Борис Рохленко Грандмастер

Пять чувств. Что может передать живопись?

Музей Прадо, Мадрид. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин — двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший).

Рубенс, Ян Брейгель, «Зрение» Фото: ru.wikipedia.org

Самое насыщенное полотно — «Зрение». Естественно, что для живописцев «видеть» — значит «жить». Они воспроизвели собственные работы. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько неопознаваемых живописных работ.

Рубенс, Ян Брейгель, «Зрение», фрагмент. Венера и Амур
Рубенс, Ян Брейгель, «Зрение», фрагмент. Венера и Амур
Фото: ru.wikipedia.org

На полках — древнеримские и древнегреческие бюсты философов, полководцев, фигурки — копии скульптур с римских гробниц работы Микельанджело Буонаротти (?). На столе, на полу — астрономические инструменты, морские раковины, монеты и медали, книги. Здесь же мартышки играют очками (пенсне) и зрительной трубой.
Центральное место — Венера и Амур, как символ того, что всем в мире движет любовь.

На левой стене — большой гобелен, перед ним — шкаф с кубками, модель вселенной.

В проеме арки — городской пейзаж и фонтан во дворе дома, в котором располагается это собрание.

Справа видно галерею с высоким расписным арочным потолком и с картинами по всей стене (над попугаем просматривается «Снятие с креста) и полноразмерными статуями (самая крупная, ближе к рамке с цветами — Венера, рядом с ней — Эрот с луком, самая высокая — Геракл с дубиной на пьедестале).

Рубенс, Ян Брейгель, «Обоняние»
Рубенс, Ян Брейгель, «Обоняние»
Фото: ru.wikipedia.org

В картине «Обоняние» центральное место отведено Флоре — богине цветов, одной из богинь плодородия в греческом пантеоне богов. Рядом с ней — путти, младенец. Слева, до самого верха картины — мальва, пониже — тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, вверху справа — сирень. На заднем плане две женщины снимают с растущих вдоль стены кустов цветы (белые розы?).

Рубенс, Ян Брейгель, «Обоняние», фрагмент. Перегонка
Рубенс, Ян Брейгель, «Обоняние», фрагмент. Перегонка
Фото: ru.wikipedia.org

Стол с посудой для ароматов, печка с ретортами для перегонки ароматов.

Позади ствола мальвы — печь с горящими углями, на ней — перегонный аппарат. Чуть в глубине — еще одна печь с перегонным аппаратом. Справа поодаль на круглой печи стоит большая колба со сложной крышкой, на которой сбоку располагается реторта для сбора конденсата (тоже перегонный аппарат).

Чуть поодаль справа — косули, из желез которых добывали ароматические вещества.

Рядом с Флорой на полу — баночки, скляночки и зверюшки (может быть, их железы использовались для приготовления стойких духов?). Слева от нее — горящие угли в круглой жаровне, на углях стоит ваза с чем-то пахучим. А что бы значил на этой картине пес? Вероятно, его нарисовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам.

Рубенс, Ян Брейгель, «Слух»
Рубенс, Ян Брейгель, «Слух»
Фото: ru.wikipedia.org

На полотне «Слух» звуки, естественно, воспроизвести нельзя. Но на чем и как воспроизвести звуки: музыкальные инструменты, ансамбль на репетиции и сама покровительница музыки муза Эвтерпа играет на кифаре (?).

В левом простенке — триптих «Благовещение», как иллюстрация того, что Мария услышала, что она родит Христа.

Рубенс, Ян Брейгель, «Слух», фрагмент. Урок музыки для детей
Рубенс, Ян Брейгель, «Слух», фрагмент. Урок музыки для детей
Фото: ru.wikipedia.org

На рабочем месте музыкантов (круглый стол с пюпитрами) стоит метроном, на трехногих табуретках — подушечки, слева, справа и на полу — смычковые инструменты (контрабас, виолончель, альт, скрипки), на полу — флейты. На жердочке сидят попугаи, скорее всего — говорящие.

