фильм «Финист-ясный сокол». Эту сказку с осторожностью истинного ученика и поклонника таланта Роу снял Геннадий Васильев.
Заслуженный деятель искусств России, народный артист РСФСР, Роу стал таким же атрибутом нашего детства, как бабушкины пирожки, диапроектор или игра в казаки-разбойники. Мы сбегались со всех концов двора к телевизору, чтобы посмотреть очередной выпуск «В гостях у сказки», где обязательно показывали сказки Александра Роу. И мы тогда еще не отдавали себе отчет в том, что всему самому доброму, светлому и красивому в жизни учили нас эти сказки.
И комментировать нечего. Талантливейший киносказочник. Жаль, что сейчас таких нет.
0 Ответить
Игорь Чувашов, будем надеяться, что скоро появится хотя бы наполовину такой же...
0 Ответить