Рубенс, Ян Брейгель, «Осязание»
Рубенс, Ян Брейгель, «Осязание»
Фото: ru.wikipedia.org

В картине «Осязание» ярким пятном — материнский поцелуй, как самое сильное ощущение осязания: Венера целует Амура в губы.

Слева — гора рыцарских доспехов, на заднем плане — кузница этих же доспехов.

Рубенс, Ян Брейгель, «Осязание», фрагмент. Кузнец
Рубенс, Ян Брейгель, «Осязание», фрагмент. Кузнец
Фото: ru.wikipedia.org

На столе рядом с Венерой — инструменты (хирургические?), на полу — какие-то бумаги с печатями и гусиное перо.

Почти у самого правого края картины, на столе лежит треххвостая плетка — инструмент воспитания.

Рубенс, Ян Брейгель, «Вкус»
Рубенс, Ян Брейгель, «Вкус»
Фото: ru.wikipedia.org

В картине «Вкус» за богато накрытым столом сидит соблазнитель Пан и предмет его вожделения — нимфа Сиринга. Он ей подливает вино в огромную чашу, она подносит ко рту что-то из закусок (видимо, взяла с блюда справа). У него на лице — коварство, у нее — сомнение. Но стол настолько красив, а этот урод так любезен. И никого нет рядом! Почему бы и не выпить? Может, обойдется?

Рубенс, Ян Брейгель, «Вкус», фрагмент. Нимфа и сатир
Рубенс, Ян Брейгель, «Вкус», фрагмент. Нимфа и сатир
Фото: ru.wikipedia.org

На столе — несколько пирогов: с уткой, с гусем, с павлином, с лебедем! Здесь же устрицы, зажаренная на вертеле курица, мелкие птички, рак.

А перед столом что творится! Битая дичь: заяц, косуля, пернатые, горой лежит виноград, тут же тыква…

Слева на заднем плане — кухня, под окном стоит кухонный шкафчик (нечто подобное в былые времена стояло у нас на кухне.)

На открытом огне на вертелах жарят поросят, рыба навалом лежит у порога, ждет своей очереди… Не очень понятно, кто это будет есть, неужели эта прелестница?

Как родились картины? Что заставило авторов потратить время и усилия? Возможно, желание познакомить детей с разнообразием мира (к тому моменту — картины датируются 1618 годом — у Яна Брейгеля дети уже были взрослыми, а у Рубенса старшему сыну было 3 года).

В этих произведениях поражает их энциклопедичность. Для того, чтобы изобразить, надо было это видеть и надо было об этом знать. Кроме того, эти полотна — как фотографии того времени. Картины, музыкальные инструменты, убранство стола, мебель, кухонная утварь — чего только нет.

Эти картины Ян Брейгель и его потомки повторяли в разных вариантах — видимо, была потребность.

Идеи такого рода носились в воздухе. Разные художники в разные времена писали картины о природе (цикл Joachim Beuckelaer «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»). А когда книги стали доступнее, дешевле, появился учебник Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».


Что еще почитать по теме?

Ян Брейгель и Рубенс, «Слух». Как они это видели?
Ян Брейгель и Рубенс, «Обоняние». Как они это видели?
Ян Брейгель и Рубенс, «Зрение». Как они это показали?

Обновлено 18.12.2016
Статья размещена на сайте 21.07.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • прикольно что все равно все картины зрение. слушать картину нельзя

    • Чита, и цвет и звук - это всего лишь волны (с точки зрения "азбучной физики"). Природа одна, а чувства восприятия - разные. Вот, например, Мусоргский, если не считать «Женитьбы» — оперы, замысел которой носил специфический характер,— либретто всех остальных своих сценических произведений писал самостоятельно. Почему? А он либретто просто СЛЫШАЛ раньше музыки. Конечно, в «Борисе Годунове» и «Сорочинской ярмарке» многое в тексте от Пушкина и Гоголя, но он слышал свой текст, почему же нельзя слушать и слышать картину?

  • Металл в осязании? Куда комфортнее ткани, мех.

    Оценка статьи: 5